Стоило мне "завязать" с исследованием истории беженства в годы Первой мировой войны, как актуальность этой темы приобрела невиданные размах и остроту.
Не только в России, но и в Европе.
В этой связи решил всё же высказаться по предмету, которому уделил немало времени и сил.
(
Read more... )
Генеральний секретарь внутрiшнiх справ Української Центральної Ради - Московскому губернскому комиссару
30 сентября 1917 г.
Генеральный Секретариат по Внутренним делам на Украине осведомившись о том, что немецкие колонисты, выселенные из мест постоянного своего жительства, в настоящее время целыми партиями в отдельных по наряду вагонах по железной дороге возвращаются в свои колонии Волынской и Подольской губерний, не имея на то разрешения ни от Главнокомандующего Юго-Западным Фронтом, ни от губернских Комиссаров и силою выселяя временно осевших на их колониях беженцев производят на местах междуусобия и беспорядок, просит Вас неотложно употребить силу [зачеркнуто] все меры для [надписано чернилами сверху] оставления немецких колонистов на местах их временного поселения и не допустить возвращения их на места постоянного жительства до окончания войны.
[Центральный государственный архив г. Москвы. Машинопись]
Это лишь один из множества примеров.
Уже в 1917 году начался процесс возвращения части беженцев в регионы изначального проживания, завершившийся уже в начале 1920-х годов.
Поскольку с февраля по октябрь 1917 года все государственные да и большинство частных организаций, занимавшихся проблемой беженства, были упразднены - решать её пришлось советской власти, усилиями Центральной коллегии о пленных и беженцах (Центропленбежа, с 20 марта 1920 г. - Центроэвака).
Reply
Leave a comment