Жопоголизм тайного советника Кравкова, или Об историческом источнике и его полезности

May 18, 2015 18:57

В минувшем году в свет вышла публикация интересного источника по истории Первой мировой войны на Русском фронте:

Кравков В. П. Великая война без ретуши. Записки корпусного врача. М.: Вече, 2014. - 416 с.: ил.

В своем предисловии к этим запискам доктор исторических наук Е. С. Сенявская указывает:
"Их автор, оказавшийся в самом центре общественных потрясений, - человек высоко образованный, литературно одаренный, тонко чувствующий, склонный к саморефлексии, а главное - способный на глубокое осмысление происходящих вокруг событий, анализ их причин и возможных последствий, - это источник поистине уникальный".

Я приобрел данное издание, приступил к его чтению... И вот что хотел бы сказать, прежде чем делиться цитатами из текста:
я отнюдь не сторонник героизации или глорификации Первой мировой войны и её повседневности. Это не секрет. Некоторые даже осквернителем величают)
Но первое впечатление от чтения даже у меня выразилось в двух риторических вопросах:
1) Простите, что за нытье?..
2) Где я уже мог читать это?

Ответ на второй вопрос нашелся быстрее: Лемке. Как он есть.
По первому же пункту я решил продолжил чтение.
И не то чтобы уверился в правоте первого впечатления, но понял для себя: что могли бы называть "жопоголизмом" столетие тому назад.

А в ответ на неизбежное возмущение таким не то что ненаучным - беспардонным отношением и характеристике источника и его автора, - приведу-ка несколько цитат.

Еще раз:
- да, у автора была тонкая душевная организация;
- да, у него была напряженные отношения с супругой, у дочки - прогрессирующая глухота;
- да, тягость положения дел на передовой в ту пору сложно преувеличить.

Но мне по ознакомлению с первой половиной текста записок Кравкова они показались в известной мере бесполезными.
Обычно таковыми дневники или мемуары делает отсутствие справочного аппарата, пояснительных примечаний к персоналиям, топонимам, датам и т.д. Здесь они - в количестве.
Но автор попросту подменил рефлексиями фактическую сторону нарратива. На его доводы мягко говоря сложно опираться в исследовании.
Да, и не ищите там военной медицины - её в тексте сущий минимум, хотя, казалось бы...

Увы, нытье, как оно есть. Судите сами - большая часть цитат была найдена простым перелистыванием, _без_ отбора:

8 августа 1914 года:
"Передо мной неподдающаяся описанию мрачная картина полного разгула наглого самодурства, безбрежного невежества в своем деле, забубенного узколобого эгоизма, вопиющей бессовестности, совершенного отсутствия у власти стоящих людей и элементарного чувства долга".

22 сентября 1914 года:
"Выбрасываю скоплявшиеся у меня про черный день засохшие куски черного и белого хлеба, так как имею возможность пользоваться мягким"

19 ноября 1914 года:
"Вчера поднялся было наш аэроплан, но... по обыкновению - не высоко, не надолго и при спуске поломался!!
Так характерно в моем представлении этим аэропланом символизируются всякие у нас на матушке Руси начинания!..
Все сводится к лаптеплетству, а не к художественной работе".

4 февраля 1915 года:
"Вильгельм и Гинденбург теперь пожинают заслуженные лавры своего гения; в сопоставлении с нами - как скудоумен наш Генеральный штаб без малейших проявлений мыслительного творчества, художественности - артистичности в планах; своего рода фельшеризм!"

8 февраля 1915 года:
"Под Ломжей наш Гвардейский корпус понес огромные потери.
Вера в наших вождей, чувствуется мне, у нашего "серого" значительно поколеблена.
При всем моем неуважительном отношении еще до войны к искусству наших стратегов, приходится теперь еще более разочаровываться в них - "как ни садитесь, а в музыканты не годитесь".
Быть народному гневу и народной расправе с захребетниками, паратизами, кровопийцами! Жертвы эксплуататорских аппетитов вопиют к небу!"

10 февраля 1915 года:
"Сиверс по телефону просил Рузского освободить его от командования армией; Рузский чувствует себя больным и очень желает тоже освободиться от командования армиями фронта.
В критическую минуту наши вояки, потерявши головы, все не прочь утечь с поля брани. <...>
Все наши вожди - фокусники, мазурики и штукмейстеры без капли истинного патриотизма. Отвратительные твари!"

12 февраля 1915 года:
"О, как бы я обожал всех этих георгиевских кавалеров, если бы не стоял я так близко ко всему, чтобы видеть, как у нас получаются и всякие внешние отличия!"
...И буквально на следующий же день...
13 февраля 1915 года:
"Лазурное небо, ласковый призыв солнца, весна... весна идет... В довершение благостности узнал, что высочайшим приказом от 25 января я награжден орденом Св. Станислава 1-й степени. Теперь я, значит, генерал настоящий - со звездой и лентой через плечо..."

17 марта 1915 года:
"Сенсационным сообщением - история с Мясоедовым. Но что, в сущности, и она, и он в ряду с целым комплексом прочих этиологических факторов, делающих Россию неизбывно несчастной?!"

17 мая 1915 года:
"России на ратном поле посчастливилось очутиться в благодатнейшем сообществе с государствами прогрессивно-демократического строя. В хорошем же сообществе и плохой человек делается хорошим".

23 мая 1915 года:
"Перед германцами мы оказались полными банкротами; не пора ли капитулировать? Интересно, как будут теперь извертываться военные обозреватели прессы, убаюкивающие общественное мнение нашими quasi-успехами?"

27 июля 1915 года:
"Наша русская история мне представляется сплошным враньем, и правду ее, мне думается, надо черпать лишь из иностранных источников.
Как далекая наблюдаемая теперь мной действительность от той, которая изображается нашими корреспондентами с театра военных действий - немировичами-данченками, петровыми и tutti quanti!
Ведь как слюняво ни расписывают щелкоперы, а несомненно одно, что серые бойцы наши ой как воевать не хотят; воевать желают лишь гранды, преследующие свои личные интересы в войне, да разве юнцы, начитавшиеся Жюля Верна, Майн Рида, Купера и Густава Энара".

4 июля 1915 года:
"Мой prognosis касательно успехов нашего оружия: к осени потеряем всю Польшу, Прибалтийский край до Риги, и в угрожаемое положение станет Петербург.
Да неужели мы и затем должны воевать, несмотря на ясные доказательства, что мы не в состоянии бороться с немцем?! Можем ли мы отыгрываться?.."

_______________________________________

Пока довольно. Продолжу в другой раз, буде кому-нибудь станет интересно.

P.S.
Извините за цинизм, если кого-то ------ .

Первая мировая война, источники, история, сорванный триумф

Previous post Next post
Up