"Нет!" падению цен на бензин
Правительство приостанавливает действие временного запрета на экспорт бензина для производителей топлива до 30 июня 2024 года. Ограничения сохраняются с 1 июля по 31 августа.
Вы понимаете? Действие временного запрета временно приостановлено. Смешно? Ручное управление в действии.
И почему правительство это сделало?
«...с учётом насыщения внутреннего рынка автомобильного топлива, недопущения снижения объёмов переработки отдельными нефтеперерабатывающими предприятиями из‑за затоваривания автомобильным бензином, а также необходимости освобождения портов от объёма топлива, планировавшегося к экспорту, но не вывезенного непосредственными производителями после введения ограничений». (
отсюда)
Вот прямо затоваривание рынка бензина у нас? Цены, наверное, падают?
Ничуть не бывало.
Согласно Росстату, цены на бензин с декабря прошлого года выросли на 1,4%. А вот производство бензина упало (-7,9% в марте к марту прошлого года) - атаки украинских беспилотников на российские НПЗ не прошли даром.
Понимаете, что происходит?
1️⃣ Перепуганное атаками российское правительство вводит запрет на экспорт бензина, боясь быстрого роста цен на бензин из-за сокращения производства.
2️⃣Нефтяники не торопятся на внутренний рынок, а наполняют топливные склады в портах. В итоге цены на бензин вовсе не падают.
3️⃣Правительство, видя затоваривание в портах, входит в положение нефтяников и временно дает окно - месяц на вывоз излишков. А то ведь, если так пойдет, то и цены на внутреннем рынке на бензин действительно могут упасть.
4️⃣Нефтяники за месяц опустошат склады, вывезут, сколько смогут, и снова начнут их заполнять. А еще через 2 месяца действие «временного ограничения» будет закончено.
5️⃣В итоге цены на бензин вниз не пойдут. Нефтяники пролоббировали, правительство согласилось.
Такая вот забота о российском народе в ручном режиме.
--
Призрак экономики *
Возможное снятие запрета на экспорт бензина может косвенно свидетельствовать о том, что между нефтяниками и регуляторами достигнут новый компромисс: нефтяники удерживают розничные цены на топливо в границах инфляции, но при этом регуляторы разрешают экспорт.
По данным Росстата, по итогам марта 2023 г. 12-месячный прирост розничных цен на автомобильный бензин составил 8,0%, а на дизельное топливо - 10,6%. Для сравнения: годовая инфляция в марте 2024 г. составила 7,7%.
При этом на внутреннем рынке сохраняются риски дефицита. По данным Росстата, среднесуточное производство автомобильного бензина в России на неделе с 29 апреля по 5 мая 2024 г. достигло 112 тыс. тонн в сутки - это на 14% ниже в сравнении с последним по времени максимумом, зафиксированным на неделе с 19 по 25 февраля 2024 г., когда среднесуточное производство автомобильного бензина достигло 129 тыс. тонн в сутки.
Для сравнения: по данным ЦДУ ТЭК, внутренний спрос на автомобильный бензин в РФ в «докризисном» 2021 г. составлял 100 тыс. тонн в сутки.
Если в производстве дизеля на долю экспорта в «досанкционные» времена приходилось около 50%, то в производстве автомобильного бензина - не более 15%. Однако экспорт важен для поддержания маржинальности нефтепереработки, на которую негативно влияют как риски «форс-мажорного» ущерба для инфраструктуры НПЗ, так и негласные политические ограничения на повышения цен, которые сдерживали ралли на топливном рынке в первые месяцы 2024 г.
Необходимость компенсации издержек, скорее всего, подталкивает регуляторов к снятию запрета на экспорт. Хотя не менее эффективным могло бы стать сокращение акцизов, повышение которых в последние годы было одним из драйверов роста цен: с 2019 по 2024 гг. акциз на бензин 5 класса увеличился на 22% (до 15 048 руб. за тонну). Однако с сокращением акцизов акцизов вряд ли согласится Минфин, особенно с учетом того, что почти 75% поступлений по акцизам на бензин и дизель направляются в региональные бюджеты.
Родионов ***
Страны с минимальными ценами на бензин