Опыт исторического интервью. Владимир Познер и Николай I (5)

Apr 01, 2012 11:53

В.ПОЗНЕР. Напоминаю нашим телезрителем - вы смотрите программу «Познер» На мои вопросы сегодня отвечает император Николай I.

Ваше Величество! Я понимаю, как неприятно слышать в свой адрес критические слова.
Давайте сменим тему разговора и отметим Ваши несомненные достоинства.
30 лет Вашего царствования были временем удивительной стабильности. Таких периодов в российской истории было совсем немного. Время царствования Алексея Михайловича в XVII веке. Отчасти правление Екатерины II в XVIII веке, но только отчасти, потому как восстание Пугачева, как мы помним, пришлось на его начало. Период правления Леонида Ильича Брежнева в XX веке. Вот и все, что приходит на память. Кстати, сегодняшнее президентство Владимира Владимировича Путина, также отличается стабильностью.
Надо признать, что счастливо те поколения, которым выпадало жить в эпоху застоя. Другое дело, что после подобной стабильности, как правило, следует обвал и крушение системы, а также взрыв реформаторской активности.

(Пауза).

Вас называли «рыцарем на троне». И это не случайно. Рассказывают, что однажды вы несправедливо наказали одного из офицеров, но поняв свою ошибку, публично признались и попросили прощение. Помните этот случай?

НИКОЛАЙ I. Хорошо помню. Это был утренний смотр. Я выехал вперед и крикнул: «Парад стой. Львов, ко мне. Львов прости меня, я виноват». После чего обнял офицера. Все были растроганы до слез, а я больше всех.

В.ПОЗНЕР. По воспоминаниям современников вы вели здоровый, и даже аскетический образ жизни, никогда не пропускали воскресных богослужений. Не курили сами и не любили курящих, не употребляли крепких напитков. Вы много ходили пешком, занимались строевыми упражнениями с оружием. Предпочитали одеваться в простую офицерскую шинель, спали на жёсткой кровати. По словам архиепископа Херсонского Иннокентия (Борисова), «это был <…> такой венценосец, для которого царский трон служил не возглавием к покою, а побуждением к непрестанному труду».
Известна Ваша рачительность и бережливость. Вот что пишет Историк Платонов «Император Николай наследовал от времени Александра большое расстройство финансовых дел. Министром финансов при императоре Николае был ученый-финансист генерал Е. Ф. Канкрин, известный своей бережливостью и умелой распорядительностью. Ему удалось составить в государственном казначействе значительный запас золота и серебра».
Уважаемые телезрители, министр финансов Канкрин вам никого не напоминает из современных деятелей нашего правительства? Мне лично напоминает.

(Пауза).

Итак, Вам удалось привлечь к государственной работе многих талантливых людей, «сформировать», как мы сказали теперь, сильную команду. Это и полководец фельдмаршал И. Ф. Паскевич, и министр государственных имуществ граф П. Д. Киселёв, и тот же министр финансов граф Е. Ф. Канкрин, и архитектор Константин Тон, который выполнял при Вас функцию государственного архитектора и других.

Вы содействовали развития технического образования в России. При Вас была построена первая железная дорога, названная Николаевской. Примечательно, что, изучив техническую документацию, вы потребовали уширения российской колеи по сравнению с европейской, справедливо опасаясь, что неприятель сможет приехать в Россию на паровозе. И действительно через сто лет это существенно затруднило снабжение немецких оккупационных войск, напавших на Советский союз. Надо отдать должное Вашей дальновидности.

В отношении религии и церкви. Вы лично занимался делами православной церкви. При Вашем правлении существенно увеличиваются государственные расходы на ее нужды. Ассигнования Синоду увеличены вдвое. Вы не терпели «вольномыслия» в вопросах веры, а также любых посягательств на православную церковь, подрыв ее позиций.
Епархиальные архиереи фактически были превращены в помощников губернаторов по церковным делам. За «благонадежностью» архиереев следило III отделение. Тем самым достигались еще большая бюрократизация управления церковью и подчинение церкви светской власти. Так считаю историки.

Во внешней политике Вы посвятили себя борьбе с любыми проявлениями «духа перемен» в европейской жизни. Вы активно поддерживали монархические режимы и препятствовали, как сейчас бы мы сказали «оранжевым революциям». При Вас Россия получила нелестное прозвание «жандарма Европы».

Крайне любопытные отношения сложились у Вас с деятелями отечественной культуры. Вас высоко ценил Николай Васильевич Гоголь, который восторженно отзывался о Вашем поступке во время эпидемии холеры в Москве. Гоголь писал: «Стремление воздвигнуть и ободрить падшего - черта, которую едва ли показал кто-нибудь из венценосцев».
Следует признать, что Николай Васильевич был благодарен Вам за благосклонный отзыв о его комедии «Ревизор».

НИКОЛАЙ I. Уморительная пиесы и крайне полезная. Досталось в ней всем, а более всех мне самому. Я много смеялся, а после велел всем министрам непременно посмотреть эту комедию.

В.ПОЗНЕР. Николай Васильевич был также признателен Вам за снятие ограничений по цензуре на его роман «Мертвые души». И вообще, к концу Вашего царствования Гоголь резко изменил свои взгляды на самодержавие, которое стал хвалить, и даже в крепостном праве уже почти не видел никакого зла
А вот Александр Сергеевич Пушкин. Скажите, какие отношения сложились у Вас с поэтом?

НИКОЛАЙ I. Я всегда считал его самым умным человеком России. Но он был крайне опасен именно в силу своего ума и таланта. Он являл собой вождя вольнодумцев. Поэтому я сам стал его цензором.

(Пауза).

Я впервые увидел Пушкина после моей коронации, когда его привезли из заключения в Москву совсем больного и покрытого ранами от известной болезни. «Что сделали бы вы, если бы 14 декабря были в Петербурге?» - спросил его между прочим. - Стал бы в ряды мятежников, - отвечал он. На вопрос мой, переменился ли его образ мыслей и даёт ли он мне слово думать и действовать иначе, если я пущу его на волю, он наговорил мне пропасть комплиментов насчет 14 декабря, но очень долго колебался прямым ответом и только после длинного молчания, протянул мне руку, с обещанием - сделаться другим. Но обещания своего не сдержал.

В.ПОЗНЕР. Александр Сергеевич, судя по всему, испытывал к Вам противоречивые чувства. С одной стороны его стихотворение «Нет, я не льстец, когда царю хвалу свободную слагаю». А с другой он полагал, что «в России нет закона, а столб - и на столбе корона». В своем дневнике Пушкин также писал «В нём много прапорщика и немного Петра Великого».

(Пауза).

НИКОЛАЙ I. Бог ему судья. Я ставлю себе в заслугу то, что довёл Пушкина до кончины христианской.

В.ПОЗНЕР. Известно, что вы оказывали покровительству Александру Сергеевичу и помощь его семье. Но, видимо, Пушкину оказался неблагодарным поэтом. Он даже отказывался приходить на балы, на которые Вы приглашали его лично. Ну, что ж, такой у него был характер.
И вообще деятели культуры разделились в своем отношении к Вам. Одни Вас восхваляли, другие критиковали. А вы платили им той же монетой. Одних поддерживали, а других подвергали преследованиям. Примеров множество. Я не стану все их перечислять. Упомяну только несколько: Поэт Полежаев был отдан в солдаты, Лермонтов дважды ссылался на Кавказ, Тургенев в 1852 году был арестован, а выслан в деревню.
По Вашему распоряжению были закрыты журналы «Европеец», «Московский телеграф», «Телескоп». Запрещёны к постановке в России Шиллер, запрещена пьеса Островского «Свои люди - сочтёмся».
Профессор Погодин был отдан под надзор полиции. Подвергался преследованием Полевой. Любопытно, что граф Уваров так писал о журнале Полевого «Московский телеграф»: «Это проводник революции, он уже несколько лет систематически распространяет разрушительные правила. Он не любит России».

(Пауза).

Давайте перейдем к другим темам. Армия была Вашим любимым детищем. Армии Вы посвятили много и сил и труда. Рассказывают, что даже туалетная комната в Вашей резиденции была украшена батальными картинами. Как же так получилось, что англо-французский экспедиционный корпус, высадившийся в Крыму в 1853 году, нанес поражение миллионной русской армии?

НИКОЛАЙ I. Война еще не закончена. Я верю, что итогом этой трудной войны станет полная победа русского оружия.

В.ПОЗНЕР. Напоминаю нашим телезрителем - вы смотрите программу «Познер» На мои вопросы сегодня отвечает император Николай I.

У меня осталось еще много вопросов, но я не смею больше испытывать Ваше терпение. По традиции в конце программы, я задаю вопросы из знаменитой анкеты Пруста. Был такой писатель во Франции. Прошу Вас ответить на них
Ваша самая характерная черта?

НИКОЛАЙ I. Твердость.
В.ПОЗНЕР. Что является Вашим главным недостатком?
НИКОЛАЙ I. Снисходительность.
В.ПОЗНЕР. Какое Ваше любимое занятие?
НИКОЛАЙ I. Армейский парад.
В.ПОЗНЕР. Какова Ваша мечта о счастье?
НИКОЛАЙ I. Благополучие Отечества моего.
В.ПОЗНЕР. Что Вы считаете самым большим несчастьем?
НИКОЛАЙ I. Поражение Отечества.
В.ПОЗНЕР. В какой стране Вам хотелось бы жить?
НИКОЛАЙ I. В Российской империи
В.ПОЗНЕР. Ваш любимый писатель?
НИКОЛАЙ I. Марк Аврелий.
В.ПОЗНЕР. Любимый литературный герой?
НИКОЛАЙ I. Дон Кихот.
В.ПОЗНЕР. Любимый исторический герой?
НИКОЛАЙ I. Муций Сцевола.
В.ПОЗНЕР. Что вы больше всего ненавидите?
НИКОЛАЙ I. Предательство.
В.ПОЗНЕР. Исторические персонажи, которых Вы презираете?
НИКОЛАЙ I. Мазепа.
В.ПОЗНЕР. Какой момент в военной истории Вы цените больше всего?
НИКОЛАЙ I. Бородинское сражение.
В.ПОЗНЕР. Реформа, которую вы цените особенно высоко?
(Пауза).

НИКОЛАЙ I. Отмена крепостного права, произведенная своевременно.
В.ПОЗНЕР. Способность, которой вам хотелось бы обладать?
НИКОЛАЙ I. Стойкость.
В.ПОЗНЕР. Как Вы хотели бы умереть?
НИКОЛАЙ I. На поле сражения.
В.ПОЗНЕР. К каким порокам Вы чувствуете наибольшее снисхождение?
НИКОЛАЙ I. Стяжательство.
В.ПОЗНЕР. Ваш девиз?
НИКОЛАЙ I. Всегда быть полезным отечеству и тому, которому я присягнул.
В.ПОЗНЕР. Если бы Вы предстали перед Богом, чтобы Вы ему сказали?
НИКОЛАЙ I. Прости.

(Пауза).

В.ПОЗНЕР. Ваше Величество, я благодарю Вас за участие в нашей передаче. Спасибо.

(Пауза).

Николай I встает и выходит из кадра.

В.ПОЗНЕР. Уважаемые телезрители мы с Вами хорошо знаем, чем закончилась Крымская война. Это было катастрофическое поражение России. Николай I не дожил до окончания войны.
По словам современного историка Сергея Владимировича Мироненко, я цитирую: (читает.) «В конце своей жизни он пережил тяжелейшее разочарование. Николай был уверен, что создал идеальное государство, а выяснилось, что это совершенно не так. Крах Николаевской системы, который проявился в поражении в Крымской войне, стал для него тяжелейшим ударом. Известно, что он жил в Петергофе и его часто встречали в саду, где он по ночам не мог уснуть и ходил по Петергофскому парку, плакал, крестился, молился и наконец, скончался18 февраля 1855 года».
И напоследок зачитаю текст написанный Анной Фёдоровной Тютчевой, дочерью известного поэта, фрейлиной Высочайшего двора, посвященный царствованию Николая I.
«Этот Глубоко искренний в своих убеждениях, часто героический и великий в своей преданности тому делу, в котором он видел миссию, возложенную на него провидением, можно сказать, что Николай I был донкихотом самодержавия, донкихотом страшным и зловредным, потому что обладал всемогуществом, позволившим ему подчинять всё своей фанатической и устарелой теории и попирать ногами самые законные стремления и права своего века. Вот почему этот человек, соединявший с душою великодушной и рыцарской характер редкого благородства и честности, сердце горячее и нежное и ум возвышенный и просвещённый, хотя и лишённый широты, вот почему этот человек мог быть для России в течение своего 30-летнего царствования тираном и деспотом, систематически душившим в управляемой им стране всякое проявление инициативы и жизни».

(Пауза).

Такие времена!
Previous post Next post
Up