Опыт исторического интервью. Владимир Познер и Николай I (3)

Apr 01, 2012 11:43

В.ПОЗНЕР. Напоминаю нашим телезрителем - вы смотрите программу «Познер» На мои вопросы сегодня отвечает император Николай I.

Ваше Величество, на ваш взгляд, почему эти люди вышли на Сенатскую площадь. В чем причина? Что ими двигало?

НИКОЛАЙ I. Это вопрос я сам множественное число раз задавал себе и отвечал неодинаково. Были среди заговорщиков те, кто пошел на преступление по злобности характера и устремлений, но таковых было немного, большей частью выступили по недомыслию и от веского заблуждения.

В. ПОЗНЕР. Понятно. То есть Вы даже не допускаете мысли, что декабристы имели твердые нравственные убеждения и действовали по совести.

НИКОЛАЙ I. Ничем не может быть оправдан бунт против легитимной власти. Все это следствие французской заразы, безбожия и вольтерьянтсва разнесенной по миру сицилианским чудовищем. Долг всей моей жизни искоренять эту чуму и заблуждение.

В. ПОЗНЕР. Позвольте мне высказать свои соображения по этому поводу. Всякий русский человек, побывавший в Европе, возвращается в Россию с мыслью, что так жить нельзя, то есть нельзя жить в отсталой стране и необходимо срочно переустроить Отечество по европейскому образцу. Будь то царь, как например Петр I или самый обычный гражданин. Когда же одновременно множество русских людей возвращаются из Европы, а такое уже не раз случалось в нашей истории, тогда и возникает сильное общественное брожение. В 1815 году десятки тысяч русских солдат и офицеров вернулись из заграничных походов Александра I. Лучшие из них, наиболее совестливые и думающие организовали тайные общества с целью переустроить Россию. Они были вынуждены делать это втайне, поскольку для открытой и легальной деятельности у них не было условий. А государство вместо того, чтобы воспользоваться этой энергией общества для прогрессивных преобразований, всячески этому препятствовало. Кстати, нечто подобное происходит и в наше время.

НИКОЛАЙ I. Просвещенный государь лучше многих других знает, в чем нуждается его подданные и Отечество. Он один способен удержать страну от гибельного пути, искоренить злую волю и направить на путь истинные заблудшие души, изможденные сомнением.

В. ПОЗНЕР. Вы серьезно полагает, что декабристы, все эти мужественные офицеры прошедшие войну 12-го года, зрелые и опытные люди были кем-то введены в заблуждение?
Ну, хорошо. И все-таки, почему вы не воспользовались широким общественным движением для преобразования страны. Вы же хорошо понимали, что стране необходимы реформы?

НИКОЛАЙ I. Всему есть свое время. Нельзя собрать урожай ранней весной. Нужно чтобы плод вызрел до срока. Можно поторопиться и сорвать с ветки зеленое яблоко, а после испробовать кислый вкус и выбросить. А можно дождаться спелого налива. По мне даже лучше промедлить и собрать паданки годные для сладкого варенья, чем сгубить все своей торопливостью.

В. ПОЗНЕР. Иными словами в период вашего царствования условия еще не созрели, а общество оказалось не готово. Если бы вы знали, сколько раз в истории нашей страны повторялась эта фраза. По-моему, общество никогда и не будет готово к преобразованиям, если отстранять его от дел и чуть что и бить по рукам.
В связи с этим я приведу слова историка Василия Осиповича Ключевского: Николай поставил себе задачей ничего не переменять, не вводить ничего нового, а только поддерживать существующий порядок, восполнять пробелы, чинить обнаружившиеся ветхости...
Он сам лично ревизовал столичные учреждения: бывало, налетит в какую-нибудь казенную палату, напугает чиновников и уедет, дав всем почувствовать, что он знает не только их дела, но и их проделки.
Царствование Николая I было временем развития чиновничества, знати, табели о рангах. Взявшись руководить громадной империей без всякого участия общества, Николай должен был усложнять механизм центрального управления. Вот почему в его царствование создалось громадное количество новых департаментов новых канцелярий, комиссий и т. д.
И еще одно существование высказывание. Французский посол Лаферроне считал, что в оппозиции в России состоит все высшее русское общество. "Главная беда в том, - писал он, - что люди самые благоразумные, те, кто с ужасом и отвращением взирали на события 14 декабря, между собой думают и говорят как бунтовщики. Говорят, что преобразования необходимы, что нужен новый свод законов, что следует изменить основания, и формы отправления правосудия, оградить крестьян от невыносимого произвола помещиков, что опасно пребывать в неподвижности и необходимо, хотя бы издали, но идти за веком и немедленно готовиться к еще более решительным переменам".
Previous post Next post
Up