13 октября. Пятница, утро
СЛЕТЕЛ с перевала к совону - у гингко маячила пара иностранцев примерно моих лет. Американцы? Канадцы? До сих пор встречались одни канадцы. Подкатил к паре: "Хай". - "Хай". Хм, тоже канадцы. Канадские велотуристы осенью в Корее - интересная тенденция. Разговорились. Пенсионеры из Келоны. Путешествуют по свету. Она выглядит мощнее. Он так и сказал: "Шэрон сильнее меня. За ней не угнаться". Хм, так и с кореянками. Они, чем старше, тем сильнее становятся своих партнёров. Должно быть, такое с женщинами - мировая универсалия. Посмотрим, как у нас с бубеле будет через десять-пятнадцать лет...
Попрощавшись с земляками, пошёл в совон. Осмотрев его и придумав слова, которыми буду через неделю описывать будущим спутникам средневековую систему образования, оседлал велосипед, прокатил ещё 15 км, а со старта все 25, и прикатил к развилке. Поедешь прямо - поедешь в гору к храму Мусимса, а свернёшь налево - поедешь в объезд горы и храма. Сворачивать нельзя. Храм с перевалом - в bucket list'е каждого велотуриста. Градиент на подступах к храму - 12%, на территории храма - 26%. За ним снижается до 8-10%...
Лет храму всего ничего. В нём многое не так, как в других храмах, монастырях. Начать с названия. В устоявшихся народных названиях прочих храмов фигурируют названия гор, в которых они располагаются, например, 계룡산 동학사 "храм Тонхакса (Восточного Журавля") в горах Керёнсан (Куро-Дракон)". Этот же называют по реке или ещё по району - 낙동강 무심사 "храм Мусимса [что стоит на] реке Нактонган". В другие храмы-монастыри проникаешь, проходя сперва сквозь Одноколонные ворота Ильчумун, потом шествуешь через Врата освобождения от бренных мыслей, потом минуешь грозных стражей - Небесных Владык, шагаешь по мостику... В этом всего этого нет. Зато в нём есть чансыны...
![](https://live.staticflickr.com/65535/53334077322_ae0443409a_o.jpg)
Вспомнил, что чансынов видел в храме Чикчиса. Поискал ту запись. Вот выдержка из неё.
"Чансыны - в старой Корее украшенные человеческими личинами верстовые столбы, зачастую дополненные довольно экстравагантными деталями; они же выполняют охранную функцию, их можно видеть при въездах в местные деревни". В другом месте писал: "Чансыны 장승 - деревянные, из ствола толстого дерева, или копирующие деревянные каменные стелы с вырезанными в верхней части личинами. Это обереги. Они не пускали в селения злых духов. В прежние годы их ещё ставили и просто как верстовые столбы - через каждые пять или десять ли. В соответствии со своими бинарными воззрениями корейцы сооружали их (и до сих пор сооружают) парами, а для пущей убедительности (поди разбери, кто из них инь, а кто ян, по-русски он и она) высекали (и до сих пор высекают) на них: 天下大將軍 "великий поднебесный полководец, генерал" и 地下女將軍 "подземная женщина-полководец, женщина-генерал".
Должно быть, понятно, что чансыны к буддизму никакого отношения не имеют. Они - всё равно что прыгание через костёр в ночь на Ивана Купалу во дворе православного монастыря. Однако корейский (как, впрочем, и японский) буддизм прекрасно уживается с местными верованиями. Я уже писал, что нет буддийского монастыря без молельни Сансину, Духу гор.
(
https://atsman.livejournal.com/1594910.html)
Вместо Четырёх Небесных Владык 사천왕 四天王, сторожащих Врата Небесных Владык 천왕문, здесь досмотр и пропуск в храм паломников и велосипедистов осуществляют два гоблина-токкэби 도깨비, два хозяина Тьмы и Пустоты...
![](https://live.staticflickr.com/65535/53335416080_a73b2c17e9_o.jpg)
Храм крошечный. В нём лишь главный павильон - Тэунчжон да барабанный павильон 종각 да павильон Трёх Святых 삼성각 三聖閣. Тремя Святыми корейские буддисты почитают вышеупомянутого Сансина (Горного Духа), Чхильсона (Духа Семи Звёзд, иначе Большую Медведицу), а также Токсона (так здесь называют Пиндолу Бхарадваджу). Одна из двух пагод необычная, круглая - пагода Сутры сердца совершенной мудрости 반야심경 般若心經 원형탑. На фото ниже не она. Она видна на предыдущем фото.
![](https://live.staticflickr.com/65535/53335191188_65e87f0f72_o.jpg)
Тэунчжон 대웅전 大雄殿, Зал великого просветления
![](https://live.staticflickr.com/65535/53335416070_40f4df8999_o.jpg)
![](https://live.staticflickr.com/65535/53335296209_fdce91f529_o.jpg)
Интересно название храма - Мусимса 무심사 無心寺. Му 無 - "нет; отсутствует", сим 心 - "сердце; душа", са 寺 - "храм". Мне припомнилась в связи с ним корейская фраза, которая, как кажется, является вольным толкованием дзэнского 無心 - 마음을 비우다. Её я произносил про себя всякий раз, когда предстояло какое-нибудь испытание - нанести удар, решающий судьбу эпохального бильярдного матча, или завершить за ночь и сдать наутро труд, который вершил год... Фраза в буквальном переводе означает "опустошить душу", что, на самом деле, означает "освободить душу от ненужного, наносного, лишнего, всего того, что может помешать свершить твой труд"...
Особенностью корейских храмов является то, что в них могут накормить, задарма - в отличие от буддийских храмов Канады. Я направил свои стопы в столовку. Увы, обедом ещё не кормили. Зато налили стаканчик кофе. Я твёрдо решил через неделю привести сюда ораву иностранных велотуристов...
![](https://live.staticflickr.com/65535/53334077212_473b8cbc46_o.jpg)
Одна стена испещрена благодарственными надписями накормленных паломников.
![](https://live.staticflickr.com/65535/53335415930_8d744c4ace_o.jpg)
С целью просветления посетил уборную. Здесь она называется хэусо 해우소 解憂所, букв. "место избавления, освобождения от забот". Известно, что, освободившись от забот, можно достичь просветления, нирваны...
Из текста на табличке под указателем, направлявшим в туалет, узнал, что храм сертифицирован служить Центром борьбы со старческим маразмом, иначе - слабоумием, деменцией...
![](https://live.staticflickr.com/65535/53334077157_456668a3aa_o.jpg)
Полюбовался видами реки и окрестностей, заглянул в шалаш с алтарём, в центре которого находилось изображение старой супружеской пары горных духов...
![](https://live.staticflickr.com/65535/53335296089_49eabfa9ac_o.jpg)
![](https://live.staticflickr.com/65535/53335415965_08539aecf2_o.jpg)
Взгромоздился на велосипед и, помолясь Будде, покатил дальше - выше и выше...
Лесная тропа была усыпана каштанами. Завидя их, я спешивался и волок велосипед на себе. Кому охота проколоть колесо в такой ответственный момент?
![](https://live.staticflickr.com/65535/53335191078_9afee913f1_o.jpg)
Спуск с горы во много раз и быстрее, и опаснее подъёма. На подъёме упадёшь вряд ли, тогда как на спуске можно навернуться запросто, да так, что не соберёшь костей. Катя под гору, я с такой силой давил на тормоза километр или два, что под конец руки отказались повиноваться мне, и я чуть было не въехал в коровник.