Я ПЛАНИРОВАЛ быть в Кимчхоне через четыре часа после старта. Жизнь, однако, распорядилась по-своему. Я пересёк очередную границу провинций и, можно сказать, был на подступах к Кимчхону, когда мне на глаза попался указатель "Монастырь Чикчиса 직지사". Я притормозил... и свернул к монастырю. До него от большой дороги всего четыре километра. Сколько раз я видел этот указатель и всякий раз проезжал мимо! Между тем, Чикчиса - один из основных монастырей ордена Чоге, но, главное, один из старейших, а, возможно, и старейший, буддийских храмов обеих Корей. Доехал до ресторанной улицы под монастырём, позвонил Юре и сказал, что приехал в Чикчиса. Френд добродушно ответил: "Хорошо. Мы уже в сборе. Будем разминаться".
Глотнув кофе, покатил выше, к монастырю. Всё пространство до монастыря, справа, слева, представляет собой ухоженный парк. Замечательно! И городу хорошо, и монастырю! И верующим, и мирянам.
Подходы к монастырю охраняют чансыны.
Я когда-то писал: "Чансыны - в старой Корее украшенные человеческими личинами верстовые столбы, зачастую дополненные довольно экстравагантными деталями; они же выполняют охранную функцию, их можно видеть при въездах в местные деревни". В другом месте писал: "Чансыны 장승 - деревянные, из ствола толстого дерева, или копирующие деревянные каменные стелы с вырезанными в верхней части личинами. Это обереги. Они не пускали в селения злых духов. В прежние годы их ещё ставили и просто как верстовые столбы - через каждые пять или десять ли. В соответствии со своими бинарными воззрениями корейцы сооружали их (и до сих пор сооружают) парами, а для пущей убедительности (поди разбери, кто из них инь, а кто ян, по-русски он и она) высекали (и до сих пор высекают) на них: 天下大將軍 "великий поднебесный полководец, генерал" и 地下女將軍 "подземная женщина-полководец, женщина-генерал"".
Должно быть, понятно, что чансыны к буддизму никакого отношения не имеют. Они - всё равно что прыгание через костёр в ночь на Ивана Купалу во дворе православного монастыря. Однако корейский (как, впрочем, и японский) буддизм прекрасно уживается с местными верованиями. Я уже писал, что нет буддийского монастыря без молельни Сансину, Духу гор.
Внимательный человек обратит внимание на уши, приделанные к чансынам. Уши - Будды.
Великолепный образец фантазии местного дизайнера. Туалет, украшенный старыми письменами, с крышей в виде ката 갓, шляпы из конского волоса. Такие в старой Корее носили янбаны.
Прошёл сквозь массивные ворота, на которых красовались огромные иероглифы 東國第一伽藍黃嶽山門 "Врата Хванаксана (Горы, [сложенной из] жёлтых скал), [ведущие] в первый по счёту храм Восточной страны (т.е. Кореи)" и очутился на территории монастыря. Там поставил велосипед на прикол, глянул на велокомпьютер - восемьдесят восемь километров и потопал наверх.