19 сентября 107-го году чучхе (2018 г.). Днём
ШОССЕ Пхёньян-Кэсон (ещё его называют шоссе Воссоединения - по
Арке Трёх хартий воссоединения в Пхёньяне) прямой стрелой связывает два города - Пхёньян и Кэсон. Между ними практически не встретить ни одного населённого пункта --- если не считать Саривона, но и мимо него пролетаешь, не обратив внимание. Протяжённость шоссе - 170 км. Ширина четырёхполосного (две полосы в одну сторону, две в другую) дорожного полотна - 24 м. Разрешённая скорость до 110 км/ч. Хотел бы я пролететь по нему с такой скоростью! Из блокнотика: "дорожн покрытие старое, в трещинах, автобус подпрыгивает, фотографировать было невозможно" (запись расшифровал с трудом).
Шоссе начинается в пхёньянском районе Раннак, заканчивается в трёх с половиной километрах западнее Пханмунчжома. Его строительство было начато в декабре 1987 г. и завершено к празднованию 80-летия Ким Ир Сена 15 апреля 1992 г. Стройку вела Народная Армия. На ней постоянно работало от пяти до десяти тысяч военнослужащих.
На шоссе расположены двенадцать контрольно-пропускных пунктов. Путешественники проезжают, помимо Арки воссоединения, восемнадцать туннелей, 84 моста и одну зону отдыха.
Завидев впереди Арку воссоединения, мы закричали Хаксу: "Давай остановимся". Словно прислушавшись к нашим мольбам, автобус свернул направо, медленно поехал в объезд арки. Мы стали готовиться к высадке, но не тут-то было. За аркой, сбоку, вырисовалась толпа из примерно двухсот или трёхсот гражданок в возрасте в строгих официальных одеждах. В блокнотике тем же корявым почерком написано: "оч[евидно] шло революционное воспитание". Автобус проехал мимо женщин, вырулил на шоссе и рванул в Кэсон.
Напрашиваются два предположения. Первое: под аркой транспорт не проходит. Арку транспорт объезжает (оно как будто подтверждается нашими последующими наблюдениями). Второе: органиатор нашего путешествия счёл наше пребывание рядом с местными туристками нежелательным. Это, несомненно, спорное, предположение нуждается в проверке.
Проехав примерно половину расстояния, мы запросились в туалет. Хаксу обрадовался и сказал, что завезёт в зону отдыха. По-видимому, это совпало с его намерениями. Впереди показалось стоявшее по-над дорогой здание, автобус, объехав его, пересёк дорогу и встал у прилавков. Мы пошли кто куда - кто в гигиеническую комнату, кто к прилавкам покупать кофе, конфеты.
Не помню, чтобы в зоне отдыха в глаза бросилось что-нибудь эдакое, что-то вызывающее, скандальное. Нет, не бросилось. Разве что в очередной раз бросились цены. Их продавщицы по умолчанию называли в юанях (они, что, в КНДР вторая официальная валюта?). Столкнувшись с непониманием покупателей, девчата переводили цены в американские доллары. Доллары у корейцев, стало быть, стоят на втором месте после юаней, перед местными вонами. Евро же, вопреки представлениям о своей стране Чу, рекомендовавшего привезти евро, в списке валют идут на последнем месте. Просьбы назвать цену в евро вызывали у продавщиц замешательство, и они звали на помощь главную, босса.
Я купил у девчат не то здоровенное яблоко, не здоровенную грушу, кажется, за евро, и бутылку чего-то. Затем, польстившись на цены (они здесь показались ниже, чем в отеле), купил блок местных сигарет "Амноккан" 압록강 (надо будет выложить фото). Они тонкие и клёвые - точно как те, что курят южнокорейские джентльмены. Блок стоил не то десять, не то одиннадцать не то евро, не то долларов. У меня американских долларов не было, а были канадские и евро, причём последние были сотенными бумажками. Я кликнул среди спутников клич, и десять долларов бумажкой любезно дала в долг, вытребовав разрешение стрелять, американка Джулия.
Битва за доллар заняла всё время, что мы проторчали в зоне отдыха.
Интересно, дают гидам за привод интуристов или не дают?
Оставшийся путь проделали практически в одиночестве. Помню лишь, что мимо пару раз промчался чёрный джип. Через два дня картина повторилась. Мы ехали в совершенном одиночестве, пару раз мимо проехал чёрный джип. Кто-то обратил на него внимание, попытался записать номерной знак...
Ещё через час или полтора тряски мы подъехали к Кэсону.