ТОЛИНЫ ПОХОРОНЫ. - ШИРИНСКИЕ ПЕТРОГЛИФЫ

Oct 19, 2017 05:34

15 сентября

РАНО утром, часов в шесть (деревенские рано встают), пришла от тётки кузина, стала ходить по избе и своей ходьбой разбудила меня. Мы позавтракали. Потом она переоделась в цивильную одежду, взяла сумку с книжками-тетрадками и пошла в школу...
Сестра - учительница. Снова учительствовать пошла (после перерыва в пять лет), потому что не стало хватать на жизнь десяти тысяч пенсии. Зарплату получает минимальную (она говорила с обидой: "В моём возрасте и с моим опытом получаю как выпускница педучилища"). Последние месяцы, правда, зарплату не получает - задерживают. Директриса обещает добыть деньги через суд, но всё никак. Школа когда-то процветала. Сейчас учеников мало, и не то районо, не то республиканское министерство образования грозится закрыть её. Сестра часто ведёт урок литературы одновременно для трёх классов - скажем, пятого, седьмого и восьмого...

Она позвонила через несколько минут: "Звоню от Веры. Позвонили в больницу - Толя умер. Он умер, как только его привезли в больницу. Схожу в школу и приду". Придя, сообщила, что в силу того, что старшая сестра, её сводная, а Толина родная - инвалид и передвигается в коляске, ей, как следующей по старшинству, придётся заниматься организацией похорон. Я сообщил горестную весть в Абакан...

Толя пил и, как любой выпивающий человек, был добрейшей души человек. Помню, как он приветствовал меня семь лет назад. Тогда я прилетел со сломанным плечом. У меня в костях сидели штыри, рука висела в слинге. Увидев меня, Толя обрадовался и так крепко обнял (он был кузнец), что штыри и плечо покосились, и с тех пор я так и хожу с кривым плечом...

Толя (фото примерно 80-х прошлого столетия)




Сходил к Вере...

Вернувшись, пошёл с зятем докапывать картошку...

Прибыла подмога в лице приехавшей из курорта Шира зятевой двоюродной сестры и живущей в той же деревне дальней родственницы моего примерно возраста. Так - помогать родственникам, соседям - было исстари заведено у хакасов. Опытные в копке картофеля женщины орудовали тяпками сноровисто, умело. Сделав перерыв, пошли в дом и помянули Толю. Докопав, помянули ещё раз.

Между тем, сестра, исполняя свои обязанности, съездила в Шира. Вернувшись, объявила, что похороны будут завтра (Толя умер вчера за несколько минут до полуночи, и эти несколько минут считаются за день). Ритуальные услуги (катафалк, подготовка могилы, гроб) в Шира стоят пятнадцать тысяч рублей. Таких денег у неё нет. К тому же, хоронить надо по хакасским обычаям, а этого ритуальное агентство не делает. Племянник договорился с мужиками с работы, что те выкопают могилу. Кладбище на горке, почва каменистая, но у племянника на работе есть и трактор, и грузовик. Тело должны скоро привезти, к Вере уже пришли тётки, которые будут сидеть, не смыкая глаз, у гроба день и ночь, племянник заколет овечку, и женщины начнут варить суп.

16 сентября

Приехали брат с невесткой. Чуть позже приехала старшая невестка. Подъехали другие родственники - взрослые, дети. В доме стало тесно.

По хакасскому обычаю хоронить надо после обеда. В полдень мы отправились к Вере. Дом был полон людей. Выразив соболезнование, они выходили во двор, на улицу. Меня предупредили, что фотографировать нельзя - запрещает традиция. Как интересно! В XVII веке н.э. или III веке до н.э. у хакасов были фотоаппараты, живописцы? Это наблюдение говорит о том, что обычаи имеют свойство развиваться, изменяться...

Я сделал вид, что пошёл в туалет, и сфотографировал унылый двор. Мужики обсуждали, на ходу "Москвич" или нет.




На кладбище ехали задворками по долине Туимки среди здоровенных кустов пикульки - ирисов. Раньше деревенские ехали на кладбище на телегах, шли пешком, теперь едут на "японках".

Природа Хакасии чрезвычайно живописна. Весной и ранним летом местные степи покрыты сплошным ковром ирисов, жарков, лилий...




Поднялись на горку - дул сильный ветер. Посовещавшись, ритуальный костёр решили не разводить - не хватало ещё одного пожара! Меня снова предупредили, что фотографировать нельзя, и я, пока приводили в порядок могилу, сооружали столик для покойного, отправился навестить могилки других родственников. Оттуда пошёл выше, к скалам, где, как я знал, есть петроглифы.




Внизу виднелась деревня.

Широкий угол несколько искажает реальность. На самом деле, Ленинская гора и Маяк - довольно высокие горы.







Слева и чуть дальше этой горы (в детстве мы верили, что на ней много змей, и на неё не ходили) озеро Иткуль, славящееся чистотой своих вод. На переднем плане Берёзовое. На него старший брат, когда приезжал в деревню, ходил охотиться на окуней.

В Хакасии вообще много озёр. Считай, каждое второе - целебное, с лечебными грязями, солёное...




Но вот скалы.







Побродив, отыскал камень с солярным знаком, рисунками. Говорят, им заинтересовались питерские археологи.




Хакасия - не только страна ирисов, солёных озёр, просторных степей и высоких гор. Это чудеса природные. Она и страна рукотворных чудес. Разумеется, среди них на первом месте стоит Саяно-Шушенская ГЭС. Однако она - позднейшее чудо, а вот если обратиться к старине, то на первом месте окажутся громадные мегалитические захоронения, тысячи рассеянных по степи курганов, писаницы, стелы с ликами людей и мордами неведомых зверей, древние обсерватории. Обо всём этом можно почитать, погуглив, в Интернете.

Конкретно о петроглифах (писаницах) Хакасии можно почитать здесь. Об одной из наиболее примечательных писаниц - Боярской - можно почитать здесь.

Малая Боярская писаница



Источник: http://xn--80abubbalb5cgec5b4kf.xn--p1ai/find/boiar.html

Погуглив, отыскал в ЖЖ большой интересный и познавательный рассказ о Хакасии и её исторических памятниках...




Внизу мужики продолжали копаться в яме, готовили помост. Я пошёл к ним.




Шёл, не глядя под ноги, и всем лаптем ступил в свежую коровью лепёшку. Это событие не осталось без внимания со стороны деревенских (вот что значит быть приезжим, неместным!), и тотчас же несколько тёток не преминули сообщить мне, что то было наказание духов - за то, что фотографировал на кладбище...

Совершив, повинуясь командам распорядительницы похорон (кузины) и её консультанта - знающей обычаи деревенской старухи, положенные обряды (многие были известны мне только по книжкам, я не подозревал, что они исполняются в реальной жизни), расселись по машинам и поехали в деревню.

Толю поминали, сидя за сдвинутыми столами в избе. Не засиживались. Поев и выпив, уступали место другим. Как удивительно! Раньше поминающих было не выгнать из-за стола! И как жаль, что нельзя было фотографировать! На столе были настоящие хакасские (качинские) блюда...

Я обратил внимание, что никто не плакал, не рыдал, не стенал по покойному. Впрочем, так в хакасской культуре вообще.

На поминках меня известили (так в гостях в Сибири! Ты не можешь принимать решения! Их за тебя принимают другие!) о том, что я не поеду в Абакан на велосипеде, а поеду сегодня с братом на его машине. Делать было нечего. Придя домой, я разобрал велосипед, собрал чемоданчик. Сунул сестре приготовленный конвертик с деньгами, сфотографировал молодых...




Сфотографировал кусок плода своей недельной работы - убранное картофельное поле, сел в машину и поехал в Абакан.



Россия с седла велосипеда, похороны, жить в России, Хакасия, жизнь

Previous post Next post
Up