ПАУВАУ (3): ГАЙАВАТА, ОНТАРИО

May 23, 2016 23:04

МЫ привязали к изгороди велосипеды и пошли внутрь. Я сказал о своём возрасте мужику с тёткой, за деньги ставившим визитёрам на тыльные стороны ладоней печати, они махнули рукой: "Проходи"...

Как сказал выше, в описаниях паувау обычно пишут, что традиционно (я так думаю, что с 20-х годов прошлого столетия) они проходят на площадках, аренах круглой формы, которая якобы символизирует жизненный цикл, единение. Однако тут я вспоминаю маленький, должно быть, социальный, паувау, на котором был в самом начале 2000-х, году в 2000-м или 2001-м. Он проводился в Торонто, где-то на Блур, в закрытом помещении, не то в школьном спортзале, не то в community centre. Где там был круг? Его, фактического круга, не было. Наверно, тут я начинаю гадать, он подразумевался. Наверно, имелся в виду круг, кольцо, по которому двигались участники паувау. Кстати, двигаться надо обязательно по часовой стрелке...

Паувау первой нации Гайавата (Hiawatha First Nation) проходил на поляне круглой формы на склоне заросшего деревьями холма. Посреди поляны просторная беседка, в которой сидели барабанщики (такое место называют arbour). Там же сидели, тусовались какие-то люди, должно быть, вожди и устроители. С моей стороны стояли стол, операторский пульт. Рядом прохаживался и лениво, растягивая слоги, покрикивал в микрофон молодой мужчина - церемонимейстер (MC, эмси). Беседка была круглой формы, и в ней можно было усмотреть круг. Таким образом, был специализированный, для танцоров, сакральный круг (в него могли войти только получившие аккредитацию танцоры), а внутри него был второй, маленький (беседка). Я поднапряг своё воображение и внутри последнего узрел ещё несколько кругов, образованных кластерами из барабанов и барабанщиков. Сакральный круг окружал ещё больший - зрительский - круг, в котором вместе с другими зрителями находился я. В свою очередь его по периметру окружал заключительный круг, обозначенный автолавками с едой, напитками, торговыми палатками. Сколько же их, кругов, всего?...




Я достал фотоаппарат, но тут же, мгновенно, не успел я нажать на гашетку, сзади подошла дамочка. "Прошу вас не фотографировать, - сказала она. - Большой выход (Grand Entry), вынос штандарта (Eagle Staff), танцы сакральны. Фотографировать их нельзя". Я высказал свои аргументы: "Позвольте, я тоже первая нация. Я приехал издалека. Я интересуюсь... Клянусь не выкладывать...". Дамочка повторила: "Увы. Фотографировать противозаконно (illegal)". Окей, как скажете. Я поблагодарил дамочку, попросил известить меня, когда можно будет фотографировать, и пошёл по кругу в поисках товарищей. Внимательное сканирование публики выявило наличие дамочек, подобных той, с которой я только что общался, по всему периметру круга. Как интересно! В круг не заходи, фотографировать не смей. На паувау в Альберте запрета на фото- и видеосъёмку не было. В конце прошлого века я без проблем и фотографировал, и снимал видео...

На мой взгляд, ограничения, накладываемые на фотографирование - доказательство позднейшего появления и развития паувау. Действительно, будь паувау древним обрядом, уходи он вглубь веков, в его правилах, ограничениях, накладываемых на его антураж, не было бы ни слова о "карточках" (taking pictures). Взять нашу ночь на Ивана Купалу. Кто-нибудь слышал о запрете фотосъёмки в Иванов день? Я - нет. Запреты на непрыгание через костёр, на невождение хоровода есть - напротив, присоединяйся к хороводу кто хочешь, а запрета на фотосъёмку нет. Таким образом, если бы паувау возникли в древности, скажем, в Х в. н.э. или IV в. до н.э., ни о каком запрете фото- или видеосъёмки не могло бы быть и речи, потому что тогда в Северной Америке не было ни того, ни другого. Знаю, сейчас мне скажут про музеи и запрет фотосъёмки со вспышкой в Лувре и Эрмитаже. Но ведь паувау не Эрмитаж и не Лувр. Их тысячи. А почему не берут деньги за фотографирование? Сколько бы заработали денег! Но это не моё дело.

Отыскал товарищей и принялся смотреть паувау. Несколько раз украдкой нажал спуск затвора фотоаппарата и услышал сзади - уже от другой дамочки: "It's illegal!". Понял, понял. Больше не буду. Но, извиняюсь, мэм, вы сюда пришли радоваться, медитировать, общаться с духами или выслеживать тех, кто фотографирует?

Своим масштабом паувау напомнил концерт в сельском клубе. То ли дело паувау, на котором я был в Эдмонтоне. Там и арена была что твоё футбольное поле, и участников было тысячи - Grand Entry длился, думаю, час или больше. Здесь же участников было с полсотни, не больше. Погуглив, отыскал видео с Grand Entry прошлогоднего паувау племени Эрминскин из Альберты. Я уже писал, что был у них (их резервация между Эдмонтоном и Калгари). На их паувау не был, но превосходными одеялами, подаренными вождём, пользуюсь до сих пор.

image Click to view



Когда гуглил, отыскал видео, которое снял в Гайавате и выложил неуловимый eugenepk.

image Click to view



За несколько десятилетий первые нации сумели договориться о структуре паувау, и теперь, куда ни пойди, все проводят их абсолютно одинаково. Этой своей одинаковостью паувау напоминают советские школьные утренники или рождественские "Щелкунчики". Таким образом, на какой паувау ни приди, программа (очерёдность номеров) будет одна и та же. Основные элементы паувау - барабанный бой и пение, Grand Entry и танцы.

Барабаны первых наций бывают большие и малые. Большие, те, в которые стучат на паувау, священны - они считаются олицетворением Земли. На них раньше играли одни мужчины (женщинам было позволено лишь стоять кружочком вокруг барабанщиков, подпевать), теперь можно играть и женщинам. Кстати, мне показалось, что в Гайавате на одном из барабанов играли и пели женщины.

Говорят, что в гуле барабана заключён голос Творца, Созидателя, что, бия по барабану, человек сливается с окружающим миром. О слиянии же, попадая в такт барабанному стуку, пронзительными дискантами, пусть не разобрать слов, поют барабанщики-певцы. Поскольку собрания, моления, паувау - форма общения с Творцом и природой, барабаны с барабанщиками - непременные их участники. Пение - это и способ вступления в связь с потусторонними силами, испрашивание у тех дождя, урожая или победы. Таким образом, можно сказать, что песни, исполняемые на паувау - своеобразные аналоги государственных, религиозных гимнов.

Дурашливый ленивоголосый эмси (МС) объявил Большой Выход (Grand Entry) - парад танцоров и велел всем встать (вставать после Большого Выхода пришлось несколько раз - во время исполнения Flag Song, Veteran Song, Honour Song и прочих церемониальных песен - таков ритуал). Забил барабан, тонкими голосами пронзительно заголосили барабанщики, один за другим стали выходить, величественно зашагали старейшины, вожди, танцоры, облачённые в regalia, пышные парадные, церемониальные одежды (впрочем, не приведи Бог прилюдно назвать regalia одеждой или костюмами; это было бы так же оскорбительно, как назвать представителя первой нации индейцем)... Впереди несли Eagle Staff, Орлиный штандарт племени (штандарты у племён первых наций, по существу, являются их государственными флагами, своим значением они обходят государственный, национальный флаг). Верхушку разукрашенного древка венчала орлиная голова, жаль, не узнать, настоящая или нет. Вслед за Орлиным несли канадский государственный флаг, другие фраги. Я заметил американский... Эмси называл каждого, кто выходил в круг, и несколько раз назвал невпопад - не теми именами. Самый большой конфуз произошёл, когда он объявил выход одного из самых важных и самых почтенных участников Grand Entry, назвав его чужим именем. Тут же исправился и объявил досрочные перевыборы себя, эмси...

Вот прошли главные ("головные") танцоры - мужчина и женщина. Величественно прошагали следом важные мужчины-исполнители традиционного танца... Энергично размахивая зажатыми в руках декоративными томагавками, пропрыгали разодетые в пух и прах исполнители свободного, так называемого вычурного, или модного танца (fancy dance, имеется в виду "танца, не сдерживаемого канонами, правилами традиционной одежды, традиционных танцевальных движений")... Протопали исполнители танца травы... Вперемешку между ними степенно продефилировали женщины - исполнительницы классического и модного танцев, танца с бубенчиками (Jingle Dance)...
















Примерно через час после начала мероприятия, ещё не начались танцы, мои спутники проявили волнение, стали деликатно спрашивать, до каких пор будем находиться здесь. Мы встали и пошли по большому кругу - поглазеть на народ, попить воды, поесть мороженого, возможно, купить сувенир...

Я топал и думал о природе паувау. Они, возможно, единственное, что есть радостного у первых наций. Действительно, жизнь у них трудная, их проблемы сходны с проблемами малых народов России - пьянство, безработица, самоубийства... В 2014 г. канадская общественность узнала ещё об одной проблеме первых наций - RCMP (Royal Canadian Mounted Police) обнародовала доклад ("National Operational Review”), названный "Missing and Murdered Aboriginal Women" ("Пропавшие без вести и убитые аборигенные женщины"; в докладе говорится об аборигенных женщинах, то есть не только представительницах первых наций, то есть индеанок, но и инуиток и метисок, попросту говоря, не-белых женщинах). Число пропавших составило 164 и число убитых (имеется в виду "убийство которых не раскрыто") 1017 - всего 1181 женщина...

Кстати, об аборигенах. Если верить переписи 2011 г., аборигенами, т.е. исконными жителями страны (первыми нациями, или индейцами, инуитами и метисами, т.е. потомками браков преимущественно индеанок и белых мужчин), себя назвали 1.4 млн. человек, или 4% от всего населения Канады. 50% аборигенов, или примерно 700 тыс. человек, были "зарегистрированными" индейцами (т.е. они являлись членами племён, band members), 15% - "незарегистрированными" индейцами (со всеми вытекающими отсюда последствиями, так, они не могут пользоваться налоговыми и прочими льготами), 30% - метисы и 4% - инуиты.

Я сравнил эти цифры с данными переписи 1996 г. и констатировал колоссальный прирост численности аборигенного населения. В 1996 г. в стране было 799 тысяч 10 аборигенов, через двадцать лет их стало чуть ли не вдвое больше. Первых наций (индейцев) было 554 тысячи 290 человек. Стало 700 тысяч. Хорошо живут?

Увидев у входа сидевших без дела полицейских, подошёл к ним.

"У меня вопрос. Здесь-то можно фотографировать?". Девчонка ответила: "Фотографируйте. Разрешаю". Полицейский в возрасте сказал: "Только не надо фотографировать людей в regalia, костюмах. Если хотите сфотографировать, спросите сперва, можно или нельзя".

Его совету последовал немедленно. Когда топал от полицейских, установил eye contact с обряженным в костюм традиционного танцора мужчиной, улыбнулся ему.

"Хай". - "Хай". - "Ну, как?" - "Хорошо"...

Он говорил с непонятным акцентом, однако аборигеном не выглядел. Позже, вернувшись домой, отыскал его на прошлогодних фотографиях. Я сказал, что хотел бы сфотографировать кого-нибудь в regalia, но никак не удаётся - ряженый сказал: "Сфотографируй меня" и сразу принял важный, серьёзный вид, насупился: "Хочешь, сфотографируй на фоне типи". Где типи? Оказалось, типи прятался за торговыми палатками.

"Денег платить не надо?" - "Фотографируй!".










В палатках торговали изделиями кустарного производства - мехами, травяными чаями, разнообразными сувенирами, мокасинами... Я остановился у лавки, где девчонка продавала бэнноки. Я решил сравнить их с теми, что ел в Эдмонтоне и что пеку сам (я иногда с голодухи пеку такие лепёшки). Для того, чтобы испечь бэннок, всего-то надо: мука, соль, сахар, вода (или молоко) да масло (растительное масло или комбижир). Я пеку так: замешиваю тесто и жарю на сковороде. Получается бэннок, или недожаренный фрайбрэд.

Бэннок оказался пышным - есть можно. Стоит полдоллара. Два бэннока - доллар. Налога на них, равно как на другие товары, нет. Банка пепси, бутылка воды тоже стоят по доллару. В этом прелесть жизни в резервации.



















Мы шли, сделав круг, на выход, когда наткнулись на импозантного мужчину с седой косой. Он приветливо улыбнулся. Мы разговорились.

Он - гурон, не из местных. Откуда-то из под Монреаля. Зовут Дэнни, а, может, Донни или Данни. Спросили, чем занимается - пишет!

"Я издал шесть книг". - "На каком языке пишете? Своём?" - "Да. Пишу на своём, потом перевожу на английский". - "А на французский?" - "Я не знаю французского". - "Как вам паувау?" - "Мелковат. Приезжайте на наш"...

Кто из сфотографированных более гуронистый?







Часы показывали половину второго. К этому времени мы провели здесь полтора часа. Ляля сказала, что в казане стынет мясо: "Поехали! Я ещё хочу показать наш даунтаун, марину и пляж. У нас замечательный пляж". Мы отвязали велосипеды и покатили в Коборг.

пау-вау, Канада с седла велосипеда, индейцы, первые нации Америки, Онтарио, first nations

Previous post Next post
Up