Алексей Хлобыстов: два тарана в одном бою

Apr 08, 2015 15:04



Алексей Степанович Хлобыстов

8 апреля 1942 года гвардии старший лейтенант Алексей Хлобыстов совершает подвиг, не имеющий аналога в истории мировой авиации, в групповом бою сбив три самолёта противника: один - пулемётным огнем, два - применив таран. После двух таранных ударов летчик смог посадить машину на родном аэродроме.

Алексей Степанович Хлобыстов родился 23 февраля 1918 года в селе Захарово (Рязанская губерния). Окончил 7 классов и Ухтомский аэроклуб. Работал электромонтёром на Карачаровском механическом заводе, затем в НИИ металлургического машиностроения в Москве. В 1941 году окончил Качинскую военную авиационную школу пилотов. На фронтах Великой Отечественной войны с первого дня. Воевал на Карельском перешейке. Свой боевой счёт открыл 28 июня 1941 года, уничтожив пикирующий бомбардировщик Ju-87. Осенью 1941 года в воздушном бою сбил свой четвёртый самолёт, но и сам был вынужден сесть на верхушки сосен. Месяц лежал в госпитале. Награждён орденом Красного Знамени. Потом воевал на Волховском фронте. В январе 1942 года прибыл в 147-й истребительный авиационный полк (впоследствии - 20й гвардейский) Карельского фронта, базировавшийся в поселке Мурмаши Мурманской области.

Сохранилось довольно подробное описание того боя 8 апреля 1942 года (по статье Б. Чубара из книги 1978 года "Лётчики", книга из серии ЖЗЛ).

Вел шестерку Поздняков (Алексей Павлович Поздняков - Герой Советского Союза, командир эскадрильи 20-го гвардейского истребительного авиационного полка, 1 САД, ВВС 14-й армии, Карельский фронт). <…> - Командир, фрицы! - услышал он в рации хрипловатый голос Хлобыстова. - Вижу, - хмуро ответил Поздняков. - Будем атаковать! Казалось, на горизонте возникло серое облако и, ширясь и вырастая, плыло им навстречу. Пятнадцать бомбардировщиков Ю-87 под прикрытием пяти «мессершмиттов» шли с намерением пробиться к порту, где собралось довольно много кораблей - и наших, и союзников.

Небольшой отряд Позднякова шел со стороны солнца, и командир решил использовать фактор внезапности и атаковать головной «мессер», атаковать на встречном курсе, в лоб - здесь, кстати, наименее защитимое место частично бронированного «мессершмитта». <…> Атака была стремительной и огонь снайперским - [один] «мессершмитт» задымил. Завихрилась круговерть воздушного боя. Советские истребители устремились к бомбардировщикам, один «юнкерс» загорелся, остальные в смятении и растерянности принялись было беспорядочно сбрасывать бомбы на сопки, стремясь выйти из боя. В этот момент появилось еще восемь «мессершмиттов». Почти пятикратное превосходство - 28 самолетов противника (впрочем, 26 - два стервятника уже обозначили дымными факелами район боя). <…>



Самолеты Люфтваффе: Messerschmitt Bf-109E и Junkers Ju - 87D

В очерке К. Симонова «Русское сердце» (опубликован в «Красной звезде» 21 мая 1942 года) довольно подробно описаны перипетии этого беспримерного воздушного сражения:

Снизу показался двухместный «Мессершмитт-110». Используя превосходство в высоте, Хлобыстов пошел за ним... Они шли над самой опушкой леса, впереди была сопка.
И именно в ту секунду, когда привычное желание при виде горы впереди взять ручку на себя и вывести само¬лет вверх охватило его, - именно в эту секунду он решил таранить. Пойти вверх - значило выпустить немца».
Здесь все решали доли секунды, и Хлобыстов использовал отпущенное ему в ничтожном количестве время с завидным хладнокровием и непостижимо ювелирным мастерством; догнав немца - и определив расстояние практически до сантиметра, Алексей точно и резко ударил правым крылом по хвосту с черным крестом и рванул ручку на себя.
«Мессер» врезался в сопку. <…>



Командир отчетливо понял смертельную опасность, которая угрожала его товарищам и городу, он видел мужественный таран Хлобыстова и успел крикнуть по радио: «Молодец, Леша!», видел, как, «прихрамывая», самолёт друга занял место в боевом строю, и принял решение.

Капитан развернулся и стремительно повел самолет в прямую атаку на головной «мессершмитт» - важно было лишить вражескую группировку командира и посеять панику - так, видимо, понимал Поздняков в этой ситуации свой долг. Возможно, немецкий ас даже не успел толком сообразить, что произошло, - истребители сошлись на предельных скоростях, врезались друг в друга и рухнули на землю.

Звание Героя Советского Союза гвардии капитану Алексею Павловичу Позднякову присвоено посмертно 6 июня 1942 года за таран самолёта противника.



Алексей Павлович Поздняков

Второй таран ошеломил фашистов - не нужно быть психологом, чтобы понять это, и Алексей, хотя и потря¬сенный гибелью друга, скорее интуитивно, подсознательно почувствовал необходимость немедленно использовать психологическое преимущество советских летчиков над врагом, возникшее после двух воздушных таранов, и если и не решить исход боя в свою пользу, то, по крайней мере, дать возможность молодым летчикам - а они отбиваются пока мужественно - выйти из боя: горючее и боеприпасы уже на исходе.

Он передал по радио: «Принимаю команду на себя! Иду в атаку, прикрывайте мне хвост». Самолет послушно рванулся вперед, навстречу двум немецким истребителям.<…>

Надо обладать особой волей и несгибаемым мужеством, чтобы на бешеной скорости идти в лобовую атаку против двух самолетов врага - идти, собственно, на верную смерть. На месте немцев наивным было делать ставку на свое численное превосходство или слабонервность русского летчика, а именно это соображение, похоже, ими руководило. Алексей прикинул оставшееся расстояние, крепче вжался в кресло: «Если не отвернут - таран...»

Нервы не выдержали у них - отвернули. Вернее, сумел уйти в последнее мгновение левый, правый «мессер» тоже рванулся было в сторону, но опоздал: Алексей ударил его обрубленным крылом, и Me-109, сделав несколько витков, врезался в вершины сосен.

После двух таранов старший лейтенант Хлобыстов смог довести свой самолет с наполовину обрубленным крылом до аэродрома и успешно приземлиться. Сохранилась фотография-документ: Алексей Степанович внимательно, видимо, продолжая недоумевать, осматривает развороченное крыло своего самолета:





Интересно, что 14 мая 1942 года Алексей Хлобыстов совершил третий таран. Раненый в первые минуты боя, Хлобыстов направил свой горящий самолёт на Me-109, а сам сумел выброситься с парашютом. В госпитале Алексей Степанович узнал о присвоении ему звания Героя Советского Союза:

«За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство лейтенанту Хлобыстову Алексею Степановичу присвоить звание Героя Советского Союза. Председатель Президиума Верховного Совета СССР
М. И. Калинин 6 июня 1942 года. Москва, Кремль»

Самолет, на котором воевал Алексей Степанович Хлобыстов - поставленный по ленд-лизу американский Curtiss P-40B Tomahawk. Выдающимися летными характеристиками самолет не отличался, но был вполне надежным и прочным. Крыло у «Томагавка» пятилонжеронное, очень прочное - хорошую службу сослужило советскому летчику. Я несколько лет увлекаюсь стендовым моделизмом, пару лет назад собирал модель того самого самолета Хлобыстова. Такая вот живая история на полке:





В декабре 1943 года, выполняя задание в тылу врага, прославленный летчик погиб. К моменту гибели Хлобыстов совершил 335 боевых вылетов, сбил 7 самолётов противника лично и 24 в групповом бою.

Самолёты Хлобыстова и его ведомого, Александра Калегаева, были найдены летом 2009 года по разные стороны Печенгского шоссе (Мурманская область). Принадлежность машин определили по заводским номерам. 22 октября 2013 года останки А. С. Хлобыстова торжественно захоронили на воинском кладбище в Мурмашах.

авиация, хобби, Великая Отечественная

Previous post Next post
Up