Обама борется за своё наследие (переводная статья)

Apr 07, 2015 15:12




Рауль Кастро,Председатель Государственного совета и Совета Министров Кубы, и президент США Барак Обама встретятся в первой декаде апреля в Панаме, в ходе работы «Саммита Америк». Это будет первый прямой контакт двух лидеров, после того, как США и Куба в декабре 2014 года объявили о нормализации отношений. Американцы рассчитывали, что уже в апреле в Гаване и Вашингтоне начнут работать посольства США и Кубы. Кубинцы требуют, чтобы их страна была удалена из американского списка государств-пособников терроризма. Кроме того, Гавана стремится добиться отмены торгового эмбарго, введенного американскими властями в 1962 году.

Статья "Обама борется за своё наследие" (автор Пабло Пардо), была опубликована 6 апреля 2015 года на сайте крупнейшенй испанской газеты El Mundo.

Обама борется за своё наследие

Последний раз, когда американский президент пожал руку кубинского президента, был в Панаме 58 лет и 9 месяцев в рамках встречи саммита Организации Американских Государств (ОАГ) (исключая краткое приветствие между Обамой и Раулем Кастро на похоронах Нельсона Манделы). Тогда со стороны США был Дуайт Д. Эйзенхауэр, со стороны Кубы - Фульхенсио Батиста. С тех пор, были попытки начать войну - включая атомную в 1962 году, взаимные попытки дестабилизации и даже настоящая война между двумя странами.

Но в конце этой недели президент США и Кубы снова пожмут друг другу руки. От имени США будет Барак Обама, который во время предыдущего заседания еще даже не родился. От имени Кубы - Рауль Кастро, который в то далекое лето 1956 года являлся посредником между своим братом Фиделем и советской разведкой в Мексике, куда оба были сосланы после попытки свергнуть режим Фульхенсио Батисты.



Встреча Фульхенсио Батисты и Дуайта Эйзенхауэра, Панама, 1956

История не повторяется, но во многом эта встреча оказывается схожей с тоё встречей 58 лет назад. Так же, как и раньше Батиста и Эйзенхауэр, Кастро и Обама увидят друг друга в Панаме. И так же на встрече на высшем уровне. На этот раз, вместо саммита прекратившей своё существование после окончания холодной войны ОАГ, это «Саммит Америк». Встреча проводится раз в три года, и Куба была приглашена впервые с начала проведения этих встреч. Белый дом подтвердил на этих выходных, что президент США будет иметь то, что его представителями было определено как «взаимодействие» - оставляем за читателем право представить себе, что это значит - с Раулем Кастро.

Образ, за которым все мировые СМИ будут охотиться в эти выходные, имеет не только историческую ценность. Эта встреча также будет являться самым очевидным знаком ориентационного сдвига политики Барака Обамы. Президент США прибудет в Панаму с многосторонним сообщением и для диалога, проведенного сразу после возможного подписания в четверг рамочного соглашения между пятью крупными державами во главе с Вашингтоном и Ираном по сворачиванию военной составляющей иранской ядерной программы. Теперь Обама будет пытаться применить ту же стратегию в других местах, где смешались враждебность и надежды относительно США: в данном случае это Латинская Америка.

Как и в случае с Ираном, политика Обамы по отношению к южным соседям Соединенных Штатов вызывает бОльшую поддержку скорее за пределами границ США, чем внутри страны. И протест американского политического класса, в сочетании с апатией общественного мнения в стране по поводу происходящего за пределами границ этой крупнейшей державы, которая является первой силой в мире, может отправить все эти попытки Обамы под откос.



Встреча "шестерки" международных посредников (Россия, США, Германия, Китай, Великобритания, Франция) с делегацией Тегерана, Вена, 2 июля 2014

"Мой ответ: Да, но ...". Так сказал сенатор Ангус Кинг - независимый политик, ранее являвшейся членом демократической партии - отвечая американской прессе на вопрос, следует ли поддерживать соглашение с Ираном. Его фраза отражает то, что думает американская общественность. Исследование, проведенное престижной организацией Pew Research Center, показывает, что 49% граждан поддерживают администрацию Обамы относительно политики по отношению к Ирану, в то время как 40% - против неё. Не менее чем 63% считают, что Исламская Республика не собирается выполнять договор, или будет стараться сорвать его до 30 июня, момента окончания обсуждения технических аспектов пакта.

"Да, но ..." Кинга имеет важные последствия для Обамы, так как это показывает, что Сенат может торпедировать любые договоренности с Ираном. Конечно, если правда, что «удача благоволит сильным», Обама находится на правой стороне истории. Соглашение с Ираном заключается как раз в тот момент, когда один из его самых известных противников, кубино-американский сенатор Боб Менендес (Нью-Джерси), был привлечен к ответственности за коррупцию.



Сенатор Соединенных Штатов Америки Ангус Кинг

Сменивший его в Комитете по внешним связям Сената Бен Кардин уже заявил, что "Конгресс имеет право рассмотреть соглашение", но то, что он хочет, это "укрепить позиции президента, а не ослабить ни его, ни переговоры ". Команда Обамы считает, что Сенат очень внимательно рассмотрит соглашение с Ираном, и, возможно, выдвинет более жесткие санкции, чем Белый дом, но без его полного торпедирования. Другое дело, что технические переговоры, проходящие до 30 июня, зайдут в тупик. Но эту возможность никто не воспринимает всерьез. По крайней мере, сейчас.

В переговорах с Ираном Обама применяет многосторонний подход. Вместо введения санкций без участия кого-либо, или только с участием ЕС (как поступал в своё время Джордж Буш), Вашингтон приглашает для обсуждения самые разные, и часто даже враждебные страны для США, такие как Россия (обратите внимание - Россия указана первой среди враждебных, прим. перевод.), Китай и Индия, для установления экономической блокады Тегерана. Это та же техника, что президент США хочет применить в Латинской Америке. "Обама провел годы, желая Бразилии занять положение лидера в регионе, но бразильцы не заинтересованы в этом", сказал EL MUNDO человек, близкий к Белому дому.

С Ираном эта стратегия работала, поскольку речь идет либо о великих державах с долгой историей влияния на мировые дела (Франция, Великобритания, Россия), либо о странах, наращивающих вес своего влияния и желание участия в мировых процессах (Китай и Германия). Но Латинская Америка отличается: там против Соединенных Штатов играют, как правило, для получения политического капитала.

Там (в Латинской Америке) наиболее распространенной является пассивно-агрессивная стратегия по отношению к Вашингтону. Обама хочет изменить это, ясно сообщая: он сделал свое дело, начав открытие отношений с Кубой. Теперь должны действовать латиноамериканские страны, которые принимают четкие меры по содействию демократии и прав человека в этой стране (Кубе) и в Венесуэле. Как заявил помощник госсекретаря США по Латинской Америке, Роберта Якобсон, в Панаме должно стать ясно, что "есть общая ответственность между Соединенными Штатами и их партнерами" в регионе.

Латинская Америка, новости, перевод с испанского, США, политика

Previous post Next post
Up