Вечерело. Километров за 100 до Ростова-на-Дону начались сплошные пробки. Пробки из-за безумного наплыва отдыхающих на морские побережья юга России, пробки из-за ремонта трассы (М4) и прошедшего сильного ливня. Хотя мотоциклисты имеют огромное преимущество в передвижении по пробкам, но постоянное движение в междурядье на протяжении сотни километров, когда ты должен быть особо внимательным, выматывает. До Должанской было ещё три-четыре часа хода, и я решил не парится и остановится на ночлег. В первом же попавшемся отеле в пригороде Ростова я был неприятно удивлён ценой за сутки: 2200 рубл. Но у них не работал терминал оплаты картами, а наличных у меня было около 1000 рубл. Поэтому пришлось поехать дальше. Как оказалось 2200 рубл. были самой наименьшей ценой за ночь. В десятке мест, где я остановился, чтобы узнать цену и наличие мест, она колебалась от 2500 до 4500 рубл. Это был какой-то пипец ! Весь бюджет на мою поездку составлял 25 000 рубл., а тут, не доехав даже до Должанской, я бы уже истратил около (или больше) 20% моего бюджета (учитывая бензин). О наивный, я вообще не рассчитывал на такие цены на постой! Перед выездом я забронировал отель в Голубицкой и он обошелся мне в 1000 рубл. сутки. И это было отличное место. Оно соответствовало твёрдым 3-м звёздам европейских отелей, во множестве которых я побывал. Да и предыдущую ночь я провёл в Amaks Congress Hotel в центре Белгорода за 1445 рубл. с включённым в стоимость завтраком. И ( о неблагодарный!), я подумал, что это дороговато! А тут 2500-4500 рубл. за придорожный мотель! Конечно, я не мог себе это позволить и поехал дальше. Кстати о бензине: в июле 2020 года цена за 1 литр 95 в 46 рубл. в Москве плавно дошла до 50-51 рубл. на юге Краснодарского края и в Крыму. Другим неприятным открытием стала для меня платная дорога на месте бесплатной после Ростова: несколько лет назад я ездил здесь бесплатно. Это не вновь построенная дорога (свидетельством чего является придорожный сервис в виде заправок и магазинов). Не изменилось ничего кроме разделительного металлического барьера и пунктов оплаты: освещения нет на большей части участка, покрытие старое, в заплатках и совсем не лучшего качества. Исключительная наглость.
Следующие 3 часа прошли в кромешной темноте российских дорог: указатели встречаются редко, дороги в ряде мест до такой степени хреновы, что проезжаемы только на танке или вездеходе, но никак не на колесной технике. К двум часам ночи, изрядно поплутав ( опять-таки в кромешной темноте) по станице Должанская, я оказался на Должанской косе. Берег был нескончаемо забит машинами, палатками, тентами, караванами.
Оставалось быстро-быстро поставить палатку и упасть спать. Но не тут-то было! Во-первых, дул постоянный сильный порывистый ветер. Но это оказалось малой частью проблем. Почва на Должанской это смесь песка и ракушечника. Причём во многих местах песка вообще нет, один ракушечник.
А вот как выглядит почва на "срезе" осыпавшегося берега.
15-см. колышки в нём не держат совсем, палатку натянуть невозможно, да тут ещё порывистый ветер. Пришлось пойти кругами в поисках хоть чего-то тяжелого. Нашел небольшой камень и пустую пластиковую 5-л канистру, которую заполнил ракушечником, и ими придавил колышки. Это позволило хоть как-то удерживать палатку на ветру. Вот так выглядела моя палатка днём.
Кстати, обратите внимание на кофр на мотоцикле и запомните его положение. Чуть позже ( при подъезде к Крыму) вы поймете, почему я вас об этом просил.
Наступило утро. Дул такой же порывистый, как и ночью, ветер. Я вылез из палатки с острой необходимостью в туалете. Но где он ? Утро было раннее, и спросить было не у кого. Периодически кто-то где-то вылазил из палаток или машин и шёл к середине косы. Это как раз и был общественный туалет. Как в Индии: отхожее место везде, может лишь в небольшом отдалении от жилья и места приготовления пищи. И такое случается здесь каждый летний день, в течение дня, месяцев и, как минимум, десятилетия. Для меня это было неприемлемо и я начал расспрашивать редких проходящих мимо меня людей о туалете. В конце концов мне указали место, и, после недолгих поисков, я нашёл вот это.
Но двери оказались заколоченными фанерой, а весь периметр засран страждущими. Делать нечего, пришлось идти искать дальше. Кто-то сказал мне про туалет в столовой, я пошел туда и, о чудо, там действительно был не только туалет, но и раковина с краном. В 8 утра он был свободен, а в 9, когда я пришёл в столовую позавтракать, там уже была очередь человек из 15 в единственный и бесплатный туалет на Должанской косе. Еда в столовой оказалась вкусной и не дорогой, поэтому вот всем рекомендую заглянуть, если будете на косе. Она там единственная на самом краю косы.
Должанская коса, без всякого сомнения, уникальное природное место. Вот посмотрите, здесь шторм, взбаламученная вода и волны.
А теперь пройдём 100-150 метров к противоположному берегу и увидим полный штиль и прозрачную зелёно-голубую воду.
Причем, вы понимаете, что ветер за 150 метров никак не меняется и дует он с такой же силой и порывами, как на другом берегу. Коса - рай для винд и кайтсерферов, а также для отдыхающих с детьми. Берег чрезвычайно пологий. Купание же для взрослого человека будет скучноватым, хотя здесь всё зависит от потребностей. Вода если и соленая, то на грани ощущений, по крайней мере, мне так показалось. Ну то есть если вы хлебнете водички из Эгейского моря, то сомнений в солености у вас не возникнет: она там не просто солёная, она солёная до горечи. Азовское море всё-таки как-то пресное. Кроме человеческого говна на Должанской хватает и другого мусора, например строительного. И, похоже, завозили его туда целенаправленно. Ну чтобы средний россиянин не слишком бы скучал по дому, потому что без мусора Россию трудно представить. Я бы даже сказал больше: мусор это наше всё. Ну, в общем, гуляете вы по косе, а он тут вот, родименький.
Или тут.
Хотя если приложить немного усилий, не относится наплевательски к общественному пространству, вполне можно жить и без мусора, и без говна.
Думаете в Индии это народ виноват, что кругом говно и мусор? Да? Ну вот вам пример -Должанская: русские люди срут как в Индии. А “элита” Краснодарского края занята тем, что отжимает в собственность общественные дороги. А на туалеты, благоустройство общественных мест, зон отдыха и вывоз мусора ни денег, ни времени нет.
У Должанской косы есть своя достопримечательность. Какие-то огромные, салатового цвета комары. Они облепляют любую подветренную поверхность.
Если вы откроете Wiki по Dolgaya Spit, то к своему удивлению обнаружите вот такие слова:
Dolgaya Spit is a landscape nature sanctuary of Krasnodar Krai with unique sandy beaches, quite deep sea, fresh-water lakes, rich animal world and flora.
Заповедник? В котором богатый животный и растительный мир? В каком веке писались эти слова? По крайней мере, в веке, когда существовал Краснодарский край с его охуевшими в конец от своей безнаказанности слугами народа.
Посмотрите небольшое видео из этого заповедника для общего развития.
Click to view
https://youtu.be/wOT3SFRyAWQ Уже в полдень я уехал оттуда. Слишком много народа, пресная вода, очень мелко и множество тщеславных кайт и виндсерферов, мотающихся туда сюда в 10-15 метров от берега, где собственно все и купаются. Но это мои впечатления от самого края косы. Возможно, “великие” спортсмены ведут себя поскромнее на пляжах ближе к самой станице. Ну и пара слов о самой станице Должанская. Дыра. Пыльная, грязная дыра, с разбитыми дорогами, разбитыми тротуарами, щебенкой, песком, диким аляповатым самостроем и толпами отдыхающего народа. Типичное российское курортное место. Сколько ещё я таких увижу за свою поездку!
Следующая остановка - станица Голубицкая.