"Олуша" над полюсом

Mar 13, 2011 16:30

…От басовитого гудения моторов клонило в сон, несмотря на холод в кабине. А может от недостатка кислорода и усталости - все же шли на 4000 метрах. Погода, наконц успокоилась, и казалось, что в этом мире больше ничего нет, кроме солнца, океана и одинокого самолета над ним. Лишь виднеющаяся справа полоска гренландского берега напоминала о том, что в каждую минуту оттуда могла прийти любая неприятность.
Они возвращались домой…



Шкипер Гуннур Тордарсон потер щеки, чтобы отогнать сон, и надев кислородную маску, сделал несколько вдохов. Усталость  ушла, захотелось пить.
- Питер, - позвал он второго пилота, - у нас в термосах чай еще остался?
- Нет, закончился. Есть фруктовый сок, но он замерз. Я его покрошил, получилось что-то вроде ледяных карамелек. Будете?
- Да, давай. Спасибо!
Температура в кабине была -9 градусов по Цельсию. Слишком много топлива они потратили на пути к полюсу, для экономии бензина пришлось не только до предела обеднить горючую смесь, но и выключить все электрические обогреватели, практически все освещение и часть оборудования метеоролога.
Северный полюс… Летчики специального авиаотряда ледовой разведки прекрасно представляли все трудности полета туда, но мало бы кто отказался от него. Вот и Тордарсон, когда ему предложили возглавить воздушную экспедицию к нему не колеблясь тут же согласился.
Шкипер догадывался, почему выбор пал на него. Тому было несколько причин: во-первых, он в авиаотряде с самого основания, с 1932 года, во-вторых, у него самый большой налет в районах выше полярного круга, и в третьих - он коренной мьёлльнец, уроженец Хедналанда, сын рыбака и сам бывший рыбак, не понаслышке знал, каким коварным бывает север и никогда бы не стал рисковать там, где мог бы попытать удачи другой.

* * *Штурман Уго Роггенфельд, спал. Шкипер, видя что он еле держится, час назад приказал ему отдохнуть. Погода устоялась, а по солнечному компасу Бамстеда определить курс мог бы и радист Сандерс.
Уго был опытным штурманом. Летать он начал еще в 1914 году на цеппелине L3, под руководством легендарного Петера Штрассера, много повидал он и испытал, но такой тяжелый полет у него был впервые.
Когда они взлетали с гидроаэродрома Хёйстрём, что не подалеку от северной оконечности Мьёлля - мыса Нордскогур, погода была отличная и прогноз синоптиков был самый благоприятный. Арктический антициклон - что может быть лучше для летчика! Солнце и видимость "миллион на миллион" весь полет. Но северная погода капризнее любой женщины. Где то над Гренландией зародился циклон, и как только их "Олуша" пересекла полярный круг, поднялся встречный северо-западный ветер, тучами закрыло небо и начал сыпать мокрый снег, видимость упала до ноля. Очень быстро самолет покрылся коркой льда. Спустя некоторое время лодку затрясло - это давали знать о себе обледеневшие винты.
Шкипер попытался пробиться к солнцу, но не смог: слишком высоко был верхний край облаков, машина тяжелела с каждой секундой, тряска стала угрожающе большой. Оставалось только вниз, но возникала другая опасность. Вот-вот должен был показаться берег Гренландии с его горами, о которые в условиях плохой видимости можно было разбиться. Известные, как Гунбьёрн, а так же неизвестные, и от этого более опасные. Ведь Гренландию в ее глубине никто еще толком не картографировал.
Пришлось рассчитывать новый курс, в обход непогоды. Уго мысленно похвалил себя за предусмотрительность. Сразу перед тем, как погода испортилась, он определился с местом по солнцу и вычислил магнитное склонение. Оно оказалось весьма значительным: 36 градусов к весту. Магнитные компасы, в карданном подвесе и гиромагнитный, пока работали без нареканий. Проблемой был северо-западный ветер. Вычислить его скорость и точное направление, когда ничего не видно, было невозможно. Оставалось надеяться на свою интуицию.
Получив новый курс от штурмана, Гуннур начал снижаться. Обледенение прекратилось на высоте 800 метров. Вскоре машину перестало трясти, настроение у экипажа повысилось, один штурман был мрачен.
- Уго, в чем дело? - встревоженно спросил его шкипер.
- Слишком мы быстро оттаяли. Температура за бортом выше обычной, какая бывает в это время, на 2-3 градуса.
Тут встревожился метеоролог Поль Жобер.
- А ведь действительно, тут что-то не так? Неужели отголоски фёна? - догадался он.
Штурман выругался про себя. Вот еще напасть. Фён - теплый ветер, скатывающийся с ледяных вершин во фьорды. При этом он сжимается и нагревается, в считанные минуты температура растет на 15-20, а то и 25 градусов. То, что они быстро оттаяли - это плюс, а вот жирный минус в том, что теперь их сдувает к востоку быстрее, чем он рассчитывал.
Спустя три часа Гуннур посовещавшись с Уго решил попробовать пробить облачность: нужно было солнце, надо срочно определиться с местом. И тяжелая машина медленно поползла вверх, на глазах покрываясь коркой льда.
Им повезло: на высоте 5000 метров они пробили облачность. Всего на несколько минут, но штурман успел взять высоту солнца, перед тем как их накрыл вал облачного фронта.
Они оказались на 71 градусе северной широты и 18 градусах западной долготы: ближе к Гренландии, чем рассчитывал пессимист Уго, но дальше, чем хотелось бы. Штурман рассчитал новый курс и шкипер повел "Олушу" к полюсу.

* * *Вплоть до 80 градуса погода не улучшалась. Так и летели в сплошной облачности. Время от времени шел то дождь, то снег. Попытки пробить облака не удавались, они неоднократно поднимались до 6000 метров, но только пару раз видели солнце. Северо-западный ветер сменился западным, их по-прежнему относило к востоку. Компасы работали исправно, чем немало облегчили жизнь штурману.
Наконец прояснилось, но началась другая напасть: дала о себе знать близость магнитного полюса. Гиромагнитный компас стал показывать что-то несусветное. Компас в кардане пока показывал правильно, но надолго ли? Полностью доверять Уго мог только солнечному компасу. По нему он и выдавал каждые 10 минут поправки к гирополукомпасу шкипера. И чем ближе они подлетали к полюсу, тем чаще штурман брал высоту солнца секстаном.

* * *- Вот и полюс! Долетели, ура! - радовался экипаж.
Но к радости примеривалась и досада. "Олуша" могла сесть на лед, обводы ее корпуса и поплавков позволяли это, но сам полюс оказался покрыт торосам. Искать площадку для посадки не позволял остаток топлива: его и так потратили почти пять тонн из девяти, пока летели к полюсу. Хватило бы до дома.
Возвращались вдоль 30-го западного меридиана, как и было запланировано, напрямик через Гренландию, экономя каждый килограмм бензина.

* * *…Штурман спал, погода была великолепная, и Тордарсон решил его не будить. Они пересекли полярный круг и вскоре должен появиться сигнал радиомаяка "Хёйстрём". Шкипер дпл команду отдыхать всем, кроме радиста.
Хоть они и не приземлились на полюсе, но неудачным их полет назвать было нельзя: они привезли карту магнитных склонений западного побережья Гренландии, картографировали остров вдоль маршрута своего полета, опровергли гипотезу, что облака над Ледовитым океаном не поднимаются выше 5000 метров (это подтвердит Чкалов, после своего трансарктического перелета в следующем году).
- Сэр, слышу радиомаяк, - обратился к шкиперу радист . - буквы W и G неразличимы. Это была хорошая новость: они шли прямо на Хёйстрём.
Через два с половиной часа "Олуша" села в бухте возле рыбачьего поселка, давшего свое имя гидроаэродрому, маяку и метеостанции.
Они вернулись домой.









Краткое описание летающей лодки "Олуша" (Basstölpel)

Лодка выпускается в двух версиях: пассажирской и патрульной. Отличие только в дополнительных баках, установленных у патрульной версии.

Длина 20 м
Ширина 3 м
Размах крыла 32 м
Коммерческая нагрузка: 24 чел.
Экипаж 5 чел.: шкипер, второй пилот, штурман, штурман-радист, стюард
Экипаж патрульной версии 6 чел.: шкипер, второй пилот, штурман, штурман-радист, бортмеханик, метеоролог
Моторы: три AHGG "Смарагд"
Мощность максимальная взлетная 1100 л.с.
Скорость максимальная 300 км/ч, крейсерская 250 км/ч
Взлетный вес 16000 кг
Запас топлива 7000 кг
Максимальная дальность 6000 км (Августвилль - Скинфаксивей 5500 км)
У патрульной версии запас топлива 9000 кг
максимальная дальность 7500 км


Конструкция крыла

aircraft, travel, map

Previous post Next post
Up