Японкий сад невозможно представить без характерных декоративных деталей: фонарей, мостиков в «японском стиле» и вообще всего, что, на взгляд европейца, прежде всего указывает на принадлежность садового ландшафта к определенной культурной традиции.
Следует помнить, что в самой Японии украшение сада такими элементами не является самоцелью. Большинство "украшений" носят не только эстетическое, но и сакральное значение. Их расположение предписывется правилами, в строгом соответствии с их смыслом, общей идеей сада и сложившимися традициями. Давайте познакомимся с предназначением некоторых наиболее распространенных символов.
Всевозможные ограды и организованные в них проходы, проемы несут в японском саду большую эстетическую и смысловую нагрузку. Обычно мастер сада стремится к тому, чтобы ничто не отвлекало посетителя от созерцания очередного пейзажа и для этого четко отделяет пространство сада от внешнего мира и пространство одной композиции от другой. Внешние границы обозначаются непроницаемыми для взгляда изгородями - каменными или плотно сплетенными из пучков бамбука. Самой изысканной и сложной в изготовлении считалась ограда, созданная из живых, высаженных в ряд стеблей бамбука, переплетенных между собой. Она называлась кацура по имени императорской виллы, где впервые была использована. Внутри сада получили распространение изгороди, имеющие просветы - они, с одной стороны, помогают направить взгляд, обозначают границы его зон, но не оставляют впечатления тесноты, поскольку позволяют понять, что за видимой частью пространства находится еще что-то. Практически повсеместно в японских садах распространены символические низкие ограждения: они не мешают осматривать сад, а лишь указывают направление движения. Ворота, калитки устанавливаются при входе на территорию сада. Они должны подготавливать гостя, помогать достичь ему спокойного созерцательного состояния.
Оформление дорожек в японском саду имеет более глубокое значение, чем может показаться на первый взгляд. У входа на территорию, в дом дорожки и площадки выполняются, как правило, из отдельных камней, которые подбирались и выкладывались в определенном порядке, построенном на сложном японском этикете. Один камень предназначался для хозяина сада, другой - для гостя, так, чтобы церемония их встречи и приветствия проходила в гармоничной обстановке.
Мощение дорожек позволяет создать определенное настроение, темп и характер созерцания сада. Сплошное покрытие из подогнанных друг к другу каменных плит или гравия позволяет осматривать сад непрерывно, без пауз: по ним можно двигаться плавно, не глядя себе под ноги. Гравий помогает при этом достичь спокойного, созерцательного настроя: при каждом шаге он тихо шуршит. Прислушиваясь к этому звуку, легче сосредоточиться, отбросить все посторонние суетные мысли.
Дорожки, набранные из отдельных, отстоящих друг от друга элементов (камней или плит) являются остроумной уловкой: с их помощью гость осматривает сад именно так, как хотелось бы мастеру сада, создавшему пейзажи. Удобные плоские плиты, расположенные на расстоянии шага (около 30 см) друг от друга, позволяют ускорить темп прогулки, перейти от осмотра одной композиции к другой, при этом глаза посетителя будут направлены вперед по ходу движения. Плоский широкий камень - идеальная площадка для остановки. На нем хочется задержаться, окинуть открывающуюся картину взглядом. Когда дорожка становится неудобной - камни на ней слишком мелкие и отстоят друг от друга слишком далеко или близко, мерный шаг идущего по ней сбивается и он вынужден прервать наслаждение пейзажами, чтобы более внимательно смотреть себе под ноги. В это время он может обдумать, запомнить увиденное ранее и как бы "с чистого листа" погрузиться в созерцание следующей картины.
Наиболее значимым и характерным декоративным элементом, эмблемой японского сада, для многих являются каменные фонари. Считается, что своим происхождением они обязаны ритуальным курительницам благовоний, очищающим пространство от зловредных энергий. Символическое назначение фонарей - уравновешивать в темное время суток соотношение "темной" и "светлой" энергий инь и ян, рассеивать тьму невежества, отгонять злых духов. Существует множество типов, или, говоря современным языком, "моделей" таких фонарей, но различия между ними - исключительно внешние. Хотя в японских садах и сложилась традиция использовать некоторые типы фонарей в определенных пейзажных картинах, однако никакого мистического, ритуального значение она не имеет. Выбор и расположение фонарей чаще всего основывается на художественном чутье мастеров сада.
Вот некоторые наиболее распространенные типы каменных фонарей:
Орибэ-доро. По преданию, форма этого фонаря больше всего нравилась мастеру чая Фурута Орибэ, тайно исповедовавшему христианство. Мастер вырезал изображение распятия в основании фонаря и установил его рядом с чашей цукубаи таким образом, чтобы, набирая воду, поклоняться своей реликвии. Возможно, в память о мастере орибэ-доро чаще всего размещают рядом с цукубаи, в зарослях растений, скрывающих его нижнюю часть.
Юкими-доро. Плоский и широкий каменный фонарь, название которого, скорее всего, в переводе означает "как бы покрытый снегом" или "любование снегом". Обычно устанавливается у кромки водоема или на острове, на открытом пространстве. Юкими-доро действительно очень эффектно смотрится под шапкой покрывающего его снега и гармонично дополняет композиции из зимнедекоративных растений.
Касуга-доро - нарядный фонарь, который чаще всего размещают у входа в дом, беседку. Например там, где проходит церемония приветствия гостей.
Яма-доро выполняется из грубо обработанных камней и хорошо смотрится в тенистых, уединенных уголках сада.
Оки-доро - самый маленький фонарь, лишенный основания. Его часто устанавливают рядом с водоемом.
Созерцание бегущей воды может привести чуткого человека в состояние, близкое к трансу, или, во всяком случае, внушить ему возвышенное, созерцательное умонастроение. Эта особенность не могла остаться в стороне от внимания мастеров японского сада. В одном из старинных руководств по устройству садов детально описаны принципы создания декоративного водопада и выделено десять его типов.
Путай-оти: поток воды не падает, а скользит по поверхности камней и скал;
Нуно-оти: вода спадает с камня, имеющего относительно ровный край, при этом ее поверхность напоминает тонкое полотно;
Ито-оти: вода спускается с камня, имеющего зазубренный край, рассекающий поток на нитеобразные струи;
Ката-оти: вода стекает с одной стороны больше, чем с другой;
Саю-оти: скала, расположенная у истока водопада, делит ниспадающий поток воды на две части;
Теку-оти: вода падает прямо вниз симметрично, не встречая помех;
Еко-оти: вода течет не в центре скальной композиции, образующей водопад, а сбоку, с одной стороны;
Мукаи-оти: падающий поток воды состоит из двух частей - струй, обращенных друг к другу;
Ханарэ-оти: поток вынесен на некоторое расстояние от основного водопада;
Касанэ-оти: вода может падать несколькими ступенями.
Стоит отметить, что водопад не является обязательным элементом японского сада, их распространение в садовом искусстве связывают с эпохой Хэйан, когда активно осваивались окрестности нынешнего Киото, изобилующие горамии холмами, очень удобными для того, чтобы украсить их ручьями, водопадами, каскадами воды.
Водопад является однм из самых сложных в исполнении, но в то же время впечатляющих элементов сада. Красиво, когда водопад "мелькает" среди изгородей и высоких растений, попадает в качестве заднего плана в обзор нескольких картин и манит подойти поближе, чтобы предаться под шум воды философским размышлениям.
Вода - обязательный элемент традиционного японского сада. Поскольку к природе относились как к живому существу, а воду считали ее "кровью", к созданию водных объектов японцы подходили прилежно и с большой долей изобретательности. Однако, не всегда имелась возможность спланировать сад так, чтобы вода присутствовала в нем физически, поэтому в японских садах встречается немало композиций, выполненных в технике "сухого пейзажа". Это гравийные и песчаные "моря" с вычерченными на них бороздами-"волнами", каменные русла ручьев, водопадов, где искусно подобранные валуны создают иллюзию водного потока. Помимо детального или символического изображения природных водоемов часто встречаются рукотворные объекты.
Наиболее распространенный из них - цукубаи. Изначально так назывался участок перед входом в чайный домик, где гости совершали омовение, подготавливаясь к церемонии. "Цукубаи" дословно означает "сидеть на корточках". Название связано с тем, что камень-чаша (тёдзубати) устанавливается низко и для пользования им приходилось присаживаться на корточки. "Классический" цукубаи состоит из камня, от природы имеющего выемку, куда направляется струйка воды из специального водопровода (какэхи). Но такие камни редки, и правило давно не соблюдается. В качестве тёдзубати сейчас чаще используются валуны, обработанные в форме чаши. Весьма распространены чаши круглой формы, в центре которых вырезаны квадратные отверстия для воды. Круг здесь символизирует небесный свод, а квадрат - Землю.
В садовом искусстве страны, где так ценят и почитают все, что связано с водой, разумеется, нашлось место для разнообразных по стилю и назначению мостов.
В зависимости от вкуса владельца и общего замысла сада используются различные типы переправ через реальные или воображаемые водоемы. Пожалуй, наиболее простой по форме, но сложный в исполнении - традиционный каменный мост исибаси. В старину его делали из цельной каменной плиты подходящей формы, что смотрится очень изысканно. Но найти подходящую плиту, доставить в сад и уложить на место, естественно, нелегко. Для упрощения задачи сейчас такие мостики часто выполняют из обработанного камня и даже из бетона.
Горбатые мостики в китайском стиле, изготовленные из дерева, камня, бетона устанавливают, если хотят обозначить место, откуда открывается красивый вид. На таком мостике хочется ненадолго остановиться, чтобы полюбоваться садом. Его форма символизирует луну, поскольку выгнутое полукружьем полотно, соединяющееся со своим отражением в воде, напоминает лунный диск. Простые каменные плиты используют для переправы как через сухие водоемы, так и обычные, но "лунный" мост размещают, как правило, там, где есть вода.
Весьма распространены переправы-дорожки из камней, установленных на дно водоема. В современных садах их делают не только из природных валунов с плоской поверхностью, но также из бетонных плит, которые могут иметь правильную, например, круглую или квадратную форму.
Наконец, возможно, самый интересный тип традиционного японского моста - яцухаси или "восемь мостов". Он представляет собой систему из восьми каменных плит или деревянных полотнищ, установленных под углом друг к другу, в виде ломаной линии. Символику моста связывают с понятием "благородного восьмеричного пути" буддизма, согласно которому избавление от страданий возможно при достижении восьми добродетелей: 1) правильное знание; 2) правильные стремления и намерения; 3) правильная речь (избегать лжи); 4) правильное поведение; 5) правильный образ жизни; 6) правильное усилие (самосовершенствование); 7) правильное направление мысли; 8) правильное сосредоточение (медитация). Нередко можно встретить подобные мосты из дерева, доски которых не закреплены, а лежат на опорах сверху, прогибаясь и покачиваясь при ходьбе по ним. Это напоминание о том, что следующему по пути к истине необходимо исполниться решимости и преодолеть свои страхи, не смотря на то, что благоприятный исход поиска никому не гарантирован.
Единственным материалом, без которого японский сад немыслим ни в какой форме является КАМЕНЬ. В старину специалисты в области садового искусства Японии назывались "мастерами по установке камней", что показывает, насколько существенным является этот элемент. В древних руководствах с чрезвычайной подробностью описываются типы природных камней, их место, значение и способы размещения в саду. Камень считался "первовеществом", породившим все, существующее в мире, и вместилищем духов, поэтому обращение с ним требовало величайшей осторожности: разгневанный дух, перевернутый незадачливым садовником с ног на голову, мог отомстить хозяину сада самым жестоким образом.
Для традиционного японского сада больше подходят серые или сероватые каменные глыбы угловатой формы, но не колотые, а выветренные, долго пролежавшие на открытом месте. Пестрые гранитные, и, тем более, окатанные валуны не годятся.
Правила установки камней сложны и обширны, но есть и "азбучные" формулы. Валуны размещают группами по три, так, чтобы они образовали разносторонний треугольник, длинной стороной обращенный, как правило, к дому. Противолежащей этой стороне вершиной должен стать самый крупный камень, омо-иси. Встав лицом к дому, определяют положение фланговых камней, ваки-иси: слева за центральным камнем, в направлении "сильной руки" (каттэ) должна находиться самая короткая сторона треугольника и второй по размеру камень, справа, в направлении "слабой руки" (хи-гаттэ) - средняя сторона треугольника и самый маленький камень. Чтобы усилить эстетическое впечатление, группу можно дополнить еще двумя камнями: хикаэ-иси (передний) и микоси-иси (выглядывающий), их подбирают и размещают так, чтобы зрительно увеличить глубину композиции.