Решила я продолжить разговор о садах страны восходящего солнца. Для меня японский сад является тем идеалом, где существует гармония, единение человека и природы. Любуясь красотой японских садов, не стоит забывать о глубоком философском смысле, который в них заложен.
Не смотря на многочисленные правила и традиции, связанные с их созданием, японские сады не являются набором бесконечно повторяемых штампов. Они весьма многообразны и каждый имеет свой неповторимый облик.
Одни сады занимают площадь в несколько гектаров, другие умещаются на трех-четырех квадратных метрах. Есть сады, предназначенные для отдыха и прогулок, и есть сады для сосредоточенных молитв. Также различаются планировка, стилистика, набор декоративных элементов и растений.
Для того чтобы было легче ориентироваться во всем этом многообразии, японские мастера пользуются классификацией, начало которой было положено еще в XIV-XVI веках.
В зависимости от характера рельефа традиционные японские сады подразделяют на два основных типа:
Цукияма - пейзажный сад с холмами, живописными возвышениями;
Хиранива - плоский сад, созданный на ровной поверхноссти.
Сады обоих типов могут иметь одну из трех форм:
Син - развернутая, полная форма, которая наиболее реалистично воспроизводит природные картины: берег моря с прибрежными скалами и уютными лагунами, живописные горы, покрытые лесом, предстают в легко узнаваемом, хотя миниатюрном и немного утрированном виде;
Гё - полусокращенная форма, в которой больше свободы предоставляется воображению посетителя сада: ручей или водопад могут быть заменены композицией из камней, напоминающей русло, растительность представлена более лаконично;
Со - сокращенная форма, где пейзажи изображаются символически, а зрители превращают их в знакомые образы исключительно силой своей фантазии. Примером могут служить знаменитые сады камней, где валуны предстают перед посетителями в роли животных, птиц, островов, а рассыпанный гравий, на котором специальными граблями прочерчивают борозды - «волны» изображает воду .
Для описания ландшафтного искусства Японии часто применяется выражение «японский стиль». Однако, его нельзя считать точным: таких садовых стилей в действительности несколько. И правильнее будет сказать - «японская традиция», «традиционный японский сад».
Кроме того, существуют сады, созданные воспитанниками японской школы, но в другой традиционной или современной манере.
Несколько наиболее распространенных разновидностей садов получили в японской традиции собственные названия.
Сад Докёсики, заимствованный японцами в Китае, представляет собой обитель божественных сущностей, которые, согласно древним представлениям, селились на волшебных островах, омываемых водами пруда, среди живописных скал и камней. Покровительство духов сулило владельцу сада здоровое долголетие, удачу и процветание.
Дзэньинсики-но-нива - сад при дзэн-буддистском храме. Он отражает философию дзэн, используется для медитации и духовного развития.
Сад Сюккэйсики - это настоящее произведение ландшафтного искусства. Он представляет собой известный сад или природный ландшафт, воссозданный в уменьшенном масштабе.
Сад чайной церемонии - Тянива - иначе называемый в Японии родзи. Чайные сады создаются с целью особым образом оформить территорию, прилегающую к чайному домику так, чтобы, приближаясь к месту церемонии, гости могли настроиться на особый, одухотворенный лад. Поэтому для обозначения тянива на письме раньше даже применялись иероглифы, буквально означающие «дорожка». Чайный сад состоит обычно из двух частей: сотородзи или внешняя часть, через которую гости следовали самостоятельно, и утиродзи, внутренний сад, у входа в который хозяин, согласно этикету, встречал гостей, чтобы сопроводить их к месту чаепития.
Классификация садовых стилей возникла в Японии в средневековье, она основана на древних восточных традициях мышления. Учитывая это, не следует ожидать от нее железной научной логики: на взгляд европейца может показаться, что одни сады сочетают в себе признаки нескольких стилей, другие - не подходят ни под одно описание.
Но для желающих освоить искусство японского сада эта классификация является хорошим способом понять его основные принципы.
Цубо или цубонива - миниатюрный садик, который можно создать в проходе между строениями, на изгибе дорожки и даже на веранде или балконе. Такой садик может представлять собой композицию с использованием камней, гравия, высаженных в грунт или контейнерных растений. Создание такого садика доступно многим и популярность цубонива в современном мире очень высока.
Хиранивасики - сад без прудов и холмов, разбитый на плоской и ровной местности.
Карэсансуй - сад, выполненный в технике сухого пейзажа, без использования воды в качестве элемента ландшафтной архитектуры. Водные потоки, пруды, водопады в таких садах символически изображаются при помощи композиций из камней, белого песка и гравия.
Сидзэнсюгитэйэн - сад в стиле «природного пейзажа» с водоемом, живописными островами, композициями из камней и растений.
Сююсики - сад для лодочных прогулок. Основа такого сада - большой пруд, где можно кататься на лодках. Декоративные пейзажные композиции размещаются на берегах с учетом обзора их со стороны пруда, из лодок.
Кайюсики - стиль сада с прудом, рассчитанный на восприятие пейзажей во время прогулки вокруг пруда.
Кокэнива - стиль японского сада, где за основу растительного ассортимента берутся мхи, выполняющие роль покрытия, наподобие газона.
Знание принципов построения японского садаэ открывает дверь в мир познания восточной культуры и философии.
На фотографиях Японский сад парка Галицкого (Краснодар) (2023 год)