Воспитание и образование в императорской семье. Часть первая

Dec 22, 2023 10:00

В Большом дворце Царицынского музея-заповедника проходит выставка «Стать Романовым. Воспитание и образование в императорской семье».




Для тех, кто не сможет ее увидеть лично, я обещала подробно (на сколько возможно) рассказать о ней.

8 залов, 558 экспонатов, среди которых мемориальные вещи и архивные документы, рассказывающие о каждом этапе взросление царских детей - от рождения до присяги.



Аллегория на воцарение Екатерины II (1762 г.)

Первые годы

Появление на свет царских детей с давних времен было событием государственного значения. Соответствующие записи уже присутствуют в летописях XI века. О прибавлении в царском семействе возвещали «объявления», которые зачитывали на улицах и площадях Москвы, а в дальние уголки страны от имени государя отправлялись специальные грамоты воеводам.



Портрет Великой княгини Марии Федоровны с ребенком







Духовным властям рассылались от имени патриарха «богомольные грамоты», которые зачитывались в церквах при служении благодарственного молебна. Указы, а затем манифесты о рождении нового члена императорской семьи появляются при Петре I. Государь собственноручно в письмах сообщал близким друзьям о радостном семейном событии. В столице и в губернских городах в день рождения августейшего ребёнка целый день звонили колокола, в Петербурге раздавались орудийные залпы с бастионов Петропавловской крепости. Отправлялись посланцы с извещением о появлении на свет нового члена дома Романовых и к европейским дворам. Екатерина II писала о радостном событии не только своим друзьям, но и европейским «коллегам». Так, в записке шведскому королю Густаву III она делится советами по уходу и воспитанию новорождённого внука Александра. Позже записи о рождении детей появлялись в личных дневниках членов семьи Романовых и в их переписке.



И.Т.Трофимов - Портрет великого князя Алексея Николаевича (1906 г). Великий князь Александр Николаевич изображён с необычной погремушкой - «детской» реликвией семьи Романовых.

В 1740 году императрица Анна Иоанновна заказала для новорождённого царевича Иоанна Антоновича погремушку.
Выполненная ювелирами Самсоном Ларионовым и Михаилом Бельским погремушка представляет собой золотой шар с прорезным растительным орнаментом, усыпанный бриллиантами, рубинами и изумрудами. На стержне с одной стороны навершие из слоновой кости, с другой - свисток и колечко для шнурка. Императрица Екатерина II заложила традицию передавать эту погремушку каждому новорождённому наследнику престола, причём по традиции преподносила её именно бабушка. Последним получил эту семейную реликвию цесаревич Алексей Николаевич. С ней он запечатлён на фотографии К. Е. Гана в 1906 году, а также на выполненном по фотографии портрете работы И. Т. Трифонова. В настоящее время погремушка хранится в Алмазном фонде России.



Погремушка. Последняя четверть XVII века.

Крещение было первым торжественным обрядом, когда новорождённого видел широкий круг придворных. Над мальчиками таинство должно было совершаться не ранее сорокового дня после рождения, над девочками - не ранее шестидесятого. Однако, из-за слабого здоровья детей часто крестили раньше, иногда через два-три дня после рождения, при благоприятных обстоятельствах - на 10-14-й день.






Купель 1750-е годы

XIV-XVI веках крещение совершалось либо в одном из соборов Москвы, либо в Троице-Сергиевом монастыре, где младенца обязательно возлагали на раку Сергия Радонежского. С XVII века обряд стал проводиться в Успенском соборе Кремля или в главном соборе Чудова монастыря.



Один из залов выставки

В XIX веке крещение совершалось, как правило, в домовой церкви той импера- торской резиденции, где родился младенец. Крещение в 1818 году цесаревича Александра Николаевича, будущего императора Александра II, родившегося в Московском Кремле, было совершено по древним традициям - в Чудовом монастыре, где младенца положили на раку с мощами святителя Алексия. Царских детей привозили в собор в специальной карете, обитой изнутри золотой парчой. К этому событию заранее готовились крестильная одежда и крестильный комплект: парчовая подушка, на которой несли новорождённого, и подбитое мехом горностая парчовое одеяло.






Предметы из крестильного гарнитура Алексея Николаевича: платье и подушка. Торговый дом "А. и В.Сапожниковы" 1895 (?) год

В XIX веке весь обряд был чётко регламентирован церемониалом, который утверждал лично император. В соответствии с каноном при крещении ребёнку следовало давать имя того святого, чья память приходилась на восьмой день после рождения. Однако на практике это соблюдалось редко, и царским детям часто давались имена близких родственников или почитаемых святых. До XVII века существовал обычай давать два имени: одним нарекали при рождении, второе давали в память какого-либо святого при крещении. Екатерина II заранее придумывала своим внукам имена, писала их на специальных бумажках и вручала священнику. Николай I взял за правило называть детей в честь своих братьев и сестёр.



Крестильный набор: стаканчик, кольцо для салфетки, погремушка, грызунок на цепочке, ложечка, футляр

Восприемниками царских детей обычно были старшие братья, сёстры, дяди, тёти. При Петре I закрепилась традиция приглашать в восприемники иностранных государей. В XIX веке это уже было нормой, так как многие иностранные монархи стали «романовскими» родственниками. Традицию возлагать во время крещения на новорождённых великих князей орден Святого Андрея Первозванного, на великих княжон - орден Святой Екатерины ввела Екатерина II. Императором Павлом I эта традиция была оформлена законодательно. В честь рождения и крещения августейших детей матери новорождённого дарили драгоценности. Для виновника торжества по мерке, снятой с ребёнка в первые часы после рождения, изготавливалась мерная икона с изображением святого, в честь которого ребёнок получил имя при крещении. Считалось, что такая икона оберегала человека всю жизнь. После смерти её устанавливали у его гробницы.



В.М.Пешехонов - Святой апостол Павел (1860-е г.), Чудо Георгия о змие (1864 г.)

С XVI века существовала традиция раздачи "монарших милостей" представителям высшего духовенства и светским лицам: свещенослужители получали созданные по случаю панагии, придворные чины и денежные вознаграждения, особые манифесты и указы возвещали о послаблениях арестантам, каторжникам и подсудимым. В честь рождения царственных младенцев устраивались «царские» угощения - пиры для придворных и столы для бедных и нищих. Для младенца формировался специальный придворный штат, в который входили кормилицы, бонны, гувернантки, учителя, врачи. Жалованье им выплачивалось из «собственной суммы» великого князя или княжны, которая назначалась в соответствии со статусом новорождённого.



А.Г.А.Эдельфль - В деткой (1885 г.)

Особенно тщательно выбирали кормилиц: царские медики и акушеры ездили по близлежащим к столице удельным деревням и осматривали крестьянок на предмет здоровья, опрятности, миловидности, делали анализы молока. Быть кормилицей царских детей считалось очень почётно и выгодно. Кормилица получала денежный оклад, по праздникам ей дарили подарки, её мужа освобождали от воинской повинности. Был у кормилиц и «придворный» гардероб - сарафан и кокошник. По окончании службы женщине назначали пожизненную пенсию и награждали щедрым «приданым», в которое входила одежда и необходимые в быту вещи. Кормилиц довольно часто приглашали на праздники ко двору. Они могли обращаться к своим бывшим «подопечным» с различными просьбами, например просить стать крёстными для своих молочных братьев и сестёр.







Важную роль в жизни царских детей играли няни или, как их тогда называли, бонны. Они должны были не только ухаживать за ребёнком, но и прививать ему навыки владения иностранными языками. Со времён Екатерины II закрепилась традиция приглашать в качестве бонн англичанок.




Дневник Николая II

В детской

В каждом императорском и великокняжеском дворце были так называемые детские половины - помещения для детей и их учителей: спальни, столовые и учебные комнаты. Иногда такие помещения предназначались для одного ребёнка, иногда, если разница в возрасте составляла не больше двух-трёх лет, - для двух человек. Обстановка спальных комнат, за исключением изысканного архитектурного декора на стенах и потолке, по традиции была довольно простой. Комнаты хорошо проветривались, кровати были с жёсткими волосяными матрасами, с лёгкими одеялами - спали великие князья в условиях, приближенных к походной лагерной жизни. В учебных помещениях всё отвечало методическому порядку: большие письменные столы, книжные шкафы по периметру стен, предметы, необходимые в учебном процессе, были расположены так, чтобы всегда находиться под рукой.













Для отдыха, игр, гимнастических занятий предназначались общие помещения. Так, в Зимнем дворце у мальчиков был рекреационный зал с гимнастическими снарядами, моделями кораблей, пушек и крепостей. У девочек - игровая комната с кукольными домиками и другими игрушками. Часто часы досуга совмещали с полезными занятиями - рисованием, рукоделием, чтением книг. Согласно учебному плану В. А. Жуковского, служившему руководством для образования всех поколений начиная с детей Николая I, литература подразделялась на учебную, наставительную и «приятную». Учебное и наставительное чтение входило в общий образовательный процесс и включало набор обязательных книг - русских и иностранных художественных произведений, пьес, басен, рассказов, стихотворений, религиозных сочинений. «Приятным» чтением занимались в свободное от учёбы время.




К.Хойер Портрет великого князя Алксандра Павловича







В эпоху Николая I и Александра II для детей 7-9 лет самым распространённым чтением были басни, русские и французские, рассказы о животных, небольшие повести, а также «Робинзон Крузо» Д. Дефо и русские переводы «Одиссеи». Дети постарше читали произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, В. А. Жуковского. Из Пушкина любили стихотворения и сказки, заучивали отрывки из «Бахчисарайского фонтана» и «Полтавы», читали «Капитанскую дочку», «Пиковую даму», «Бориса Годунова», «Дубровского», к которым часто делали иллюстрации на уроках рисования. Из Лермонтова читали лирику и роман «Герой нашего времени». Из иностранной литературы предпочтение отдавалось французским классикам и мемуаристам.










В семье императора Николая II дети свободно владели английским языком, на котором с ранних лет общались с матерью, императрицей Александрой Фёдоровной. Большую часть детской библиотеки составляли английские книги. Великие княжны знали не только классиков, но и современных авторов, например Артура Конан Дойла. Но всё-таки в первую очередь читали народные сказки и былины, произведения русских классиков, которые изучали на специальном курсе «родиноведения».

Большим увлечением семьи императора Николая II было фотографирование. Сам император начал фотографировать в 1896 году, именно к этому времени относится и первый семейный альбом с любительскими снимками. Фотографировали в основном аппаратом фирмы «Кодак». Дочерей императора этому искусству учил придворный фотограф А. К. Ягельский. На праздники великие княжны нередко получали в подарок фотоальбомы и очень любили сами наклеивать в них фотографии и подписывать, где сделан снимок и кто на нём изображён. Часто в этих альбомах дети рисовали акварелью и цветными карандашами виньетки и цветочки, любили и раскрашивать фотографии.




Великая княжна Анастасия Николаевна. Фотография, сделанная через зеркало




Фотоальбом Великой княжны Анастасии Николаевны.

Постепенно сложилась большая домашняя фототека, основная часть которой в настоящее время хранится в Государственном архиве Российской Федерации. На многочисленных снимках запечатлены смотры, парады, любимые дворцы и памятные места, природа, домашние питомцы, друзья и близкие. Последние фотографии были сделаны в Царском Селе в 1917 году уже во время ареста. Уезжая в Сибирь, Романовы взяли с собой вместе с самыми необходимыми вещами и фотоаппарат фирмы «Кодак» - он был найден после расстрела царской семьи у одного из охранников Ипатьевского дома в Екатеринбурге.



Фотокамера Kodak N2 BULLS-EYE, Model D в футляре 1896-1913

Игры во дворцовых залах

Игры и занятия императорских детей в дворцовых залах были достаточно разнообразны. Основными были настольные игры: шахматы, лото, шашки, пазлы, карты.







Шахматами во все времена увлекались и монархи, и юные царевичи, поскольку считалось, что игра развивает логику и мышление. Император Пётр I постоянно носил с собой складную шахматницу, которую было удобно разложить в часы досуга в любом месте.




Большой популярностью на протяжении XVIIII-XIX веков пользовалось лото. Эта игра собирала за столом всю семью или кружок друзей для приятного времяпрепровождения. Для детей эта игра была ещё и обучающей: типографии выпускали специальные лото для детей с изображениями животных и птиц, стран и городов, с текстами на иностранных языках. В начале XIX века при российском дворе появились пазлы - разновидность настольной игры-головоломки. Складывание в единую картину разноформатных и сложных по очертаниям фигур развивало в детях ловкость, сообразительность и творческое мышление.







Традиционное придворное развлечение взрослых - карты - было интересно и детям. Миниатюрные детские колоды иногда служили наглядными пособиями: это могли быть карты с изображением военного обмундирования и амуниции, исторических сюжетов, географических объектов и атрибутов.

В XIX веке были распространены забытые ныне бирюльки - миниатюрные фигурки из слоновой кости или дерева. Их высыпали на стол кучкой, из которой маленьким крючком доставали по одной, стараясь не задеть соседние. Популярна была игра бильбоке - чашечка на палочке, к которой за шнур прикреплён шарик. Шарик надо было подбрасывать и ловить в чашечку.













Любимыми игрушками девочек были куклы. Для великих княжон заказывали и покупали дорогих кукол в роскошных платьях и шляпках, с фарфоровыми головами и натуральными волосами. У дочерей Николая II были куклы, одетые в костюмы различных народностей Российской империи, куклы-боярышни, куклы в восточных костюмах. Для них приобретались игрушечная мебель, посуда, искусно выполненная из кости и серебра, коляски, санки.










Мальчики играли в военные игры: катались на деревянных лошадках, бегали по комнатам с деревянными саблями, расставляли солдатиков, занимались с фортификационными моделями крепостей, равелинов и пушек, проводили развод караула, осваивали искусство барабанного боя на маленьких барабанах.







Любимым развлечением детей было катание с комнатных деревянных гор, устроенных в Зимнем, Гатчинском и царскосельском Александровском дворцах.





И дети, и взрослые любили домашний театр. В театрализованных постановках, костюмированных сценах, шарадах участвовали все члены императорского семейства, фрейлины, приближённые, адъютанты и обязательно - царские дети. Технические новинки, которые появлялись в начале XХ века, проникали и на «детскую половину»: великие князья с удовольствием смотрели кино, слушали патефон, учились искусству фотографии.










"Приятые таланты"

В семье Романовых всегда уделяли большое внимание развитию в детях «приятных талантов». К таким талантам относились чтение, музыка и рисование. Первые шаги в рисовании дети делали в самом нежном возрасте: раскрашивали цветными карандашами или пастелью нарисованные для них наставниками картинки и раскраски, обучаясь распознавать цветовую гамму. С семи лет рисование уже входило в обязательный учебный курс, проходивший под руководством известных художников. Этим урокам отводилось два часа в неделю. Первоначально дети копировали рисунки учителей, специально приготовленные для этой цели, затем переходили к «сочинениям» собственных рисунков, сюжеты которых были просты и понятны: любимые домашние животные, птички, букеты цветов, сельские домики и пейзажи.









Потом начинались серьёзные занятия: ученики рисовали части человеческого тела, копировали картины известных мастеров, чертили геометрические фигуры и перспективы, фрагменты зданий. Ещё в 1778 году, когда любимому внуку императрицы Екатерины II «господину Александру» был один год, бабушка заказала для него у известного итальянского мастера Антонио Кики серию пробковых моделей памятников древнеримского зодчества. Эти модели служили учебными пособиями не только внукам, но и правнукам императрицы - детям Николая I.

Самая большая коллекция детских рисунков представителей семьи Романовых хранится в Государственном архиве Российской Федерации (более 2000 единиц хранения). Среди них первые «пробы пера», первые учебные работы: классическое копирование с гипсов, пейзажи и интерьеры, портреты, путевые зарисовки, иллюстрации к художественным произведениям.

В август-октябре 2022 года в Государственном архиве Российской Федерации проходила выставка "Романовы. Уроки рисования", посвященная одной небольшой странице частной жизни императорской семьи - домашнему рисованию.
На протяжении XIX века жанры и сюжеты рисунков менялись, менялась и манера обучения рисованию. В первой половине столетия, когда ещё не было фотографии, приоритет отдавался быстрому владению карандашом, правильной и точной, почти фотографической передаче деталей, а потому основными жанрами были интерьер, пейзаж, портрет, изображение военного обмундирования. Великих князей, будущих военных, приучали к развитию глазомера и основам черчения, быстрым зарисовкам местности, и поэтому большинство рисунков исполнялись карандашом, акварель как достаточно трудоёмкая техника не приветствовалась.

Во второй половине XIX века, когда точность в передаче деталей уже обеспечивает фотофиксация, рисование акварелью стало активно поощряться. В большом количестве появляются рисунки на свободные темы, иллюстрации к прочитанным книгам, натюрморты, этнографические перерисовки с географических атласов и книг.

При всей наивности, трогательности и подчас несовершенстве исполнения детские рисунки Романовых представляют исторический интерес: они достаточно точно фиксируют бытовые мелочи дворцовой жизни, жилые интерьеры, домашний уклад семьи, показывают процесс обучения детей рисованию и всю обстановку, в которой проходил воспитательный и учебный процесс.

Продолжение следует...

При написании текста ипользованы материалы выставки.

Музей, #такаязима, История, Царицыно, Интересно

Previous post Next post
Up