Опять же, я не со всем согласен, но это любопытно и это стоит почитать.
Не согласен же я с тем, что за пределами диалектики ничего нет. За пределами диалектики, мне думается, находится непознаваемая сущность Бога. Но она потому и за пределами диалектики, что непознаваемая. Тут очень интересные вопросы, связанные с апофатическим, катафатическим и гиперохическим богословиями, о которых говорит Св. Григорий Палама.
Сама диалектика по своему собственному принципу требует себе антитезу. Эта антитеза одновременно является необходимостью для диалектики как системы, соответствующей своему собственному принципу, но также и выходит за ее пределы.
Кроме того, я знаю две системы, претендующие на звание Абсолютной Диалектики - это собственно диалектику Гегеля, которая упоминается ниже и диалектику Лосева, которую он излагает в приложении к "Диалектике мифа".
Оригинал взят у
leo_nafta в
Что такое диалектика? Продолжение. Истина - это система
Разобрались: идеи управляют движением вещей (и, оговорюсь, мыслями о вещах), являясь их образцом.
Но существуют идеи - как и вещи - не в хаосе, но в порядке. И порядок этот тождествен. Или, словами того же Спинозы: "Порядок идей и порядок вещей - один и тот же".
Порядок есть система. Более того, только в системе идеи обретают своё значение и объективность. Познать какую-то идею в отрыве от всей системы базисных идей, или категорий бытия - невозможно. Замечу, чтобы понять систему идей, управляющих объективной реальностью, вовсе не обязательно знать каждую вещь, каждую частную науку о вещах. Вещей - бесконечное множество, они - поверхностное проявление сути, лежащей в их основании. Если бы для познания Вселенной необходимо было исследовать каждую пылинку - познание было бы невозможно по определению. Но всё не так: сущность, идея, разум вещей просвечивает сквозь материальную оболочку вещи. Только поэтому и возможно познание. "Явление сущностно, а сущность является".
Познание мира неуклонно прогрессирует. Философия, занятая первоначально базисными категориями бытия, со временем, по меткому сравнению Эвальда Ильенкова, раздала, как король Лир своё царство, свою монополию на научное знание частным дисциплинам.
Монополию - но не само научное знание. К тому же, система остаётся системой, а порядок - порядком, сколь бы сложным, структурированным он ни был. Напротив, сложность, системность только и формируют порядок. Порядок = истина = система.
Базисные идеи руководят этой системой - ибо она основана на иерархичном принципе. Иначе - кстати говоря - откуда бы иерархия взялась в человеческом обществе!
Поэтому смысл, задача и судьба философии (а истинная философия = объективная диалектика мира, нашедшая своё выражение в мысли) и заключается в познании основных идей. При чём само познание надо понимать не в позитивистском смысле - как препарирование мира, допрос Вселенной под пытками (вот вам расшифровка самого слова "естество-испытатель").
Нет. Человек как субъект сам по себе слишком ничтожен по сравнению с объективным Всем. Только приобщившись к колоссу объективности, субъект обретает собственный смысл и значение.
Так и с познанием идей: не пытать мы их должны, но смиренно приобщиться к ним. Не открывать их, а сами должны открыться им.
Просто потому уже, что они существовали до нас и будут существовать после нас. Просто потому, что разум мира уже существует - а человеку только предстоит каждый раз достигать разумности. Нам она, в отличие от мира, не дана от рождения.
Что в итоге?
Итак. Что есть диалектика? Это объективная (то есть, существующая до появления какой-либо субъективной, индивидуальной мыслящей головы - и вне её) система идей, управляющих движением мира, дающей законы всей Вселенной.
Философия (классическая - до Гегеля включительно) является выражением этой объективной диалектики идей, их системы, порядка - и выражением в адекватной форме, в форме системы идей. В философии разум, существовавший всегда, обретает, наконец, разумную форму. Поэтому категории гегелевской "Науки Логики" - это форменные строительные блоки в фундаменте здания Вселенной. Их можно развивать, переходы между ними можно уточнить - но выше их в познании основ объективной реальности не прыгнешь. Но это к слову.
Отсюда понятно, почему нельзя дать определения диалектике. Просто в силу того, что её нельзя отграничить. Границ у неё нет, как нет её у Вселенной. Как нет их у разума: попробуйте-ка ограничить мысль! Если хотите отграничить диалектику, отрицать её - вам нужно будет выйти не только за пределы всех материальных вещей (а одно это уже невозможно для человека), но что более принципиально - выйти за пределы мышления, разума. Иными словами, диалектику может отрицать либо ещё не имеющий разума (он просто ещё не знает её), либо разум уже потерявший. На самом деле - ведь выход за пределы разума означает безумие.
Хотите познать диалектику? Тогда не спрашивайте её определений. Это система идей. Вот и штудируйте эти идеи систематично: читайте великих философов прошлого. От Платона до Гегеля. Вникайте в их работы (пусть непростые, "тёмные" для новичка - но ведь сам мир очень не прост!), изучайте их идеи - в них светится объективный разум мира, диалектика как она есть.