Российско-турецкий компромисс по Идлибу, выгодный для Москвы

Mar 15, 2020 20:53


5 марта лидеры Турции и России Реджеп Тайип Эрдоган и Владимир Путин объявили о новом соглашении по Идлибу. Оно предусматривает полное прекращение огня с севера 5-6 марта и создание нейтрального "коридора безопасности" между вооруженной оппозицией  и правительственной армией. Коридор простирается на 6 км к югу и в 6 км к северу от автомагистрали М4. Детали его работы разрабатываются министерствами обороны обеих стран, и с 15 марта маршрут М4 будет патрулироваться совместно турецкими и российскими военными.

Соглашение было заключено после почти шести часов переговоров, которые начались с трехчасовой личной встречи между Эрдоганом и Путиным. На пресс-конференции после переговоров обе стороны подчеркнули диаметрально противоположные оценки причин эскалации конфликта в Идлибе, избегая при этом прямых взаимных обвинений. Со своей стороны, Эрдоган прямо обвинил в эскалации режим Асада и указал, что в случае, если он возобновит военные действия, Турция оставит право на военный ответ.

Прекращение огня в целом соблюдается, хотя спорадические бои и перестрелки происходят на местах (гораздо чаще со стороны сил режима Асада), и стороны обвиняют друг друга в его нарушении.

Наступление асадовской армии в Идлибе, начатое в декабре 2019 года, которое сопровождалось интенсивными бомбардировками сирийской и российской авиации, также атаковавших гражданские цели, например, больницы, постепенно вытесняли противоборствующие силы против Асада и двигались в направлении города Идлиб, стратегически захватывая важный маршрут М5 и провоцируя массовый исход гражданских лиц (по оценкам, около одного миллиона человек), которые искали убежища на турецкой границе. 19 февраля войска оппозиции начали контрнаступление при поддержке подразделений турецкой армии, которые Анкара сосредотачивала в этом районе в течение нескольких недель.

Таким образом, Турция отреагировала на активность сил Асада, которые выдвинули свои наблюдательные посты в Идлибе, и с 10 февраля повторились инциденты, в ходе которых были убиты турецкие солдаты. 26 февраля было совершено преднамеренное массированное нападение на турецкую военную колонну, в которой погибли 36 турецких солдат. Неясно, было ли это сделано сирийскими войсками или российскими самолетами. Однако, учитывая степень участия России и роль, которую играют российские советники в сирийской армии, а также контроль России над воздушным пространством Сирии, не исключено, что это могло произойти с одобрения Москвы, даже если российские самолеты не участвовали. Тем не менее, и Россия, и (в целом) Турция обвиняют сирийские силы.

Эта атака вызвала волну возмущения в турецком обществе. Власти объявили ответный удар, потребовали от России не вмешиваться в ее действия против сирийской армии и вывода последней из районов. Турция ввела дополнительные силы в провинцию Идлиб и усилила артиллерийскую поддержку повстанцев, одновременно заявив о своей готовности избежать прямого столкновения с российскими силами. 1 марта министр обороны Турции Хулуси Акар объявил о начале военной операции "Весенний щит".

Ее основным новым элементом было использование турецкой армией ударных дронов в относительно больших масштабах. Благодаря этому войска оппозиции начали частично восстанавливать ранее утраченную территорию - наиболее впечатляющим успехом стал захват важного дорожного узла (пересечение маршрутов M4 и M5) в городе Саракиб 1 марта. Российское министерство обороны официально предупредило, что оно не может гарантировать безопасность турецких воздушных подразделений над Идлибом, и сирийские власти объявили о закрытии воздушного пространства. Сирийские войска усилили противовоздушную оборону, и российская армия, скорее всего, использовала электронные средства борьбы, чтобы компенсировать преимущество Турции, полученное от использования беспилотников.

Как следствие, сирийские силы вернули Саракиб 3 марта, и линия фронта была стабилизирована. Чтобы гарантировать силам режима сохранение города, Россия ввела там свою жандармерию.

С точки зрения Турции, баланс боевых действий за последние недели и переговоров с Россией неблагоприятен. По официальным данным, 59 турецких солдат были убиты, а оппозиция потеряла более трети своей территории и контроль над стратегическими маршрутами М4 и М5. Кроме того, в результате военных действий были нарушены сочинские соглашения 2018 года, согласно которым Идлиб оставался турецкой зоной деэскалации. В своем нынешнем виде это уменьшенный анклав оппозиции, чьё влияние серьезно пострадало. Однако Турции удалось остановить наступление Асада, а ввиду потенциально военной конфронтации с Россией - не вступать с ней в открытый конфликт, а начать политический диалог. Последний позволил Турции обеспечить соблюдение необходимого минимума своих интересов. Однако заключенное соглашение не может рассматриваться как окончательное. Оно открывает совершенно новый этап в отношениях с Россией, но не решает навсегда ключевую турецкую проблему - угрозу притока новых беженцев из Сирии.

С точки зрения России, достигнутая договоренность является благоприятным компромиссом. Предоставив зеленый свет очередному наступлению сил режима в декабре 2019 года и оказав ему решительную поддержку в виде воздушных ударов, у Москвы было две цели. Первой была ликвидация последней  зоны деэскалации, контролируемой вооруженной оппозицией (из четырех созданных в 2017 году), и, таким образом, полная победа Асада в гражданской войне, а вторая - создание волны беженцев для оказания давления на Европейский союз (прежде всего на Берлин). и Париж), чтобы заставить ее нормализовать отношения с Россией. Однако российская сторона недооценила решимость Анкары, которая была готова рискнуть прямой военной конфронтацией, чтобы предотвратить появление новой - потенциально несколько миллионов - волны беженцев. Москва явно стремилась избежать такого столкновения. Основной причиной, по-видимому, является страх того, что это приведет к коренным изменениям в политике Эрдогана, которая на протяжении многих лет, и в частности с 2016 года, стремилась укрепить связи с Россией, прежде всего в экономической, но также политической и военной сферах (символическое приобретение систем ПРО С-400 в 2019 году).

Эта политика объективно привела к постепенному ослаблению связей, связывающих Турцию с Западом и ослабляющих ее членство в НАТО. В этом отношении Москва была довольна частичным успехом - площадь, контролируемая повстанцами, была уменьшена почти вдвое, и призрак притока новых сирийских беженцев (усиленный умелой поддержкой российской пропагандистской машины) вызвал заметную озабоченность в Европе. В пользу российской стороны также косвенное предположение о том, что оппозиционные силы будут выведены из района к югу от зоны безопасности, предусмотренной в нем между маршрутами М4 и М5. Не исключено, что Путин пообещал принять во внимание требования Турции в отношении районов, контролируемых курдскими силами, - на это указывают слова турецкого лидера на пресс-конференции о согласовании более тесного сотрудничества к востоку от Евфрата.

Угроза новой волны миграционного кризиса была временно отсрочена. Прекращение наступления войск Асада позволило избежать окончательного падения Идлиба. Если это произойдет, Турция должна будет принять как минимум миллион новых беженцев, что, в свою очередь, приведет к серьезной внутренней дестабилизации. Чтобы снять социальную напряженность, Анкара, вероятно, позволит им продолжить путь в Европу. Прелюдией к такому решению фактически было краткосрочное открытие границ Турции со странами ЕС для всех беженцев, находящихся в Турции (не только сирийцев). Сразу после такого демонстративного шага Анкары несколько тысяч из них - часто с помощью или в результате давления со стороны местной администрации - пробились к границе с Грецией. Кроме того, власти направили свои силы безопасности, чтобы помешать им вернуться в Турцию. Это был и знак для собственного общества, нежелающего уже принимать беженцев, и демонстрация возможностей в адрес Европейского Союза. Таким образом, Анкара дала понять, что ей нужна сильная политическая поддержка со стороны ЕС. Поэтому, принимая во внимание как это решение, так и хрупкую стабильность территориально ужавшегося Идлиба, следует ожидать, что Турция продолжит оказывать давление на Европейский Союз.

Россия лишь временно согласилась оставить часть нынешней зоны деэскалации в руках оппозиции. В то же время она позаботилась о том, чтобы соглашение повторяло тезисы, которые можно использовать для оправдания возобновления военных действий в любое время (борьба с террористами, территориальная целостность Сирии).

Скорее всего, через несколько месяцев Россия спровоцирует очередное наступление войск Асада. Нельзя исключать, что параметры 12-километровой зоны, отделяющей силы режима от оппозиции, не смогут быть согласованы между турецкими и российскими военными, что может задержать выполнение соглашения и, в худшем случае, привести к возобновлению боевых действий. Скорее всего, столкновения низкой интенсивности к югу от трассы М4 продолжатся вместе с военными переговорами.

Сирийская правительственная армия (с более или менее открытой российской поддержкой) уже начала проверять решимость турецкой стороны защищать позиции, занятые оппозиционными силами к югу от коридора безопасности, предусмотренного в соглашении. Эти провокации, скорее всего, будут продолжены. Следовательно, существует опасность дальнейшего обострения конфликта и гуманитарного кризиса.
Previous post Next post
Up