Jan 08, 2020 22:56
Вмешательство соседних государств во внутренние дела друг друга - обыденное явление в политическом мире, несмотря на все политические договоренности. Другими словами, государства соглашаются не вмешиваться во внутренние дела друг друга, но всегда вмешиваются, как только находят на это оправдание своими национальными интересами.
Исламская Республика Иран очень жеско использовала этот политический метод против своих соседей с момента своего образования, и продолжает его использовать и по сей день. В качестве примера можно привести Армению, Йемен, Сирия, Бахрейн, Ирак, Катар, Турцию .... Исторически сложилось так, что в этом регионе всегда существовала сильная конкуренция между Ираном и Турцией, а приход к власти мулл в Иране добавил остроты этому историческому противоречию в идеологической конкуренции со стороны Тегерана.
Причина в том, что после исламской революции идеологическая цель Ирана состояла в навязывании шиитских политических воззрений всему миру, особенно народам региона. Иран последовательно пытался добиться этой цели и поэтому не может смириться с возникновением и развитием любого государства в регионе, поскольку сам стремится показать, насколько сильным может быть государство на основе шиизма. Турция является самой демократической мусульманской страной в регионе, идеологически считается самым большим врагом Ирана.
Демократическая и толерантная среда Турции, создает проблемы в Иране. Поскольку такая демократическая среда вызывает определенные симпатию у иранского среднего класса и интеллигенции. Особенно этот вопрос болезненно воспринимают этнические персы, которые до исламской революции на Турции смотрели свысока, как экономически и социально менее развитую страну. Теперь они вынуждены бежать совсем или приезжать на время в Турцию, чтобы вырваться из атмосферы, созданной там режимом аятолл.
В то же время, в Иране проживает около 30 миллионов этнических азербайджанцев (турок), которые ограниченны в использовании родного языка и т.д. Но, несмотря на весь этот потенциал в Иране, Турция не поддалась искушению использовать карты Южного Азербайджана против Ирана и большую часть времени этот вопрос для Турции был закрыт. Основной причиной этого является курдская проблема в Турции. Турецкие политики часто говорят, что они поддерживают курдскую проблему в Турции Иран игнорировал потенциал Южного Азербайджана.
Поэтому Турция, проводя политику невмешательство во внутренние дела соседних
государств, наиболее строго придерживалось ее в отношении соседнего Ирана. В то же время, Иран, тогда когда это ему было нужно вмешивался в курдский вопрос во внутренних делах Турции и разыгрывал курдскую карту очень хорошо. Возможно сегодня Турции в соответствии со сложившимся стратегическими и геополитическим условиями пришло время эту карту разыграть.
Довольно противоречивую реакцию в регионе вызвало убийство американцами Касема Сулеймани. Эта фигура неординарная, но мало кому известная. Гибель от рук американцев абстрактного иранца правомерно вызывало бы возмущение. Но проблема в том, что Сулеймани - конкретная личность со своими заслугами и поступками. Американцы начали на него охоту не просто так. И если бы он оставался в Иране и продолжал свою деятельность в качестве стража исламской революции, то до него никому не было бы дела.
Однако проблема в том, что тот находился в Ираке и не только проводил вышеупомянутую политику по распространению политического шиизма, но и организовывал нападение на американское посольство в Багдаде, т.е. в чужой стране. Среди самих иранцев, не считая проправительственно настроенной части населения, смерть Сулеймани не вызвала никаких эмоций. Для них он олицетворяет стражей исламской революции, которые вмешиваются в личную жизнь граждан, говорят что им смотреть, как одеваться и что думать. В этом отношении стражи исламской революции во много похожи на идеологический отдел КПСС в некогда существовавшем СССР.
В Иране годами копятся экономические проблемы, при этом все ресурсы он тратит на вмешательство в дела Ливана, Йемена, Катара, Сирии, Ирака. В стране самый высокий уровень смертности в ДТП, но полиция следит не за порядком на дороге, помогает "стражам" выявлять тех, кто установил спутниковые антенны. Причем за взятку можно избежать штрафа. Такое положение вещей развращает государственные органы, представителем которых и является Сулеймани.
За пределами Ирана отношение к Сулеймани также не однозначное. У курдов с ним свои счеты, так как он участвовал в карательных операциях против курдов. Нет поводов печалиться и у азербайджанцев, поскольку генерал в свое время открыто поддержал оккупацию Нагорного Карабаха Арменией. В арабском мире, за исключением мало группы шиитов, к нему вполне объяснимая неприязнь.