Музпросвет N°17. Шопен - Полонезы, Баллады

Jan 10, 2015 01:55



Портрет Шопена работы Эжена Делакруа (1838)

В этом предпоследнем выпуске о Шопене, прежде чем рассмотреть его вторую фортепианную сонату - произведение капитальнейшего значения - я предлагаю послушать две очень известные и "заигранные" вещи, не теряющие при этом своей возвышенной красоты: Полонез N°6 и Первую Балладу.
В юности Шопен сочинил кучу полонезов, которые явились лишь вводной страницей в его творчестве, с сильным салонным креном. "Главные" полонезы пошли попозже. Их шесть, плюс один "Полонез-фантазия".
Шестой Полонез, op.53 прозванный (к моей великой досаде) "Героическим" - подлинная квинтэссенция жанра. Дело в том, что ничего собственно героического я в нем не вижу, в отличии, например, от многих бетховенских произведений. Такое название, думаю, привело бы в ужас Шопена. При этом, большинство пианистов играет этот полонез "подводя" его под героичность, например недавняя наша победительница шопеновского конкурса в Варшаве - Юлиана Авдеева:

image Click to view


(кстати, хорошо играет). Но на мой взгляд, это все же слегка грубо.

Если у Шопена и есть тут что-нибудь героическое, то оно целиком преобразовано в лирическое воспевание бьющей через край, рвущейся к радости жизненной силы. Тут пианист должен не греметь доспехами, а как бы заливаться гимном-танцем. Такое вот субъективное мнение. Из всех, кого мне приходилось слышать, ближе всего к этому подходит запись замечательного советского пианиста и уникального виртуоза Лазаря Бермана (1973):

image Click to view



В одном документальном фильме я видел также фрагмент, где молодой Гилельс играет эту вещь просто гениально, но к сожалению я не смог найти эти кадры.

Теперь вкратце о Балладе.
Шопен автор четырех фортепианных Баллад. Если не ошибаюсь, он первым применил название "Баллада" к инструментальной композиции такого рода. Баллады Шопена - развернутые одночастные произведения, главной чертой которых является повествовательность, опять-таки лирическая, а также картинность. Оставаясь верным себе, Шопен ни где открыто не ссылается на конкретный сюжет или литературный первоисточник.
Все четыре Баллады - просто перлы музыкальной литературы. Но придется ограничиться одной.
Первая Баллада начинается с небольшого вступления, типа "Я расскажу вам грустную историю..." (где-то я встречал именно такую "подтекстовку", у какого-то крупного педагога что ли...). А дальше сонатная форма с двумя основными темами, разработкой, репризой (в которой темы идут в обратном порядке) и большой кодой. Концовка, как и положено романтической лирической драме - трагичная. Не буду навязывать толкований, тем более, что совсем необязательно представлять какую нибудь конкретную сюжетную канву. Шопеновский музыкальный рассказ дает обобщенные образы, которые воображение может совершенно полноценно воплощать по принципу стихов из мультфильма "Мой зеленый крокодил":
Бу-бу-бу-бу-бу
Бу-бу-бу-бу
и т.д.

Хорхе Болет:

image Click to view



Шопен, Музпросвет

Previous post Next post
Up