Этюд - небольшое инструментальное произведение имеющее целью отработку определенного технического приема. Этюды писались и до Шопена разными композиторами. Однако в музыкальном отношении они были всегда второстепенным материалом, предназначенным для совершенствования технического мастерства. Шопен поднял их на высочайший художественный уровень.
Всего у Шопена 28 Этюдов: две тетради по 12 и еще три маленьких отдельно.
Две тетради op.10 и op.25 стали настоящей энциклопедией романтической фортепианной техники. Практически ни один конкурс не обходится без обязательного исполнения минимум одного этюда. Они, как правило, также традиционно необходимы на вступительных консерваторских экзаменах.
Слушать конечно, можно все подряд.
Но, сначала я предлагаю небольшую выборку:
Этюд N°4 в рихтеровской "сверхзвуковой" версии, которую мы уже слушали:
Click to view
Этюд N°12 прозванный "Революционным" (опять Рихтер):
Click to view
Медленный, мелодичный Этюд N°3 (Альфред Корто):
Click to view
Из второй тетради - медленный 7-й (Горовиц):
Click to view
и последний 12-й (Рихтер):
Click to view
Все 24 этюда в исполнении Маурицио Поллини:
https://www.youtube.com/watch?v=krtBdtoesgA Что касается прелюдий, Шопен тут воспользовался давно существующим и несколько заброшенным жанром, который представлял небольшую инструментальную вступительную пьесу. Он превратил прелюдию в самостоятельную миниатюру в принципе похожую во многом на этюд. Только виртуозность тут совсем не обязательна и масштабы еще меньше. Шопеновские Прелюдии написаны в виде единого цикла из 24 пьес во всех тональностях. Это поразительно богатый сборник содержащий как бы всего Шопена в сжатом виде. Прелюдии играют как порознь так и все вместе, как одно большое сочинение.
Из самых знаменитых, послушайте (или, скорее, вспомните, так как вы наверняка ее уже слышали) 4-ю прелюдию:
Click to view
А для желающих вот ссылки на несколько записей цельного цикла:
Альфред Корто:
Click to view
Софроницкий:
Click to view