Спалось хорошо, хотя очень близко и очень часто мимо проходили различные сухогрузы и танкеры. Утром как расцвело, двинули в путь, начался второй день перехода. Тело болело, от перехода через море, многочисленные синяки, полученные в «стиральной машине» дополнял здоровенный синяк от румпеля, который закис за годы простоя лодки. Я с утра покопался в аптечке, с целью что ни будь принять от боли в «стабуреченой» пятой точке, и синяках. Нашелся только препарат с названием «Найз», который, как ни странно, напрочь снял все болевые ощущения. Между Азовом и Ростовом, как я понял, находится пригород Ростова, среди донских камышей и обрывов периодически встречались элеваторы и различные грузовые причалы.
Яхт клуб "нижний Аврал"
На водных подступах к городу, на рейде перед подъемным мостом, стояли, по меньшей мере сотни судов под разными флагами. Очень масштабное зрелище, целая флотилия. Всё это мне напоминало голливудский, военный блокбастер, сцена - «перед боем».
Если смотреть вперед , то кажется нет прохода, любая пробка на МКАДе отдыхает. А пока пробка отдыхала, мы «вышивали» между этими мастодонтами, как машинка Зингер, иногда единственный путь был между двумя нефтеналивными танкерами через коридор шириной метров двадцать . Проходя между двух судов с названием "Александр", загадал желанье чтобы у них не поползли якоря, и они не воссоединились.
Обрулив эту громаду судов, мы увидели причину затора - подъемный мост. Все его называют разводным, а он оказался невиданной ранее мне конструкции, пролет моста поднимается как лифт.
Индустриальный пейзаж начал сменятся городскими видами, у моста течение несколько усилилось, но мы шли не теряя скорость, проводя время за болтовнёй и осмотром горда с воды. Вскоре, мы шли по какому-то центральному району, с достаточно красивой набережной, навстречу практически строем шли крупнотоннажные суда.
Вид на центр города Ростов на дону, со стороны Гниловского рейда.
Бывший институт благородных девиц. При советах спортивная база "Динамо".
Советская гостиница "Якорь", на набережной города.
Где то метрах в двухстах, на хвост сели инспектора ГИМС. Впереди был поворот реки на 90 градусов, и Валерий Алексеевич
рассказывал нам, что местные правила хождения по ВВП предписывают, после этого поворота перед железнодорожным мостом на зеленый остров, перейти к правому берегу за кромку судового хода, мы очень долго обсуждали, эту тему. Откуда судоводитель идущий транзитом должен знать местные правила? Где их ему взять? В ларьке «Союзпечати» в Ростове на дону? Каким, таким образом он их приобретет? Интернет? За пониманием маразма, и поиском ответа на вопрос , «что делать?» Гимсюки исчезли, а мимо «проплывал» красивый ресторан, с бутафорскими, стилизованными под старину мельницами, кораблями, и понтонами летнего кафе.
Сделано красиво и дорого, но по моему они увлеклись и пересекли черту насыщенности пушками, и прочими антуражными вещами , и экстерьер «отдавал» цыганщиной.
А на встречу шла Волганефть, и мы пересекать судовой ход к правому берегу не стали, тем более перед крупным судном, а может и не собирались этого делать. На подходе к мосту, нам начали свистеть и кричать с берега. На вид, обычные, подвыпившие нувориши - хулиганы. Когда мы их уже прошли, один из кричавших, в майке и шортах, прыгнул на желтый гидроцикл и догнал нас.
Человек на гидроцикле представился инспектором ГИМС и приказал подойти к причалу. Причал был базы ГИМС, хотя сама территория напоминала базу отдыха, с баней, пляжем, и купающимися широколицыми дяденьками. Нам было объявлено, что мы нарушили местные правила судовождения и попросили документы. Просмотрев документы (судовой билет с отметкой о снятии с учета, договор купли продажи, договор купли продажи двигателя, судоводительское удостоверение Валерия) человек изрек - эксплуатация не зарегистрированного маломерного судна запрещена, а про нарушенные правила сразу забыли.
Тут надо вернуться на секундочку назад, в Ейск. Я сижу за столом в ГИМСе Ейска, пытаюсь зарегистрировать лодку, все заявления приняты, осталась только подпись начальника, а он уехал в Краснодар, а мне завтра уже выходить. Сидим, дискутируем с представителями, они меня уверяют, что дойти до Саратова и там зарегистрировать не будет проблемой, ни о какой эксплуатации без регистрации и речи не идет, и пограничникам этих документов тоже достаточно. Верю им на слово. Пограничники дают отход по существующим документам.
В Ростове рассказываю всё описанное. Я даже не думал о серьезности их намерения. Зашли в здание ГИМС, сидим уже в кабинете, и я рассказываю о переходе, о том, что у нас впереди долгий путь, прошу понять и простить. Инспектор пишет протокол.
Иду к начальнику, объясняю ему, тот войти в положение дел и не пытается, требует оплатить 500 рублей в банке, и привезти ему квитанцию, сегодня! Иначе не отпустят! Говорит, что если с нами что-нибудь случиться, то отвечать ему. Предлагает ехать в Ростов на автобусе, и оплатить квитанцию. Доводы, что это - не удобно, что мы потеряем весь день на него не действуют. Пытаюсь ему доказать, что снятая с учета и незарегистрированная - это разные вещи, по аналогии с автомобилями хотя бы. О том, как нас выпустили пограничники, и что нам сказали в Ейске, пропускает мимо ушей. Говорит, что они самые лучшие. Номер, под названием душещипательный рассказ о том, что никто не остановил незарегистрированный Ярославец, кроме них, видимо исполняется ими не впервые. На моё «предложение» завешать всю грудь орденами, не обижается, и действительно считает, что он этого достоин. Понять по человечески не хочет, да я думаю, и не умеет. Говорю ему, раз так, тогда регистрируйте мою лодку в Ростове на дону. На что, это широкое лицо отвечает, мол не могу зарегистрировать, ты же здесь стоять не будешь. Отвечаю, что буду, даже заключу договор со стоянкой на один день. Гимсюк - на день мало, надо год. Будет тебе на год, и ищу в телефоне номер нашего форумчанина Катерщика, но чувствуя, что эти бюрократы сделают всё, чтобы затянуть процесс регистрации, задумался. Подумав, что не всё так плохо, что мы стоим у понтона, пусть и за пятьсот рублей. Решаем съездить в город, для чего я звоню отцу, он как раз ехал из Ейска. Берем канистры, квитанции, и едем. Оплачиваем, заправляемся, кушаем. Когда снимал ксерокопии с квитанции, почувствовал себя настоящем моряком, стоящая в маленькой комнате с ксероксом бабуля, стервозной наружности, из очереди, сказала - «Мужик ты бы вышел пока на улицу, а то от тебя так воняет потом, а у меня на пот аллергия». Я бы конечно ей ответил, но её понять можно, мы не мылись, и не стирались 2 дня, мы с моря пришли, а самое приятное для меня, что с моей внешностью, и возрастом меня мужиком назвали первый раз. Отдали квитанцию. Валерий Алексеевич нас покидал, на то время, пока мы дойдем до шлюзов. Он хотел уехать с моим отцом, а так как у меня не было удостоверения судоводителя, решили «не дергать кота за усы» и высадить лоцмана где ни будь в другом месте. Самое опасное в путешествии, не шторма, и мели, а люди. После того как я сказал эту фразу Гимсюку, он сказал - «Скажи спасибо, что так отделались»
В путь.
А вот и он, этот дядя с большими усами ушами, Силин Олег Геннадьевич.
Отделавшись от Гимсюков, мы вышли до места высадки Валерия Алексеевича, у него были дела, и он должен был присоединится к нам в Семикаракорске для прохода шлюзов. Место высадки мы выбрали за Аксайским мостом, у ж/д станции на стрелке реки Дон и Аксай. Пока шли эти несколько километров, я думал о правомерности действия Ростовского ГИМС, кто все же прав? Бросили якорь возле Аксая, на пляже очень много купающихся, задают вопросы, отвечает Серега, а я слушаю наставления от Валерия в каюте, склонившись над лоцией.
Поднимаем якорь, отец с Валерием машут рукой. Нас теперь двое и впереди сотни километров Дона. Включаем рацию на 5 канале, нам нужно пройти как можно больше за световой день. Развивая наши стандартные 9-10 км в час на средних оборотах, до заката можно пройти около 50 км. Сразу за поворотом нам открываются потрясающие виды, белый песок, голубое небо, и буйство зелени по берегам, красиво.
Так же Дон изобилует большим количеством различных птиц, а вот людей по берегам в этом месте на удивление мало, в общем идем, любуемся красотами. По пути убираемся в лодке, так как после моря там всё к верх дном, «валяем дурака». На протяжении всего пути слушаем пятый канал, там постоянно идет радиообмен, перекаты Дона узкие, и каждое выходящее на перекат судно, докладывает что то вроде «Волганефть 1240 занял перекат Арпачинский». Мы слушаем, сверяемся по лоции, определяем место переката, расстояние до него, дальность радиостанции, и благодаря этому мы заняты делом, знаем что нас ждет за очередным поворотом, а это важно, потому как, стометровые суда мало что занимают весь судовой ход, но и даже на 90 градусных поворотах держат скорость не меньше 15 км. в час. От нечего делать каверкаем названия населенных пунктов, например так часто звучащий по пятому Арпачинский перекат прозвали - Альпачинский, а сам населенный пункт - Альпачиновск, в честь американского актера. Солнце садилось и как раз у того самого Арпачина хотели заночевать, но там было несколько судов на рейде, и как то не уютно. Проехали дальше, хотели встать возле правого берега за буем, но там оказалось мелко, тогда метнулись к левому живописному песчаному бережку, там оказалось полтора метра прямо под берегом. Бросили якорь, а когда мы это делали Сергей всегда пел песню - «Советский цирк», в общем якорный конец замотался за киль и Сергей вдоволь накупался распутывая, я тоже искупался, заодно и помылись, походили по берегу. На берегу некомфортно - качает. Стемнело. Серый приготовил супер ужин который стал «брендом» этого путешествия - пшеничка томленая в термосе политая горячей тушенкой, и по 100 «водовки», в домашних условиях точно не повторить. Подключили интернет, отравили письма, смски , начали смотреть засмотренное до дыр кино «Особенности национальной охоты», и «отрубились».
На стоянке в Арпачине
Пару раз ночью просыпался, смотрел на положение буев, хоть якорь на берегу, но все же не очень хочется проснутся под форштевнем танкера. Утром проснулся от касания килем дна и резкого крена в 45 градусов, меня скинуло с койки, все это, в сочетании с отсутствием иллюминаторов для прояснения обстановки, немало напугало меня, и я с криком - что это такое, выскочил в кокпит. Оказалось, это доселе ни разу не встречавшийся нам пассажирский теплоход, создал большую волну, а так как под килем у нас было несколько сантиметров, и стояли мы бортом к волне, лодка уперлась килем в дно, и её сильно накренило волной. Хороший будильничек, ничего не скажешь. И мы принялись готовить завтрак, но гадкий лебедь никак не забывался, ноющая боль в ноге напоминала. Мимо пронесся катер с надписью Саратов и саратовскими номерами, я сильно махал землякам, и они мне также помахали. Вышли в путь, а я погрузился в мысли, о том, как надо было помахать, чтобы они подошли к нам. Пока я «витал в облаках» мы шли мимо очень живописных берегов, церковь, слияние рек Маныч и Дона, и только катер гимс за кормой портил всю картину.
В случае проверки документов не понятно, как они будут трактовать нашу отметку о снятии с учета в судовом билете, а главное, как они отнесутся к тому что у нас нет прав на управление судном, есть только скан в ноутбуке, который мне прислала жена. На душе было не спокойно, и инспектора вели себя странно, шли за нами, хотя катер прогресс с мощным мотором мог догнать нас «одним прыжком», да и в бинокль смотрят почему то не в нашу сторону. Через полкилометра они совсем застопорили ход, и начали смотреть в бинокль по очереди на противоположный берег. Подойдя поближе к тому берегу, мы увидели цель инспекторов, это были не нарушители, не браконьеры, а внимание …. отдыхающие нудисты, полностью обнажённая дама с неплохой фигурой, и не менее обнаженный мужик. После двадцати минут хода катер гимс «превратился в точку», но не сдвигался с места, может насмотревшись они и погонятся за нами, крутилось у меня в голове, но нет работу гимс на весь день парализовала пара людей желающих слиться с природой. Мы уходили все дальше от Ростова, пытаясь жить на ходу, менялись на вахте у румпеля, спали, ели, рассматривали окрестности. А посмотреть было на что, туристические стоянки, где люди купались и загорали, редкие особняки, и небольшие станицы. Станица Мелиховка поразила нас, огромным зданием, видимо ещё советской постройки, это ж наверное должен быть санаторий минимум на 1000 человек, еще и концертная площадка крытая должна быть, очень круто, жаль что не было время побродить, посмотреть самому, и сделать фоторепортажик для блога.
После этого меня не отпускала мысль, что здесь должна была кипеть жизнь в лучшем её проявлении, дети могли быть не на «продленках» в пыльных городах, а тут на песчаных берегах Дона. Ну да ладно, навигационная обстановка не располагала к «полету мысли», нужно было слушать радиостанцию, смотреть лоцию, рулить, так как в пределах видимости всегда находилось либо обгоняющее, либо встречное судно, иногда там где на лоции было указано обход острова вдоль правого берега, судовой ход был обставлен вдоль левого. В одном месте при расхождении с судном от его кильватерных течений и волн, обнажилась песчаная мель в метре от нашей лодки, и мы начали осторожничать, жаться ближе к центру при расхождении. Так же на реке встречались переправы, мы всегда пытались с ними связаться по рации, один раз это принесло свои плоды, загруженный машинами понтон собирался двигаться после прохождения крупнотоннажного, но после переговоров с паромщиком он опустил трос и любезно пропустил нас.
верхний сброс Новочеркасской ГРЭС. Ниже Мелиховки, к.р. перед х. Калинин
Как раз, перед этой переправой, к нашей яхте подскочил гимсовкий Амур и попросил проследовать за ним. На что он получил такой ответ - у нас осадка 2 метра, и с кромки судового мы «не ногой», у нас всё в полном порядке, яхта до 9 метров, мотор до 10 сил, нас уже проверяли, помощь нам не нужна. Короче, наврал как на экзамене преподавателю института, и инспектор поверил убравшись с нашего пути, в общем я, даже нейтраль не включал. Еще нам с Серегой очень хотелось пива и у каждой деревни мы всматривались, нет ли магазина на берегу, но так, нигде и не остановились. А остановится мы планировали в Семикоракорске, который мы прозвали Семижопинск, настолько провинциальными нам тут казались многие населенные пункты, эдакий синдром москвича. На самом деле это было ребячество, все вокруг было красиво, и люди в деревнях на Дону в отличии от москвичей и саратовцев, не стараются построить свой дом прямо в воде, ну или в метре от воды, и непременно с пляжиком, хотя я думаю, земля на берегу не миллион рублей за сотку как в Саратове, просто никому это не надо. В Семикаракорск утром отец должен был привезти Валерия Алексеевича, и к закату этот населенный пункт замаячил у нас перед носом.
Фамильное гнездо наверное, на берегу дона. А вообще на берегу дона мало строений.
Лодка "Бударка"?
"Мангровые" заросли.
Места потрясающие красотой, здесь снимали множество фильмов, например "Верные друзья"
Зайдя в воды Семикаракорска, прошли какую то станцию ГИМС, и начали искать место где причалить на ночлег. Подойдя к месту где Дон изгибается под прямым углом, мы услышали звуки музыки, была пятница 10 августа, люди «гуляли» свадьбу в кафе на берегу. Мы прошли дальше в небольшую бухту в которой находился порт. Там был пришвартован сухогруз, на который загружали металлом, но место в бухте было достаточно, и было принято решение зайти в неё и встать на якорь, из соображений что Дон в тех местах узкий, и спать в 10 метрах от проходящих судов массой несколько тысяч тонн не очень хорошо, хотя возможно это дело привычки. По мере захода в бухту, мы увидели запрещающие знаки, предупреждающие, что нахождение в бухте опасно для жизни, но мы все же прошли, бухта была достаточно мелкая, глубина была только в месте погрузки сухогрузов, и всюду из воды торчали трубы и куски арматуры, подойти к берегу напротив причала, не представлялось возможным. Да еще в ней вода была, какого то черного цвета, и металлом на барже сильно гремел при погрузке, в общем индустриальная «картиночка» среди красот Дона. Пришлось встать сразу за поворотом, на левом берегу, с видом на защитную стенку и Семикаракорск. Напротив, на песчаной отмели купались компания девушек с парнем, мы закрепили якоря на берегу, и решили, что Сергей останется на лодке готовить ужин, а я сплаваю на тузике за хлебом и заодно куплю пива, или наоборот. Парень, из числа купавшихся спросил, «от куда и куда», на мой ответ - удивился, заодно удивившись, что это у нас яхта. Я взял рацию для переговоров Сергеем, перегреб на берег. Сначала шел какими то гаражами, потом вышел в к дороге, справа от дороги была детская площадка, такая же как и в крупных городах - добротная, а слева какие то бараки. Печально, что люди живут на таких просторах и не имеют нормального дома, хотя ближе к берегу были неплохие коттеджи, но и они небыли похожи на казачий дом из моего воображения. Блеск и нищета - встречайте в любом уголке России©. Я зашел в магазин, купил что мне было нужно, продавщицы пива, молодые симпатичные девушки, видимо не знали куда пойти после работы и явно хотели пообщаться. При возвращении на лодку как раз в тех самых гаражах, все складывалось не в мою пользу, на встречу из порта шли подпитые работяги после работы. Но они оказались культурнее наших заводчан, разошлись, даже плечами не задели. Проклиная пиво или хлеб, я еле справляясь со встречным течением с трудом догреб до лодки. Про то, что еле отбился от девушек, Сергею рассказывать не стал, он всё-таки холостой, мог и не понять, хотя после 3 х дней в пути, даже не знаю. Знатно поели, выпили с таким трудом доставшееся пиво, «потрындели». Легли спать. Ночь опять была не спокойная. Неожиданно, среди ночной тишины раздался грохот и матерные вопли. Выскочил, а это рыбак на весельной лодке, решил проскочить между нами и берегом, и наскочил на якорные тросы. На мое «осторожнее» он извинился, но материться не прекратил, так как дальше ему попался трос носового якоря. Вниз по Дону, в ночи скользила темная громада танкера, с мощным прожектором на мачте , так как там река поворачивает на девяносто градусов, пятно прожектора в виде круга с четкими границами, скользило по защитной стенке, домам, и исчезло за поворотом. Завораживающее зрелище. Но все же надо спать, завтра нас ждет наше первое шлюзование в жизни. Хотя для яхты Аферы оно не первое.
продолжение