Стругацких я читаю достаточно давно, можно сказать с детства. Начал я знакомство с этими авторами с повести "Понедельник начинается в субботу". Было очень интересно, потом были уже более серьезные произведения вроде философских "Гадких лебедей" или настоящей фантастики "Страна багровых туч". Около года назад я прослушал в аудиоверсии роман "Град обреченный".
Конечно, если сравнивать с другими произведениями Стругацких, то "Град Обреченный" одно из самых философских их произведений. В неком городе с одной стороны огражденном стеной такой высоты, которую никто не способен достичь, а с другой бездонной пропастью, живут люди, которых из разного времени и разных мест поместили в этот город. Не совсем ясно было это желание человека добровольным или принудительно он был помещен в этот город, тем не менее, люди там пытаются вести свою обычную жизнь. Работа в городе дается людям только по распределению и меняется несколько раз и совершенно не имеет значение, какое профессиональное образование имел житель этого города в прошлой жизни.
Человек - он везде человек. И не важно для его сущности, что он является частью эксперимента, который он не понимает. Человек ведет себя свойственно своей натуре, обладает как положительными качествами, так и грехами. Конечно определенные отпечатки эпох, в которых жили в обычной жизни главные герои, оставляют свои следы на характерах этих жителей, но с течением времени промытые пропагандой мозги отрезвляются суровой действительностью и приходит понимание, что те или иные каноны не работают в условиях вражды, постоянно меняющихся условий, в совершенно другом мире, которым сложно управлять зная, что им тайно управляет еще кто-то. Это мы можем наблюдать на перемене во взглядах главного героя романа Андрея Воронина.
Но по сути все действия романа мы можем сравнить и с обычной жизнью человека. Тот же город ограниченный с двух сторон и неизведанный с двух других представляет собой нашу планету, или Ойкумену. Участники эксперимента это все жители этой Ойкумены, а те, кто проводит этот эксперимент - какие-то высшие сущности, сравнимы с Богом. Наставники вроде ангелов-хранителей. Мы ведь тоже не знаем смысла этой жизни и целей, ради которых нас поместили на эту планету.
Вначале, подобно жителям города, наша жизнь была подчинена воле этих высших созданий, и мы покорно ее принимали. Но потом мы ушли от того мироустройства и пытаемся сами обустроить свою жизнь, распланировать ее и упорядочить. А высший разум отходит в сторону и просто наблюдает. Возможно так и было изначально задумано, и вначале мы нуждались в помощи, но потом, когда научились, когда пришли лидеры, способные повести за собой по тому или иному пути, нами перестали управлять. Может быть это и была одна из целей данного эксперимента.
Однако то, что люди перестали идти по пути навязанной им извне жизни, не дает им ответа о цели эксперимента. Но человек пытается сам исследовать окружающий мир и выяснить как все началось и чем это все может закончится.
Проблема "Града", даже при том, что жизнь постепенно со сменой власти стала обретать черты материально благополучной, в отсутсвии людей искусства. Об этом упоминается в романе. Именно поэтому град и является обреченным, ведь одни материалисты не дадут счастья в этом месте, и духовная нищета приведет к очередным "падающим звездам". Материальное не нужно без духовного и человек начинает загнивать, ведя бесцельную жизнь. Такого видение авторов. Можно с этим соглашаться или нет, но во многом я с ними согласен.
Храм, описываемый Изей Кацманом, построенный из кирпичиков достижений культуры человеческой духовной жизни конечно имеет место быть. Но не стоит думать, что любой деятель культуры со своим сомнительным "шедевром" внесет свой вклад в виде кирпичика в этот храм. К примеру, так называемые современные художники, с их "искусством" не заслуживают даже упоминания в истории человечества. Тоже самое можно сказать многим современным писакам, мнящим себя великими писателями. Куда более важнее в этом плане достижения материалистов - ученых с их изобретениями и открытиями материального мира. Нужно уметь различать и не делить, подобно Кацману все человечество на технарей и гуманитариев. Сомневаюсь, что такого же мнения придерживались авторы, учитывая их другие произведения, в которых они описывали довольно таки материальные космические корабли с точки зрения физики. А Кацман не говорит об ученых. Конечно слушал я этот роман давно, и может быть просто не запомнил этих моментов.
Вообще роман очень интересный, но много есть в нем неприятных моментов. Он оставляет какое-то смердящее послевкусие и в то же время много пищи для размышления. Читал мнение, что город в романе представляет собой Советский Союз, а сам роман открывает нам все проблемы социалистического строя того времени. Но я не согласен с таким мнением. Думаю здесь нужно мыслить более глобально и не видеть в каждой строчке критику партии.
В общем очень неоднозначный роман, но захватывающий и заслуживающий внимания. Думаю в будущем перечитаю его еще раз.