Меня тут спросили, что обычно делают маркетинг-менеджеры, и я задумалась.
На самом деле, я очень неопытный маркетинг-менеджер, и, как и все прекрасные вещи в моей жизни, это произошло со мной по чистой случайности, и опыт сын ошибок трудных. Но я решила коротко ответить на поставленный мне вопрос. И вот что вышло.
Маркетинг-менеджеры обычно (ну, если судить по моему опыту) приходят на работу, жалуясь на жизнь и постанывая, как отчаянно им хочется работать. Потом пьют чай, читают новости, ну и прокрастинируют другими способами. А если серьезно, то придя на работу в новую компанию, которая не пойми чем занимается, маркетинг-менеджер должен:
* затаиться и изучить ситуацию, которая существует на рынке товаров/услуг, которые предлагает его компания (для этого маркетинг-менеджер отправляется дружить с отделом продаж), или сразу взять бабла из бюджета и заказать маркетинговое исследование, по результатам которого станет ясна диспозиция на поле боя;
* после изучения ситуации на рынке, маркетинг-менеджер собирается с мыслями и сочиняет маркетинговый план. Который включает краткий обзор рынка, еще более краткий обзор общей ситуации в стране (беда-беда, разорение, инфляция, коррупция, мы где-то между Лесото и Филиппинами по условиям, благоприятствующим построению бизнеса, ай беда), обзор целевой аудитории, перечень основных конкурентов и SWOT-анализ, обзор собственного товара/услуги и SWOT-анализ, а потом долгие лирические раздумья на тему того, что же можно сделать, чтобы поднять продажи, укрепить позицию бренда, потеснить конкурентов и чтобы мир во всем мире (читай «заработать денег»). В самом конце - план основных мероприятий на год. В календарном порядке или по важности - не принципиально;
* после написания плана менеджер берется за бюджет и в приступе вдохновения сочиняет и его тоже, указывая сколько денег и когда он планирует потратить;
* попутно наш страдалец ищет подрядчиков для решения всех своих проблем. С этой целью он ходит на встречи, кофе, ланчи, мероприятия, знакомится с полезными людьми, от журналистов и фотографов до шеф-поваров и еще бог весть кого - ну, кто там ему нужен по плану. Да, вот прямо звонит по телефону и говорит: «Добрый день! Звоню Вам из компании «Кукусики, бабасики и ко», скажите, пожалуйста, может быть, нам будет удобно встретиться?»;
* периодически ходит к клиентам, заглядывает им в глаза и говорит, мол, вот он я, ешьте, что же вам еще нужно, родные вы мои, - ну и записывает, что родные хотят скидку в 75% на все, а лучше 80%, шкафик из ценных пород дерева в подарок, эксклюзивные условия и птичьего молока;
* внушает клиентам, что они хотят на самом деле не этого. Они хотят 20% максимум, бумажный плакатик на стенку, несколько рекламных проспектов и активную ссылку на сайте;
* ведет корпоративный сайт (либо контролирует его ведение), контролирует то, что происходит в социальных сетях (мечтает отдать это на аутсорс и потом только ругаться). Делает мощную ставку на интернетики как главный источник всего;
* контролирует засветы в рекламе, печать рекламных брошюрок и их распространение;
* следит за действиями конкурентов и принимает симметричные меры;
* когда все становится плохо, придумывает акции (теперь банановый!) и плачет по ночам;
* печется о репутации бренда и поэтому время от времени задалбливает поставщика/изготовителя дурацкими запросами и предложениями;
* организует кампании (желательно силами аутсорса) по повышению узнаваемости бренда и формированию лояльного к нему отношения (как в интернетиках, так и в оффлайне);
* организует мероприятия: презентации, юбилеи, дни чего-нибудь, приглашает туда избранных гостей и прививает им любовь к бренду;
* ненавидит праздники, потому что к праздникам нужно готовить акции (теперь банановый!), поздравлять клиентов и суетиться;
* ходит на мероприятия от всех клиентов или партнеров или злостно их прогуливает;
* по общему мнению занимается всякой фигней, потому что непосредственный выхлоп от его деятельности благосклонно принимают на свой счет продажники;
* ругается предпоследними словами;
* поддерживает клиентов. Зовнит им через неделю после покупки/услуги и заботливо интересуется, все ли хорошо. Угодили ли. В то ли место поцеловали;
* опционально дрессирует дикий, неприрученный ресепшен. Отучает его говорить «ложить» вместо «класть»;
* дарит подарки и ложится костьми ради повторной покупки;
* контролирует, контролирует, контролирует, сходя с ума от мании контроля, покрываясь морщинами и седыми волосами;
* никогда не может гарантировать, что то, что он затевает, сработает. Потому что ровно одно и то же, проведенное ровно в одно и то же время, в одной и той же аудитории, одними и теми же методами, в одном случает срабатывает, а в другом не срабатывает вообще. Логики в этом нет, это надо просто научиться принимать;
* ввиду последнего маркетинг-менеджер становится мистиком-философом, подумывает о принятии сана и познает дзен.
Наверное, я что-то забыла, но это еще одна из особенностей работы: в отчаянный момент обрушения всего ты понимаешь, что забыл самое главное.
Хотя нет, конечно, нет. Главное в работе маркетинг-менеджера - это донести до сознания инвестора мысль о том, что бесплатный маркетинг - это очень ограниченный маркетинг. Очень сильно ограниченный, будь он хоть трижды банановый.