Мышление является основным и специфическим для человека познавательным процессом, в ходе которого устанавливаются внутренние связи, характеризующие структуру объектов реальной действительности, их отношения между собой и деятельностью. Борьба за существование, являющаяся основным механизмом видовой динамики, вынуждала конкурирующих особей сначала к максимальному напряжению физических сил (стрессовой мобилизации) в интересах удовлетворения своих безусловных потребностей (пищевой, половой, самосохранения), обеспечивая тем самым выживание индивидуума и сохранение вида. На определенном этапе развития, когда чисто физические ресурсы были исчерпаны, более эффективным приспособительным механизмом стала возможность сначала обобщения на основе индивидуального опыта своеобразия проблемных ситуаций и их алгоритмического разрешения, а затем необходимость поиска новых нестандартных (творческих) решений.
Эти обстоятельства стали побудительным стимулом, обеспечивающим качественный скачок - переход от конкретно воспринимаемой сиюминутности бытия к аналитико-синтетической оценке прошлого опыта и прогнозированию своего поведения в будущем. Способность формировать и усваивать смысловые, родообразующие понятия возникает на определенном этапе исторического и онтогенетического развития психической деятельности и называется абстрактным мышлением. Неспособность оперировать абстрактными понятиями, субъективное, опирающееся на несущественные признаки мышление не раскрывает смысла явлений или приводит к противоречивому (алогичному) толкованию их сути. Это в свою очередь указывает либо на атавистическую задержку его развития, либо на наличие психического расстройства.
В современное время, когда среда жизни человека изменилась существенным образом в сторону облегчения и упрощения ежедневного выживания, одновременно усложнив возможности осознавания действительности, неразвитость абстрактного мышления приводит к различным расстройствам. Так же стоит помнить о том факте, что за счет существенного численного роста населения происходит снижение роли мышления одного индивида и влияние оказывает коллективное мышление, что так же может приводить к значительному распространению разного рода заблуждений о роли и факторах тех или иных событий.
Сейчас набирает силу явление детоцентризма, характеризующегося такими расстройствами мышления, как бредовые и навязчивые идеи. Ведь в мире, существенно потерявшем свои эволюционно-обусловленные условия, возникает необходимость заполнения пустующего поля для работы сознания в привычном режиме. Масштабные действия обывателям недоступны и в конечном счете сознание почти целиком заполняется несколькими базовыми инстинктами, в частности одно из них - размножение. Все начинается с бредовых идей, представляющих собой ложные, ошибочные суждения (умозаключения), возникшие на болезненной основе и недоступные критике и коррекции. Заблуждающегося, но здорового человека рано или поздно можно либо разубедить, либо он сам поймет ошибочность своих взглядов. Бред же, являясь одним из проявлений расстройства психической деятельности в целом, может быть устранен только посредством специального лечения.
В конечном счете происходит развитие Навязчивой идеи (обсессия), - это возникающие спонтанно патологические идеи, носящие навязчивый характер, к которым всегда имеется критическое отношение. Субъективно они воспринимаются как болезненные и в этом смысле являются «инородными телами» психической жизни. Причинами этого обычно выступают такие факторы детоцентризма, как идеализация самого факта базового инстинкта - размножения. В последующем происходит идеализация просто наличия детей с несогласованностью с трудностями процесса воспитания и содержания оных. В силу того, что бытующие коллективно обусловленные мнения продолжают диктовать идеализацию явлений - возникает и болезненность воспрития этой проблематики.
При шизофрении навязчивые переживания чаще имеют нелепое, непонятное, оторванное от жизни содержание - например, мысли о том, что дети могут нести только счастье, радость и эйфорию в жизни всех окружающих, и невозможность причинения их детьми кому-либо каких-то неудобств. Тревожно-напряженный аффект в этих случаях довольно часто послабляется ритуалами - своеобразными символическими защитными действиями, нелепость которых больные также могут понимать, однако их выполнение приносит больным облегчение.
И чем больше люди живут не думая и полагаясь только на общественное мнение без проверки существующих мифов и слухов, тем большей опасности подвергается их психическое здоровье. А сами навязчивые состояния могут перерасти и в отклонения развития у детей таких родителей.