Продолжая традицию забираться в путешествиях все дальше на Север, на этот раз мы с Настей решили не размениваться и сразу отправиться к Хибинам, застав там золотую осень (она в тех местах происходит в сентябре). Конечным пунктом путешествия была мини-турбаза (бывшая контрольно-спасательная станция) в самом центре Хибин, в долине Куэльпорр.
На этот раз мы подготовились к путешествию основательнее:
- У нас появился новый автомобиль, дизельный VW Tiguan по прозвищу Кабанчик. С замечательно мягкой и тихой (после Октавии) подвеской, полным приводом и неплохими углами въезда/съезда
- Какой турист без палатки? Поскольку весом и габаритами мы в автомобилизированном состоянии не ограничены, взяли большую кемпинговую палатку, в которой можно во-первых стоять, во-вторых готовить и поглощать еду в тамбуре, пользуясь столом и стульями. Стол и стулья тоже последовали :) Перед загрузкой в Кабанчика выглядело все это ужасающе, как переезд цыганского табора, но потом скарб так компактно уложился в его недра, что показалось даже мало.
Дорога
Как выяснилось, комфорт автомобиля многого стоит. На Октавии через несколько часов трассы начинала гудеть голова от постоянной долбежки и тычков подвески, к концу дня в таком режиме чувствуешь себя совершенно разбитым и буквально выпадаешь из-за руля. Управляя Кабанчиком, совершенно не устаешь. Если время от времени выходить из машины размяться, ехать можно хоть круглые сутки, ограничивает тебя не усталость, а потребность в сне. Мы бодренько докатились до Петрозаводска, переночевали, и на следующий день успели засветло доехать до Хибин.
Дорога от Кировска до промышленного карьера вполне широкая и ровная, по ней ездят самосвалы, а им, чтобы перевезти больше породы, надо ездить быстро. Поэтому за дорогой ухаживают.
Дорога до турбазы внутри Хибин, после карьера, представляет собой кое как разровненное скопление камней размером от щебня до булыжника, достаточно крупных для того, чтобы у местных не возникало желания рассекать там на пузотерках, но вполне проезжабельных для Кабанчика. Впрочем, мы встретили там даже смельчаков на Октавии, но вид у них был не очень весёлый.
Местами дорога идет по действующему руслу реки. Тех, кто приехал сюда впервые, легко распознать по выражению недоумения, с котором они смотрят, выйдя из машины, на дорогу, внезапно становящуюся рекой. По мере осознания ситуации недоумение сменяется легким ужасом. Впрочем, русло ровное, и представляет собой скорее психологическое препятствие, чем внедорожное.
Передвигаться на Кабанчике за пределами «трассы Кировск-турбаза» оказалось затруднительно, так как все лесные дороги или завалены крупными камнями или состоят их них, что несовместимо с дорожными просветом кроссовера. Для этих мест нужен трак как минимум на 31 колесах, а лучше на 33.
Но в тех местах, куда Кабанчик мог добраться своим ходом, ему очень нравилось и он улыбался во всю свою автомобильную морду.
Турбаза
Основное назначение турбазы, где мы жили - стоянка и ночевка для джиперов. Богатые туристы туда не поедут: ни тебе развлечений, ни ресторанов, ни экскурсий, сотовой связи нет, даже электричество, и то от дизеля. Небогатые же приедут с палаткой и встанут самостоятельно (цены на турбазе кусачие, что при ее расположении и отсутствии конкуренции неудивительно). А вот джиперам перекантоваться пару ночей - в самый раз.
Хибины
Наутро отправились осматривать окрестности, и нам открылась природа Хибин. Вот она, настоящая Северная Природа, наконец я до нее добрался. Мы приехали в очень удачное время, когда созрели ягоды и растительность начала менять цвет, готовясь к зиме. В средней полосе осень «золотая», а здесь она окрашена во все мыслимые цвета, начиная от ярко-синих ягод голубики и заканчивая багрянцем иван-чая и дёрена.
Озёра
На плоских верхушках камней, куда не достает половодье, постепенно нарастает слой мха. По мере накопления органики там начинают расти и высшие растения, образуя очень красивые «шапки мономаха». На каждом камне шапка со своим узором, из разного сочетания мхов и растений, по-разному окрашенных.
В озерах совершенно чистая и прозрачная вода - они подпитываются талым снегом с гор, по пути к озеру и в самом озере вода многократно фильтруется через сфагнум, обладающий бактерицидным действием, и не дающий воде зацвести
Озёра питаются в основном стоком с гор от таяния снега. Осенью, когда весь прошлогодний снег уже стаял, уровень воды в них минимальный. Пушица (свисающие белые хвостики) растет по краю весеннего уровня воды.
Турбаза расположена в горной долине, поэтому любое открытое пространство рано или поздно упирается в горы, что очень удобно для фотографа: всегда есть задний план.
Кругом горы самых разнообразных форм и размеров. Плато слева это следы испытания добычи горной породы новым высокотехнологичным способом - ядерным взрывом. Направленный взрыв действительно раздробил породу, но она оказалась слишком загрязненной продуктами распада, и перерабатывать её было невозможно. На этом эксперимент закрыли, а шахту с радиоактивной породой тщательно засыпали и разровняли это место.
Реки
Через всю долину протекает река Кунийок, в которую впадают второстепенные речки, стекающие с гор. У истоков Кунийок представляет собой ручей, который многократно пересекается по дороге на турбазу, но потом быстро набирает силу и становится полноводной и шумной горной рекой.
В широких местах Кунийока есть броды, которые при некоторой аккуратности можно пройти в сапогах. Но пересечь брод на Кабанчике мы не решились, слишком каменистое дно. Потом обнаружился пешеходный мост, поддерживаемый ребятами с турбазы, им мы и пользовались.
Как и положено горной реке, Кунийок в поворотах подмывает породу и получается довольно высокий обрывистый берег.
В русле Куниойка образуется множество рукавов и островков
Одна из речушек образует небольшой водопад, являющийся местной достопримечательностью. На фотографии - вид сверху на обрыв, с которого падает вода
Следующие части:
Кольский-2013, часть II Кольский-2013, часть III