Из этой статьи вы узнаете: • Почему в старые времена, у большинства народов Евразии женщины носили платки и тщательно скрывали свои волосы головными уборами • Почему наши предки так внимательно и бережливо относились к своим волосам • В чем предназначение женской косы и как можно использовать силу волос на пользу себе и своей семьи • Вы увидите многообразие платков и головных уборов не только через эпохи времен, но и через многообразии народов мира, населяющих нашу Планету. А так же прямо сейчас вы узнаете о том, что эту статью я в свое время написал для интернет магазина своей близкой подруги, который продает шали и платки из кашемира, шерсти и шелка (www.coolwool.ru). Но там она была опубликована очень кастрировано, поэтому я размещаю ее в своем журнале в полном виде и во всей красе.
НАЧАЛО ВСЕХ НАЧАЛ
В сторону, какой бы древней цивилизации мы не бросили свой взгляд, мы повсеместно встречаем женские образы и наряды, обязательным элементом коих являлся платок. В одних случаях он покрывал голову женщины, в других плечи, в третьих случаях этот элемент был универсальным, превращаясь в кусок ткани, одновременно закрывавший голову, плечи, торс и ноги (например, индийское Сари или арабская Абайя).
О каких цивилизациях и землях мы говори? Древняя Греция, и Римская цивилизация на западе, Древний даосский Китай на востоке, Древний Египет и Персия на Ближнем Востоке, а так же Средняя, Центральная Азия времен ислама, ну и, конечно же, Протоиндийская цивилизация на Юге. Центральную и северную часть этой историко-географической эпохи занимает Древне Славянская Ведическая Русь, дохристианских времен.
Получается гигантский географический разброс данной традиции, который еще и растянут в тысячелетиях. А собственно говоря, почему она вообще возникла? И не только возникла, но и до сих пор существует? Везде можно сослаться на погодные условия: где-то слишком знойно, в других местах наоборот прохладно, в третьих пыльно, а голова, как и любой участок тела, требует защиты от непогоды. Но, как мы знает, наши древние не были столь просты (иначе, как минимум, они бы не построили пирамиды и древние обсерватории), наглядней это будет показать на примере традиций наших предков - Древних Славян. Так почему же славянские женщины в дохристианскую, а потом и в христианскую эпоху носили платки, в том числе в сочетании с головными уборами?
Наши предки говорили, что волосы - это жизненная сила женщины, чем длиннее коса у жены, тем дольше длится ее земная жизнь и жизнь ее мужа. Волосы играли важную роль так же и в жизни мужчины, они отращивали не только космы, но и бороды. Для мужчины борода - это был еще и «инструмент», в ней проявлялась сила Рода, а наличие ее свидетельствовало о зрелости мужчины.
Впервые платок и юбку дарили девочкам в 5-7 лет - этот ритуал назывался «Развязыванием ума» (у разных славянских народностей эти сроки несколько отличались). До 5 лет, всех детей без полового разбора называли «дитя» - существо среднего рода, а мальчиков и девочек одевали в одинаковые одежды. В 5-7 лет у ребенка пробуждается половая самоидентификация что проявляется, например, в характере детских игр, такое самоопределение считается признаком «появления ума» у детей (не путаем «ум» и «сознание»). Именно в этот момент мальчиков подстригали, а девочкам заплетали первую косу, которую она носила, вплоть до замужества. Этот ритуал был большим праздником для семьи, так как в ребенке пробуждалось его мужское или женское начало. Заплетание косы и повязывание первого платка, подаренного девочке отцом, делалось возле веретена, прялки, чесального гребня, пряжи или другого предмета связанного с женской энергией.
Косу заплетали в три пряди и располагали вдоль позвоночника. Три пряди символизируют объединение трех природных сил:
• Явь (мужская энергия, Янь в даоской традиции) • Навь (женская энергия, Инь у даосов) • Правь (универсальное начало, синтез Яви и Нави, Дэн в даоской традиции)
Считается, что все светлые Bceленские силы через волосы переходят в позвоночник и наполняют Тело, Душу и Дух девушки особой жизненной силой, подготавливая ее к будущей Священной миссии материнства. Замужняя же женщина, заплетала 2 косы, чтобы получать энергию и для себя и для своего будущего ребенка. Чтобы косы не мешали работе, их собирали в пучок, или убирали под платок.
Так как же «работают» волосы, согласно нашей природе? Во-первых, волосы это своеобразные «антеннки», которые способны получать энергию из природы, из всего, что нас окружает. Для женщины длинные, сильные волосы - это ее инструмент для взаимодействия со стихиями: Луны, Воды, Земли, Лесов, Полей. Недаром ведунья (ведающая женщина) во время своих обрядов расплетает волосы, дабы усилить это взаимодействие.
Во-вторых, волосы выполняют функцию накопления энергии. У человека с длинными волосами лучше работает интуиция, а наиболее сильно развита она, как известно, у женщин. На природе, девушки и женщины, старались освобождать свои волосы от кос, чтобы напитать их энергиями стихий. Говорят, что женщина с длинными волосами вынашивает ребенка без токсикоза и иных проблем.
В-третьих, волосы хранят память или опыт человека. Поэтому часто человеку, который пережил очень большое горе, советуют сделать стрижку. В Индии такой обряд называется очисткой Кармы, когда брахман на рассвете совершает обривание головы, очищая сознание от прошлого опыта. Стриженую женщину у нас называли Карна - земная, лишенная Космоса, космы, косы (считалось, что ее покарала Карна - небесная покровительница Пути славянина). Отсюда - обкарнать, т.е. лишить волос, приземлить. Поэтому в старину не стригли волосы: женщина с остриженными волосами считалась опозоренной, причем у всех народов. Даже мужчины не стригли волосы, а лишь подстригали, но заметьте, стрижки были далеко не короткие. Момент обкарнания и его значимость прекрасно показаны в эпизоде фильма «Суходол», по рассказу Ивана Алексеевича Бунина. Девушка крестьянка, служившая у барина, украла зеркальце, за что была наказана прилюдным острижением. Вот этот эпизод:
Фильм кстати очень рекомендую в коллекцию, скачать через торренты можно здесь.
По этой же причине волосы не красили, так как краска нарушает структуру волос и ухудшает их функциональность. К этому следует добавить и исключительно большую роль волос в таких важных сферах, как гадание, прорицание и ворожба. Хочешь, кого-то приворожить, используй в ритуале его волосы, поэтому остриженные волосы аккуратно собирали и сжигали. По похожей причине свои волосы женщины распускали только дома и перед мужем, так как распущенные волосы очень легко впитывает всю отрицательную энергетику, женщина легче подвержена сглазу, в том числе похотливым мыслям мужчин. И это понятие свойственно для очень многих культур, поэтому женщины прикрывают свои волосы платком, чтобы чужие люди не могли их увидеть.
Итак, заплетённые в косу волосы служат для накопления жизненной и мистической силы, необходимой для здоровья и духовного развития. Распущенные волосы служат для сбора тонких энергий и информации из внешнего мира. Поэтому при посторонних людях, при неблагоприятных влияниях раньше волосы заплетали в косу и прикрывали тканью. Средняя длинна волос у славянки была до ягодиц, а нормальная, способная обеспечить ее необходимым запасом энергии до колен. Женщина с длинными волосами имеет настолько мощную энергетику, что способна создать обережный круг для своего любимого мужчины и всей своей семьи, защитить их своей энергетикой от любых бед, принести достаток роду, изобилие и счастье семье.
Выходя замуж, женщина полностью скрывала волосы под платком, у девушек коса могла свободно ниспадать из-под косынки или платка. Таким образом, платок был не только оберегающим покрывалом для волос, но и олицетворением чистоты, нравственности и скромности. В старину платок был одним из желанных подарков. Парень, ухаживающий за девушкой, муж-крестьянин, возвращающийся с городского базара, иль, если крестины были, - гостинец в виде платочка, был знаком любви, заботы и уважения.
Так же женский головной убор демонстрировал статус: семейное положение, сословие хозяйки, достаток семьи обо всем этом можно было узнать, взглянув на платок. Все его модификации, как зеркало, отражали перемены в жизни женщины. После свадьбы женщина не должна была появляться на людях и среди домашних без головного убора, который состоял из трёх элементов: повойника - лёгкой мягкой шапочки, под которым прятались косы, "сороки" и урбуса с вышивкой, предвестника платка.
Как же культура ношения платка выражалась в других культурах и цивилизациях? Пройдемся по ним кратко.
ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ
Помимо грандиозных париков, все сословия свободных египтян носили клафт - платок, плотно облегавший голову, два конца которого спадали на грудь, а третий на спину, иногда этот конец перехватывали лентой, тогда уши оставались открытыми. Клафт повязывался поверх парика. Разновидностью клафта был немес - полосатый платок, в таком платке на фресках и саркофагах изображали фараонов. Клафт мог быть белым или полосатым, причём цвет полос зависел от статуса и рода занятий владельца: например, у воинов полосы были красные, у жрецов - жёлтые, и т. п. Платок с синими продольными полосами мог носить только фараон.
ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ
Образ индийской женщины в нашем сознании неразделим без сари. В индийских Ведах ткань олицетворяет создание Вселенной. «Сутра» (нить) является основой, а «сутрадхара» (ткач) - создателем или творцом Вселенной. Само слово сари произошло от пракритского слова саттика. На санскрите «сати» означает полоска ткани. У индийских женщин сари было и остается не только частью костюма, но и выполняет роль головного убора. Конец сари накидывали на голову, скрывая волосы. Женщины всех сословий до сих пор носят также прозрачные вуали, воздушные покрывала, которые прикрепляются на голове при помощи обруча.
Носили и носят изящно сплетенные из нитей повязки, маленькие, расшитые бисером, блестками, стеклярусом шапочки, платки из всевозможных тканей. Все головные уборы отличаются изяществом, высоким вкусом и тонкостью исполнения. Но особенно искусны уборы невест. Как правило, они делаются из дорогой парчи, расшиваются шнурками, металлическими бляхами, мелкими и крупными золотыми мушками. Дополнением являлись височные подвески из жемчужных или коралловых нитей, ажурные шарфы, кисти.
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И ДРЕВНИЙ РИМ
Достоверно известно, что в раннюю римскую эпоху женщин, которые осмеливались «бесстыдно» появиться на улице без накидки или покрывала, ожидало суровое наказание, вплоть до изгнания. Как пример приводится поступок известного римского консула, ученого, поэта и строгого моралиста Сульпиция Галла, который прогнал свою жену из дому, когда она осмелилась показаться на людях без покрывала.
Древние греки были попроще. Древнегреческой женской одеждой был "пеплос" - кусок прямоугольной ткани (2x1,80 м), который искусно драпировался и оборачивался вокруг тела. Так же использовалась хламида - это драпированный шерстяной плащ, который укладывался на теле различными способами. Так вот, голову, как правило, покрывали одним из удлиненных краев хламиды или пеплоса. Иногда поверх хитона женщины набрасывали плащ гиматий называемый калиптрой. Калиптра закрывала голову при выходе на улицу, а если было жарко, гречанка откидывала плащ назад до талии и держала его в полусогнутых руках. В этом случае это был не более как изящный шарф, позволявший принимать грациозные позы.
МУСУЛЬМАНСКИЙ МИР
Картинка не была бы полной, если бы мы не рассказали о женщинах востока, у которых традиция покрывание головы платком в наиболее сильной форме дошла до наших дней. Что удивительно, здесь царит богатое разнообразие форм, стилей, способов ношения и степени покрытия тела этим головным убором. Происходит это благодаря широкому географическому охвату исламом стран и континентов. Так как традиции в этом мире не сильно изменились в веках, мы будем в большей степени смотреть в современность, порой отсылая взор в прошлое.
ТУРЦИЯ
Начнем с Турции, символа мусульмано-светского государства на территории Европы. Сегодня ношению платку - Хиджабу здесь отдают предпочтение почти 20% молодых турчанок от 15 до 23 лет. Если верить исследованиям, то, по мнению многих турецких женщин, мусульманский платок придает им уверенность в себе, чувство защищенности, поднимает самооценку и даже позволяет занять более высокое положение в турецком обществе. Турчанки предпочитают такой вид хиджаба, как «тюрбан». Это платок, повязанный причудливым способом, часто декорированный аксессуарами и украшенный цветами.
ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ И БЛИЖНИЙ ВОСТОК А это та самая Паранджа́ представляющая собой халат с длинными ложными рукавами и с закрывавшей лицо волосяной сеткой - чачван. Есть еще одна ее разновидность - Чадра, - это уже легкое женское покрывало белого, синего или черного цвета. Надевается при выходе из дома и закрывает фигуру женщины с головы до ног. Чаще всего вы можете ее встретить в Афганистане или Пакистане.
АРАВИЙСКИЙ ПОЛУОСТРОВ
В регионе Аравийского полуострова женщины в основном носят абаи. Абая (или абайя) - это длинное традиционное арабское женское платье с рукавами. Не подпоясывается. Предназначено для ношения в общественных местах. Обычно чёрного цвета, но встречаются также и разноцветные. Часто Абайя обильно разукрашена вышивкой, бисером, стразами и, как правило, носится вместе с Хиджабом.
МАЛАЙЗИЯ
Вообще исламский мир чрезвычайно консервативен, но в Малайзии любовь к ярким краскам все-таки смогла преодолеть строгость Ислама. И хоть все в рамках канона, тем не менее, женщины выглядят ярко и празднично. Высокая мода и каждодневная одежда малаек конечно не одно и то же. Но общее представление о местных вкусах и обыкновениях можно составить. Головной платок в Малайзии называется - тудунг.
Ну и завершим кругосветный обзор кратким историческим экскурсом
АЗЕРБАЙДЖАН
ПЕРСИЯ
ТУРКМЕНИЯ
АРМЕНИЯ
УЗБЕКИСТАН
КАЗАХСТАН
ЕВРОПА И РОССИЯ (недалекое прошлое)
Появление новых стилей ношения, разнообразие в материалах и покроях платков началось в средние века, когда наибольшей стабильности и расцвета достигла торговля между Европой и Востоком. Не малую роль в этом сыграли и завоевания, вроде крестовых походов. Но наибольшего расцвета мода на платки и их новые формы, возникла в эпоху Возрождения, когда с помощью колониальной экспансии Европа ограбила Новый Свет, покорила Африканский континент, Индию, Ближний Восток, Индокитай и Океанию. Благодаря этой колонизации Европа получила средства, технологии и материалы для мануфактурного производства различного текстиля и экспериментам с ним. Так платки стали превращаться в шарфы, галстуки, палантины и самые разнообразные накидки, которые уже в большей степени напоминают элементы нарядов современных женщин
Двигалась в новых направлениях и Россия матушка. С конца 17 века убрус, которым женщины издревле покрывали голову, уступает место привычному нам платку. А спустя век, в русском языке появляется слово «шаль», позаимствованное из персидского языка, означающее большой узорный платок.
В 1795 году крестьянин-предприниматель Иван Лабзин организовал маленькую платочную фабрику в Павловом Посаде, так был сделан первый шаг к тому, чтобы мир узнал самобытные и яркие павлопосадские платки. В конце XVIII века оренбургские платки начали производится промысловым методом, а в 1862 году на выставке в Лондоне международная комиссия присяжных присудила лучшей мастерице - оренбургской казачке Марии Николаевне Усковой медаль «За шали из козьего пуха». Оренбургские платки, представленные на этой выставке, были раскуплены в несколько дней.
Достаточно быстро эти платки заслужили свое признание и на выставках Парижа. Удивительно, но факт, французы жаждавшие пух кашемира для своих мануфактур не могли его покупать в Индии, этому активно препятствовали англичане. В итоге французы закупали сырье в России, на Волге на знаменитой на весь мир Макарьевской ярмарке, на которой можно было купить абсолютно все, в том числе и пух кашемировых коз из Индии.