"Белые каски"

Jan 10, 2025 17:53


Южнокорейские консерваторы продолжают нас изумлять.

Вот, например, депутат от правящей консервативной партии тетенька по имени Ким Мин Чжон прямо в здании Национальной Ассамблеи провела пресс-брифинг, представив журналистам некоего молодого человека по имени Ким Чон Хён. Этот молодой человек объявил, что его организация будет заниматься охраной демократии и законности в Южной Корее.

Хорошо звучит? Ну, давайте посмотрим, отчего этот момент вызвал настоящую оторопь в корейском обществе, а депутаты из демократической партии грозят тетеньке лишением её депутатского места.

Во время своего выступления Ким Чон Хён свою организацию назвал 반공청년단 («Молодежная группа по борьбе с коммунизмом»), а его соратники, стоявшие позади него на сцене, все были в белых шлемах. Момент для иностранцев непонятный, но для корейской публики весьма однозначный: это отсылка к такому явлению как 백골단 («Белые каски»). В своей речи милый молодой человек призвал к гражданской войне в стране, сказал, что они будут «во что бы то ни стало» защищать Юн Сок Ëля и указал на то, что они будут «физически пресекать» все попытки ареста действующего президента.



Ким Чон Хён объявляет свой "план спасения" Южной Кореи в зале для пресс-брифингов Национальной Ассамблеи.

Делаем небольшой исторический экскурс, чтобы понять, о чем это он.



반공청년단 («Молодежная группа по борьбе с коммунизмом») - это группировка молодых людей, организованная и возглавленная первым президентом Южной Кореи Ли Сын Маном в 1960 году. Эти молодцы были призваны «физически пресекать» деятельность всех противников Ли Сын Мана. Поскольку вся риторика в то время строилась на нехитром тезисе «Ли Сын Ман борется с коммунизмом, и если ты против Ли, то ты коммунист», то отсюда и название. Накачанные молодые ребята с бейсбольными битами ходили по улицам и вежливо уговаривали людей встать на правильную сторону истории (то бишь, на сторону Ли Сын Мана). Явление сие, к счастью, долго не продержалось и полностью исчезло после военного переворота Пак Чон Хи в 1961 году.

История «группировок по охране общественного порядка» снова подняла голову при Чон Ду Хване в середине 1980-х годов. Обычно их началом считают август 1985 года, когда указом мэра Сеула внутри полиции появилось специальное подразделение особо натренированных ребят, которые патрулировали улицы в гражданском и имели право на арест и заключение под стражу без всякого суда и доказательств. Их основной задачей были разгон студенческих демонстраций, пытки и (зачастую) убийства лидеров ячеек движения за демократизацию. Появлялись они всегда внезапно, битами и арматурой избивали до полусмерти демонстрантов и также быстро ретировались до прибытия «официальной» полиции и поскольку всегда носили белые каски, в народе их так и прозвали - 백골단 («Группа белых касок», «Белокасочники»). Веселое было время в Корее.



"Белые каски" разгоняют демонстрацию в Сеуле.

Официально «белокасочники» никогда не были запрещены или каким-то образом разогнаны. Зенит их деятельности - середина и конец 80-х и начало 90-х годов, после этого они естественным образом вымерли, поскольку с течением времени и демократизацией страны исчезла сама необходимость в их услугах. Люди были переведены в другие отделы, полулегальные штурмовые бригады больше не входили в официальную структуру полиции. С развитием экономики и общества естественным образом снизился и уровень насилия государства.



"Белые каски" и разгон студенческой демонстрации

И вот! В январе 2025 года сие явление снова всплыло из глубин истории, только теперь уже как частная террористическая группировка, открыто призывающая к гражданской войне и физическому насилию против несогласных с ней. Такой вот блеклый аналог «Вагнера» для Юна, если хотите. Только не за деньги, а за идею.

И лидер этой группировки выступает перед журналистами в пресс-центре Национальной Ассамблеи. По приглашению депутата от правящей консервативной партии.

Причины происходящего, на самом деле, довольно глубоки и я еще о них напишу как-нибудь позже. То, что мы наблюдаем сейчас, это попытки политической силы, которую мы называем «консерваторы», удержаться у власти в ситуации, когда это очень, очень  сложно сделать обычными мирными демократическими методами. Фактически своей попыткой госпереворота Юн попытался провернуть тот же самый трюк, что и Чон Ду Хван в 1980 году - полностью монополизировать власть одной политической силой и физически устранить любую оппозицию. Но если в 1980 году этот финт ушами прошел относительно легко, то в 2024 году попытка Юна закончилась провалом, просто потому что страна уже не та: нынешняя Южная Корея - это относительно демократическое государство с более-менее нормально работающими институтами и значительной частью населения, выросшего уже в свободной и богатой стране. Монополизировать власть в такой стране можно (такие примеры в мире есть), но делать это надо экономическими и социальными методами принуждения, а не солдатами, бьющими стекла в здании парламента, или танками на улицах. А поскольку Юн с его промытыми ультра-правыми ютьюберами мозгами сильно просчитался, политическая сила, которую он представляет, оказалась в жесточайшем кризисе. Мало того, что они второй раз подряд оказались перед кошмарным фактом импичмента своему кандидату (что уже фактически является смертным приговором политической партии: кто (кроме совсем уж отбитых фанатов) будет голосовать за партию, кандидаты от которой настолько плохи, что их одно за другим снимают импичментом?). Так сейчас они еще и оказались вынуждены опираться не на среднестатистического нейтрального корейского избирателя, а на радикальное ультра-правое меньшинство, защищая откровенно фашистские, антигосударственные и просто бредовые тезисы различных социальных отбросов, вроде этих wannabe «белокасочников». Из мейнстримовской правой партии они стремительно превращаются в периферийную радикальную. Выбраться из этой ямы и снова завоевать голоса избирателей им теперь уже будет в разы сложнее, чем раньше…

страна, размышления, быт, корееведение, жизнь, корейская культура, жизнь в Корее, манипуляции, Южная Корея, новости, президент, маразмы, страноведение, Корея, политика, социология, корейцы, СМИ

Previous post
Up