'Excellence in flight, Korean Air'

Dec 16, 2024 18:45


Пока все внимание было приковано к политическим баталиям, в Южной Корее произошло не менее важное событие, которое полностью изменит авиарынок страны: национальный перевозчик Korean Air купил своего давнего конкурента авиакомпанию Asiana. Все формальности завершены, документы подписаны, разрешения получены и деньги уплачены. Весь процесс занял чуть более четырех лет, в общей сложности поглощение конкурента обошлось Кореан Эйр в полтора триллиона вон (примерно 1.1 миллиарда долларов США по нынешнему курсу). В результате мы получили мега-перевозчика, который сразу вошел в десятку крупнейших в мире.

Слияние столь крупных игроков на авиарынке в Южной Корее проходит впервые, да и для азиатского региона в целом это - событие. Подобные слияния происходили в Америке и Европе (Delta и Northwest в США в 2008, United и Continental там же в 2010, Air France и KLM в Европе и т.д.), однако для азиатского рынка слияния такого масштаба - это прям серьезная перетряска рынка. Тем более, что в одну компанию объединяются два конкурента-гиганта, а не просто одна большая компания поглащает другую маленькую.

На данный момент авиарынок Южной Кореи довольно насыщен, на нем присутствует 11 авиакомпаний, занимающихся пассажирскими коммерческими перевозками: две полносервисные и 9 лоукостеров.

Korean Air: национальный перевозчик, главная и самая крупная авиакомпания страны, основана в 1969 году.



Asiana Airlines: второй по величине перевозчик, основан в 1988 году как конкурент Кореан Эйр конгломератом “Кымхо Азиана”.

Jin Air: лоукостер, “дочка” Кореан Эйр (основан в 2008 году).

Air Seoul: лоукостер, “дочка” Азианы (основан в 2016 году).

Air Busan: лоукостер, “дочка” Азианы (основан в 2008 году).

T’Way Air: лоукостер, основан в 2010, больше всех выигравший от слияния Кореан Эйр и Азианы, потому что Кореан Эйр заставили отдать им пару европейских маршрутов (причем вместе с самолетами).

Jeju Air: крупнейший и самый успешный лоукостер страны, основан в 2005 году.

Eastar Jet: еле переживший ковид лоукостер, основан в 2009 году.

Aero K: совершенно новый маленький лоукостер, основан в 2021 году.

Air Premia: новый лоукостер, специализирующийся на дальних перелетах (по модели европейского Norwegian Air), основан в 2021 году.

Fly Gangwon: основан в 2019 году, уже успел обанкротиться (до этого это была Fly Yangyang, которая тоже почти сразу обанкротилась) и сейчас ожидает разрешения на полеты уже под брендом Parata Air.

К чему весь этот ликбез? К тому, что теперь почти вся эта пестрая мозаика станет одной компанией. Кореан Эйр объявила, что сама Азиана продолжит полеты под этим брендом еще два года, до декабря 2026, после чего будет полностью поглащена: самолеты перекрасят, стюардесс переоденут, интерьер салона унифицируют. Два лоукостера Азианы прекратят свое существование еще раньше: оба они станут одним большим Jin Air. В результате у нас получится два гиганта: один - полносервисный и один - лоукост. Не зря многие бьют тревогу по поводу почти полной монополизации авиарынка: Кореан Эйр будет мужественно противостоять лишь небольшая группа лоукостеров. Получится это у них или нет - еще большой вопрос.

В новостях сейчас самое большое беспокойство идет относительно накопленных клиентами миль. Дело в том, что мили в Азиане и Кореан Эйр копятся по разным схемам и имеют разную покупательскую способность, поэтому просто объединить их один к одному - большой урон для Кореан Эйр (у которой эти мили дороже и тратить их сложнее). Окончательного решения по милям еще нет, но корейское общество прям очень чувствительно отнеслось к этой теме. В принципе, беспокойство понятно: если у вас много азиановских миль, то терять их совсем не хочется. Про себя могу сказать, что у меня отношения с Азианой как-то не сложились, миль там у меня нет, поэтому данная проблема меня не затронула. Больше меня волнует вероятность того, что Кореан Эйр теперь будет поднимать цены на свои услуги. Это и так всегда была не самая дешевая авиакомпания, а сейчас в ситуации, когда конкуренция снизилась, она вполне может начать диктовать свои условия, как единственный полносервисный перевозчик в стране. Механизмы сдерживания, конечно, имеются, но все же.

В общем, 36-летняя истории Азианы подошла к концу. Компания стала убыточной еще в середине 2010-х годов и с тех пор ее долги только росли. Случались с ней и скандалы: самым громким стало внутреннее расследование о культуре компании, когда выяснилось, что директор заставляет молоденьких стюардесс кидаться к нему со слезами счастья в глазах и громко ему апплодировать как только он входит в дверь. Окончательно компанию добила пандемия коронавируса, несмотря на то, что грузовое подразделение вышло в плюс, в целом авиакомпанию это не спасло. В 2020 году владелец авиакомпании выставил ее на продажу, некоторое время разные игроки пытались придумать схему покупки столь сложного актива, но в результате всех переиграла Кореан Эйр.

страна, туризм, быт, корееведение, жизнь, корейская культура, жизнь в Корее, Южная Корея, новости, страноведение, Корея, Азия, авиакомпании, социология, ковид, корейцы, коронавирус, аэропорт Инчхон

Previous post
Up