Одна из горячо обсуждаемых тем в Корее в последнее время - это скандалы с двумя главными авиакомпаниями страны «KoreanAir» и «Asiana». Между собой скандалы эти никак не связаны и, по большому счету, просто совпали по времени, однако последствия от этих скандалов ощущаются, поскольку задействованы оказались лидеры целой отрасли. Масштаб скандалов, а также реакция людей на него говорит, в первую очередь, о том, насколько глубокие и серьезные изменения происходят в обществе, помимо того простого факта, насколько извращенной является культура строгой иерархии в современном южнокорейском обществе. Основной причиной скандалов в обеих авиакомпаниях является так называемый «капчиль» (갑질- ситуация, когда старший по возрасту, статусу, социальному положению или должности откровенно издевается над нижестоящими в изощренной и грубой словесной, а иногда и физической форме, злоупотребляет своим положением просто для того, чтобы показать, что он главнее и психологически унизить человека). «Капчиль» - это вообще отдельный и интересный культурный феномен современной Южной Кореи, о котором стоит написать отдельный пост. Ну, а пока - о скандалах и почему они оказались такими болезненными.
Excellence in flight, Korean Air
Авиакомпания «Кореан Эйр», являющаяся крупнейшей национальной авиакомпанией Южной Кореи, входит в состав холдинга «Ханчжин груп». Главной всего холдинга является господин Чо Ян Хо, а его семья (жена и две дочери) возглавляют другие компании, входящие в холдинг: во главе «Кореан Эйр» стоит (точнее, стояла) его старшая дочь Чо Хён А, главой авиакомпании «Чин Эйр» (низкобюджетная «дочка» компании «Кореан Эйр») стоит (точнее, стояла) младшая дочь Чо Хён Мин. Супруга Ли Мён Хи возглавляет (точнее, возглавляла) фонд «Иру», также входящий в холдинг «Ханчжин». В общем, не преувеличением будет сказать, что управление всем холдингом находится в руках одного клана. «Кореан Эйр» - это крупнейшая компания холдинга, приносящая ему основную прибыль, но и помимо нее компания работает в самых разных направлениях: например, ей принадлежит компания «Ханчжин тхэкпэ» - один из крупнейших игроков рынка доставки и транспортировки товаров и курьерской почты Южной Кореи.
Проблемы у самой главной авиакомпании страны начались еще в декабре 2014 года после громкого скандала с Чо Хён А, которая развернула обратно к воротам уже собиравшийся было взлетать самолет «Кореан Эйр» после того, как ей неправильно подали орешки. Про скандал очень подробно писал Олег Кирьянов, поэтому детали я здесь уже приводить не буду.
Скандал случился знатный, и замять его у клана Чо не получилось: огласка была настолько сильной, а реакция общества настолько жесткой, что дочку пришлось уволить с поста не только президента авиакомпании, но и со всех остальных постов внутри холдинга, а также проводить унизительные процедуры суда и покаяния перед общественностью. Скандал с орешками в «Кореан Эйр» стал одним из самых громких и резонансных дел в категории «капчиль» в Корее, и неслабо потрепал нервы (и кошелек) клана. В итоге, через пару лет, когда крики улеглись, суд вынес таки обвинительный приговор, но тут же освободил Чо Хён А. Скандал потерял остроту, хотя никто его, конечно, не забыл. Шутки про «Орешки Эйрлайнз» продолжают существовать и до сих пор.
Второй громкий скандал разразился этой весной. Теперь отличилась уже младшая дочь: в прессу попала аудиозапись одного из собраний компании, на котором Чо Хён Мин наорала на подчиненного благим матом, а затем швырнула в него бутылку с водой. И буквально сразу же появилось видео, как жена главы холдинга (мать этих двух дочерей) в приступе бешенства и гнева избивает чернорабочего филиппинца деревянным бруском на стройке. Скандал взвился с новой силой и название самой главной авиакомпании страны прочно завоевало первое место в национальных новостях.
Как обычно и бывает в таких случаях, потянули за ниточку и начал разматываться целый клубок. Выяснилось, что Чо Хён Мин - гражданка США, а поэтому, по законам Южной Кореи, не имела права занимать должность главы авиакомпании «Чин Эйр». Копнули глубже, выяснилось, что люди в Министерстве Транспорта, которые выдали авиакомпании разрешение на деятельность и дали добро на кандидатуру Чо Хён Мин много лет назад, на тот момент совершенно неожиданно и по случайному стечению обстоятельств стали очень богатыми и приобрели дорогую недвижимость в престижных районах Сеула. Все заинтересованные лица клянутся и божатся, что это - простое совпадение. Мы им, конечно, верим.
У обычных сотрудников «Кореан Эйр», судя по всему, за годы работы в авиакомпании накопилось много всего, чем они хотели бы поделиться с миром, потому что их словно прорвало: в сеть рекой полились довольно интересные моменты. Тут были и факты нарушения устава компании, и явные случаи злоупотребления властью и полномочиями, и среди всего этого великолепия особое внимание прокуратуры привлек факт того, как отец и дочка лично заставляли стюардесс и прочих членов экипажа провозить в Корею дорогие брендовые вещи: сумки, кошельки, парфюмерию и т.д. под видом своих, чтобы не платить с них налоги (по законам ЮК, если дорогая вещь известной торговой марки, купленная заграницей, провозится в страну в единичном экземпляре для личного пользования, то ее можно не декларировать. Во всех остальных случаях покупку надо декларировать и платить с нее налоги). В полиции скрупулезно подсчитали все, что было ввезено в страну подобным нелегальным образом и получилась сумма в несколько сот тысяч долларов. Помимо этого вскрылась схема отмывания денег через аптеку в Инчхоне, которую открыл лично Чо Ян Хо. Ну и вдогонку выяснилось, что его отец обладал большим количеством недвижимости как в Корее, так и заграницей, и Чо Ян Хо не заплатил ни воны налогов при получении этого наследства. А налогов там насчитали на 50 миллиардов вон (около 45 миллионов долларов).
В интернете тут же развернулась кампания за бойкот самой главной авиакомпании страны, ее сотрудники вышли на улицы с требованием проведения честного расследования и наказания начальства, а на сайте Голубого Дома даже появилась петиция за переименование компании. Мол, как это так, компания, которая возглавляется такими людьми, не может носить гордое имя «Korean» в своем названии. Возможно, какое-то количество пассажиров действительно из принципа перестали летать на «Кореан Эйр», благо у нас есть вторая корейская компания на подхвате, несильно уступающая лидеру по количеству маршрутов и уровню сервиса.
Но не тут-то было. Свой скандал вспыхнул и в Азиане.
Beautiful people, Asiana Airlines
В начале июля Азиана попала в заголовки новостей после того, как сотни людей выставили гневные отклики в интернете и обратились в Комитет по защите прав потребителей с требованием провести расследование ситуации в авиакомпании. Причина гнева была проста: в самолетах авиакомпании без всяких предупреждений возникли серьезные перебои с едой для пассажиров. Более 150 рейсов, как ближних (по Азии), так и дальне магистральных (Америка и Европа) оказались затронуты этой проблемой. Полсотни рейсов были задержаны более чем на час из-за того, что еда не была загружена в самолеты вовремя, более ста рейсов не получили еду вообще и отправились в рейс без нее. И если на маршрутах в Японию или Китай, до которых лететь полтора - два часа, это было еще более-менее терпимо (хоть даже и это - откровенное нарушение контракта с пассажирами, ведь еда на борту входит в стоимость билета), то десять часов без еды на рейсах в США вызвали у пассажиров вполне понятную ярость.
Сбой в поставках еды на самолеты авиакомпании произошел из-за смены компании-поставщика. Изначальным поставщиком бортового питания Азианы с 2003 года являлась компания «LSG Sky Chefs» (дочернее кейтеринговое предприятие немецкой компании «Люфтанза»). Контракт за поставку бортового питания между этими двумя компаниями заканчивался 1 июля, и, в силу разных причин, Азиана продлевать его не хотела, поскольку между ними уже имелись трения по поводу финансовых потоков, формы юридического взаимодействия и прочих неинтересных обычному обывателю причин. В марте на заводе LSG Sky Chefs произошел пожар, который нарушил график поставки питания. Воспользовавшись этим как предлогом, Азиана разорвала контракт и заключила его с мелкой компанией «Sharp Do & Co Korea». Компания эта всегда специализировалась на поставках сэндвичей в лоукостеры и халяльной еды в обычные авиакомпании. Ее возможности ограничены поставкой 3000 единиц питания в сутки, потребности Азианы - 30 000 в сутки. Решив, что они справятся, Азиана заключила с ними просто кабальный контракт. Как показала практика, давление на директора этой компании было оказано такое, что он уже 2 июля покончил жизнь самоубийством. Поскольку далее так продолжаться не могло, Пак Сам Гу (президент холдинга «Кымхо Азиана», в который входит сама авиакомпания) пришлось прилюдно извиниться и снова заключить контракт с LSG. Скандал вызвали детали дела, грубость и «капчиль» Пак Сам Гу, из-за вспышек гнева и желания показать «кто тут круче» перед компаниями-поставщиками которого пострадали тысячи пассажиров авиакомпании.
Как только разгорелся скандал с едой, сотрудники Азианы, как и их коллеги из «Кореан Эйр», тоже не выдержали и начали говорить о наболевшем - потрясающей в своем идиотизме внутренней корпоративной культуре авиакомпании. Выяснилось, что по приказу главы Азианы все стюардессы при его появлении в поле их зрения должны были бежать навстречу со слезами на глазах, выкрикивая слова любви и благодарности и наперебой благодарить Бога за то, что у них такой замечательный начальник. Существовала даже специальная «бригада радости» (기쁨조), состоящая из миленьких девушек-стюардесс, которые должны были бегать за президентом авиакомпании повсюду и кричать от радости и счастья, кидаться ему в ноги и всячески восхвалять его неоценимый вклад в развитие компании и мудрое руководство, от которого всем становится веселей, светлей и радостней. В общем, лавры молодого Мудрого Руководителя С Севера явно не давали президенту Азианы покоя, и ему хотелось такого же почитания и восхищения в глазах молоденьких и симпатичных девушек.
Все это привело к тому, что сотрудники двух крупнейших авиакомпаний страны объединились против общего врага (своего начальства, то бишь) и теперь вместе проводят демонстрации протеста в центре Сеула. Общая беда сблизила их настолько, что они забыли, что вообще-то являются конкурентами на одном рынке. Ждем дальнейшего развития событий, а пока тема злоупотребления властью и тот самый «капчиль» занимает все большую долю в обсуждении проблем современного корейского общества.
Скандал с авиакомпаниями особо болезнен еще и в силу чисто психологических причин: корейцы в целом, как правило, предпочитают летать только на своих авиакомпаниях, не доверяя особо иностранным. Разумеется, причина тут еще была и чисто юридическая: только недавно, в начале лета, было официально отменено правило, действовавшее в Южной Корее более 30 лет, предписывавшее всем сотрудникам государственных органов при полетах за границу в командировки пользоваться исключительно корейскими авиалиниями. Юридически на частные компании это правило не распространялось, но в командировку все корейцы всегда летали исключительно только на «Кореан Эйр» или «Азиане». Полеты на иностранных авиакомпаниях не оплачивались и в счет командировочных засчитываться не могли.
Психологическая же причина чуть более глубока и оттого скандал с корейскими авиалиниями воспринимается обществом тяжелее, чем другие подобные скандалы. Понятное дело, что жители почти любой страны при прочих равных условиях предпочтут лететь заграницу на самолетах «родной» авиакомпании: там говорят на родном языке, там привычная еда, свои люди вокруг. Но все же привязанность корейцев к своим самолетам чуть более глубокая, чем, скажем у русских. И если современная молодежь, уже привыкшая к авиаперелетам и относящаяся к ним как к чему-то обыденному, будет в большинстве своем подходить к вопросу о перемещении из точки А в точку Б более практично и разумно (стоимость билета, количество пересадок, удобство времени вылета-прилета и т.д.), то старшее поколение предпочтет перелет на «своей» авиакомпании, даже если это не выгодно экономически и не удобно по времени. Я сам с этим сталкивался очень много раз, как по работе, так и в частном порядке, поэтому могу говорить почти с полной уверенностью: даже за свои деньги корейцы, которым, скажем, за 50, полетят на «Кореан Эйр», пусть даже рейс будет дорогой и неудобный по времени. Japan Airlines до Лос-Анжелеса с пересадкой в Токио будет, как правило, почти в два раза дешевле прямого рейса Korean Air (а по времени не намного дольше), но ни один вменяемый корейский «пучжан» в жизни не полетит на японцах. Я уже не раз слышал от престарелых корейцев, какую гордость они испытывают при виде голубых самолетов с эмблемой «инь-янь» на хвосте в аэропортах далеко от Кореи. Эта психологическая ностальгия восходит ко времени, когда Корея еще не была такой развитой и экономически мощной страной и сам факт того, что ее самолеты долетают до американских и европейских городов вызывал гордость и чувство патриотизма относительно «встающей с колен» (с) Родины. Видеть голубую ливрею самолета «Кореан Эйр», наравне стоящего рядом с американскими и европейскими перевозчиками, значило получение признания и статуса равного, развитого общества, авиалинии которого конкурируют на мировом рынке на одном уровне со всеми остальными. Эта психологическая гордость за свою страну многого стоит, думаю, если привести пример с Крымом, то россияне (по крайней мере, их часть) сразу поймут это корейское чувство. А нынешний скандал ударил в самое сердце этого чувства.