Jan 24, 2010 14:04
"Одноконтурное обучение - задаются одномерные вопросы с целью получить такие же ответы. Например, термостат, который сравнивает температуру окружающей среды с заданной и включает или выключает источник тепла. Вся операция является двоичной.
Двухконтурное обучение пополняется одним или несколькими дополнительными этапами. Вопрос начинает требовать последующей деятельности. В случае с термостатом возник бы вопрос, является ли заданная температура наиболее эффективной для данного помещения, является ли имеющийся источник тепла наиболее эффективным средством ее поддержания. Также возможно был бы поднят вопрос, почему вообще была выбрана текущая температура. Т.е. поднимаемые вопросы затрагивают не только объективные факты, но и стоящие за ними причины и мотивы."
(Крис Аргирис "Налаженная коммуникация, которая препятствует обучению"/Организационное обучение, Классика HBR, М, 2007)
В терминах Аргириса "двухконтурное обучение" - это непрерывный процесс познания причин происходящего. По сути, это не только про обучение, но в большей степени про правильно делать бизнес.
"У нас такие-то продажи". При одноконтурном подходе - "ок. отлично"
При двухконтурном - "а почему?", "а что мы такого делаем, что они такие?", "а что мы можем сделать, чтобы они были больше?", "а вот это мы проверили?"
Единственную опасность, которую я сейчас вижу - не увлечься чрезмерно задаванием вопросов и поиском причин, чтобы за этим не забыть делать бизнес )
двухконтурное обучение,
эффективное обучение,
делать бизнес,
себе на память