Наталья Трауберг о прощении

Mar 27, 2014 14:14


Если ты не можешь забыть зло - ну так не забывай его, не ругай себя за то, что не получается забыть. Но при этом нельзя желать человеку зла, а напротив - надо хотеть ему добра и в земной жизни, и в будущей. То, что он не принимает прощения, никак не должно повлиять на ваше к нему отношение и на ваши поступки.

Но я вас уверяю, что не пройдет и тридцати лет, как что-то случится. Если ты в своем сердце решишь простить и сохранишь такую решимость - что-то обязательно произойдет. Может быть, и не в этой жизни. Я знаю случай, когда нашлась записка человека, к тому времени уже давно умершего - оказалось, что он все-таки принял прощение. И мало того, что принял - он понял, что нуждался в прощении. Здесь же проблема не в том, хочет или не хочет человек прощения. Дело в другом: пока он находится в замутненном, непокаянном состоянии сознания, он считает, что прощать его не за что, что он был прав. В этом-то и вся коллизия. Он-то считает, что всегда прав. И слом такого состояния, метанойя (по-гречески - «изменение ума») именно в этой точке и происходит. Когда он поймет, что может быть в чем-то неправ - тогда неважно, от тебя ли он примет прощение или от кого-то еще. Главное, что дело уже идет к лучшему. А пока он считает себя во всем правым - он закрыт.

Но остается ли кто-то закрытым навсегда - этого мы не знаем. И наше желание его простить - как на уровне внешних отношений, так и на уровне наших мыслей - способствует тому, что рано или поздно человек раскроется навстречу прощению. Но этого очень долго надо ждать. То есть мы не знаем сколько - может, две минуты. Но бывает, что и десятилетиями. Так что настраиваться на две минуты не надо - настраиваться лучше на очень большие сроки. В том случае с запиской - прошло более тридцати лет.

i read

Previous post Next post
Up