После того, как в прошлом году написал два поста
про финансовую панику в США и про
валютные кризисы, мне много раз задали один и тот же вопрос (причем, задавали разные люди и в разное время) - зачем я пишу такие посты - скучные и занудные. Ответ, в общем-то, достаточно прост - мне было интересно покопаться в исторических фактах, чтобы понять - каким образом поведение людей (либо ВНЕЗАПНЫЕ события) влияют на финансовую систему.
В посте про финансовую панику приведены исторические данные (статью, правда, так и я не дописал - не хватило времени), в которых приводятся факты массового вывода денежных средств европейцами (путем сброса американских активов). Не секрет, что многие крупные проекты в США в девятнадцатом веке делались на заемные деньги и эти деньги на эти проекты очень охотно давали европейцы. Но когда ВНЕЗАПНО случилась всеевропейская заварушка и всем срочно понадобились деньги, то в июле 1914 года "упали" все биржи в мире. Дольше других держалась биржа Нью-Йорка, но из-за необходимости обуздания паники её тоже пришлось закрыть на целых четыре месяца . Надо отдать должное американцам - тогда они отлично отработали, расплатились с кредиторами и заложили мощный фундамент под международный статус своей валюты. Я сейчас не вспомню, кто точно это сказал (я своими глазами видел это высказывание в документах), но сказал какой-то очень крутой гражданин (либо руководитель Казначейства, либо директор NYSE) - "нашей первоочередной и главной задачей является безусловное выполнение наших обязательств перед кредиторами". Это к тому, что когда затягивается волынка про "США не отдаст долги", "США всех кинет" нужно помнить - своими действиями в условиях мировой паники американцы как раз и развеяли эти сомнения, чем, безусловно, снискали уважение и доверие мировых финансовых воротил (там одна отгрузка золота в Англию и Францию на немецком корабле в условиях начавшейся де-факто войны чего стоит).
Как работает паника, в целом, понято - но вот что делать с жадностью? Или, если точнее - как работает связка из страха и жадности? Отличный пример такого поведения можно сейчас наблюдать в Китае - там разворачиваются события от которых у многих уже мурашки побежали по коже. Произошло это по одной, в принципе, причине - либерализации фондового рынка со стороны китайских властей. Дело в том, что Китай занимает первое место по утечке капиталов из страны (см.
Бесконечная история и
Китай и инвестиции) и для того, чтобы переломить эту негативную тенденцию официальные власти решили под соусом "купи себе кусочек Родины" разыграть "патриотическую карту", вовлечь население в инвестиционную активность и сделать экономику страны более западно-ориентированной.
Надо сказать, что это им удалось и
по последним данным количество инвесторов в Китае превысило количество членов партии. Что обычно происходит, когда на рынок приходит целая куча инвесторов? Да еще с деньгами? Правильно, начинаются серьезные перекосы. Если взять не фондовый рынок, а рынок строительства -
то именно из-за таких перекосов и начали расти "призрачные города" и объекты инфраструктуры. Фактически такое поведение является классическим - срабатывает "стадный инстинкт" и начинаются активные финансовые вливания в "горячие" сектора (фондовый и строительный рынок). От такого развития событий цены растут как безумные, и если взять китайский пример, то вот как выглядит Shanghai index - за период с 2012 по 2015 он вырос на 50%. Естественно, что каждый стремиться заработать на растущем рынке и это лишний раз подогревает нотки жадности в каждом "инвесторе", который хочет быстро и с гарантией заработать "легких денег".
Долго такое поведение продолжаться не может, но никто точно не скажет, в какой момент на смену жадности приходит страх. Тем не менее, рано или поздно наступает момент "истины" и начинается неуправляемая реакция - все бояться опоздать к "грандиозной распродаже" и остаться крайним. На текущий момент около полутора тысяч компаний (это порядка 50% от общего количества торгуемых на бирже) прекратили торги по своим акциям и для инвесторов это означает одно - они не могут вывести деньги с биржи и обратить их в ликвидность. Все это усугубляется тем, что торговля, зачастую, осуществлялась не на свои, а на заемные средства, которые, как понятно, нужно возвращать (в художественной литературе пример такой ситуации хорошо описан в "Финансисте" Драйзера). Такое развитие ситуации порождает кризис неплатежей и приводит к снижению цен на сырье - производители черных и цветных металлов, нефти, зерна это уже ощутили на себе.
Click to view
Как будут события развиваться дальше сказать трудно, но то, что ресурсодобывающие страны соснут по-полной - не вызывает никакого сомнения. Более того, китайские власти, скорее всего, прибегнут к программе выкупа акций, чтобы поддержать рынок и выровнять ситуацию, но международных инвесторов это практически не коснется - китайский фондовый рынок пока еще остается "вещью в себе", хотя его уже давно
хотят "пощупать за вымя" и время
от времени "кошмарят".
Поэтому, из-за изолированности китайского фондового рынка никто особо не волнуется по поводу "грандиозного падения", но многих пугает, что из-за нестабильной ситуации в финансовой сфере Китай перестанет расти. Это снизит потребности Китая во внешних закупках и вот тогда, действительно, многим не поздоровится.