Друзья, извините за лонгрид, зато нечасто теперь :) Не сказать не могу.
Мы с тифлисцем еще несколько лет назад опасались, что к нехорошему НАС ВСЕХ может привести вся эта вся "тартария" с дарением Путиным карты Тартарии президенту Татарстана, лозунгами "мы - потомки великих тартарцев!" - "у нас украли и замолчали нашу великую родину Тартарию!", ознаменованными созданием сайта
http://www.tart-aria.info/, с основателями которого мы бились как львы, приводя аргументы неоднозначности такого названия (к счастью, там нью-тартарианских материалов в последнее время, кажется, поубавилось).
Попался в сети материал
""Татарская война" после Смуты - вначале было "Казанское государство"".
Я не историк. Возможно, автор Марк Шишкин приводит достоверные материалы. Тон статьи вполне миролюбивый, неоднократно подчеркивается отсутствие националистической подоплеки в кровавых резнях, объясняются они политическими и экономическими предпосылками в результате дележки земель властями. Выглядит для обывателя статья вполне компетентно с точки зрения приведенных фактов.
Тем не менее, представим, что среди сегодняшних татар вдруг найдутся такие же упоротые величием предков, как и некоторые наши упоротые "великие русы" или как там они себя кличут. Что они смогут прочесть в этой и подобной этим статьям между строк, и с каким энтузиазмом нью "великие татары" накинутся "нью великих руссов, наследников великой тартарии", и что из этого потом получится.... Представить себе сие страшно. И, увы, смешно одновременно.
Пишу об этом, потому что на днях побеседовала с одной своей давней подругой, с которой давно не общалась, и которая, к моему вящему удивлению, с чистосердечным энтузиазмом исповедует "великотартарианство великоруссов" и "замолчанную и отобранную историю великих предков"...
Пошло в массы, да... Этот вброс нескольколетней давности на наших глазах уже вошел в умы многих обывателей...
Так что же может углядеть в исторической статье такого толка "нью-велико-та(р)тарин" из Казани? Цитируем статью (мои примечания косым жирным шрифтом):
""после окончания Смуты с воцарением Михаила Романова в Поволжье вместо долгожданного мира произошло одно из самых крупных народных восстаний. Колумнист «Реального времени» Марк Шишкин реконструировал события неудобного прошлого.
В 2015-2016 годах мог бы отмечаться четырехвековой юбилей Еналеевского восстания. Это вооруженное движение татар и других народов бывшего Казанского ханства охватывало огромную территорию: от современного Пермского края, до Нижегородской области.
("неота(р)тарин", полагаю, прочтет: огромная территория от современного Пермского края до Нижегородской области принадлежала татарам.)
Но даже красивая круглая дата не привлекла к этому сюжету хоть сколько-нибудь внимания. Не последовало реакции ни от научного сообщества, ни от официальных кругов в республиках Волго-Уральского региона, ни от активистов национальных движений
(читаем глазами "неота(р)тарина": националисты, вы чего молчите? Тартарияжваша была, москали отобрали!! замолчали-отобрали у вас вашу родину Тартарию и вас поработили гады.)
Источник :
https://realnoevremya.ru/articles/47250 В действительности же, каждая из этих схем на свой лад упрощает исторический процесс, уделяя внимание лишь удобным фактам.
Источник :
https://realnoevremya.ru/articles/47250(ааа! замалчивают, что Тартария - татарская. "насобманули"!)
В реальном потоке исторических событий от гармонии интересов до конфронтации может пройти совсем немного времени.
(мы с тифлисцем же об этом вам талдычили, "тартарцы" вы наши "великие"! а тут автор прямым текстом намекает.)
Источник :
https://realnoevremya.ru/articles/47250 Князь Дмитрий с нетерпением ждал прихода большой казанской рати.
Среднее Поволжье, хотя и было немного в стороне от главных событий Смуты, но обладало большим военным потенциалом. В сентябре-октябре 1615 года 7000 татар, марийцев и чуваш пришли под Лихвин (теперь это город Чекалин в Тульской области), чтобы действовать против Лисовского. Однако здесь что-то произошло. Многочисленное по тем временам войско в полном составе ушло обратно, и это не было рядовое дезертирство насильно мобилизованных.
Через месяц в Москву стали поступать донесения, что Поволжье взорвалось. «Казанские и Свияжские и иных многих Понизовых городов татаровя и луговая черемиса заворовали, Государю изменили, и собравшись многие места повоевали, и села и деревни жгут, и многих людей в полов емлют и побивают, и к городом приходить и приступают, и дороги от Казани к Нижнему отняло, и тесноту Понизовым городам чинят многую, и собравшись многими людьми хотят приходить к Нижнему, и к Арзамасу, и к Мурому и в иные места».
К январю 1616 года это движение охватило Прикамье и Приуралье. «Татаровя, и чуваша, и черемиса, и вотяки, и башкирцы пришли на Сарапул войною и стали от Сарапула за 5 верст в новой деревни Енебековской, и хлебы молоченые и сена все потравили, а хотят де идти к Сарапулу приступом и воевати идти хотят подлинно вверх по Каме, и к Осинскому острогу чают их вскоре».
(освободительная война татаров, стало быть, детектед. Далее заголовок:)
Забытое Казанское государство Смутного времени
(прям как наши простачки в соответствующем контексте, нью-тартарцы могут прочесть: "забытая родина татар - Тартария". Родина, да, может так вытанцоваться, что и не ваша, зайчата. Как делить "родину" будем?)
присоединение Казанского ханства к России сопровождалось
большой кровью, а
завоеванные народы оказывали ожесточенное сопротивление новым властям и русским колониста
(вначале статьи очерчивается география, мол отсюда досюда, а тут констатируется - присоединили к России и колонизировали москали)
В результате постепенного распада прежней системы управления главой этого государства становится Никанор Михайлович Шульгин. Человек он был в Казани пришлый. Уроженец современной Ивановской области
(еще один колонизатор понаехавший, москаль.)
Казань была центром огромной полиэтничной территории и старшим городом для средне-волжских («понизовых» как говорили тогда) городов. ... Казанское государство продолжало полагаться только на себя.
Источник :
https://realnoevremya.ru/articles/47250(нэзалэжные, стало быть. где-то мы это уже слышали, не? а скакать-то в этот раз будем? кто лодку раскачивал?)Источник :
https://realnoevremya.ru/articles/47250Источник :
https://realnoevremya.ru/articles/47250 Часть 2 статьи. Избрание Михаила Федоровича Романова приветствовали в Казани колокольным звоном и пением молебнов. ... От возвращения Среднего Поволжья в единое правовое поле с Москвой все ждали начала новой мирной жизни. Но для исполнения этих ожиданий не было сделано ничего. ... Вернувшееся Казанское царство там рассматривали только как новый неисчерпаемый резервуар финансовых и людских ресурсов.
(коменты излишни)
В Казань для следствия по делу восставших прибыла комиссия, в составе которой был Кузьма Минин. современные авторы, которые без достаточных оснований утверждают, что Минин - это татарин «Кириша Минибаев».
Источник :
https://realnoevremya.ru/articles/47252Источник :
https://realnoevremya.ru/articles/47252(тут както тоже без комментариев)
Саботаж непопулярных решений власти, стремление к экономической гегемонии на местном уровне, высокая степень религиозной солидарности - на протяжении веков это позволит татарам оставаться фактором, с которым должно считаться любое правительство в Москве или Санкт-Петербурге.""
Источник :
https://realnoevremya.ru/articles/47252(москалевское правительство считалось с татарами, потому что они были очень великими.)
Конец цитаты.
Источник :
https://realnoevremya.ru/articles/47252Источник :
https://realnoevremya.ru/articles/47252Источник :
https://realnoevremya.ru/articles/47252Об авторе:
Марк Шишкин - сетевой публицист, историк. Родился в Казани. В 2002 году окончил исторический факультет Казанского университета. В 2000-х участвовал в издании православного журнала «Собрание». В «Живом журнале» администрировал сообщество «Царство Казанское», пропагандировавшее идеи областничества и федерализма. В сфере интересов: этнополитическая история Поволжья и Приуралья, межконфессиональные отношения.Источник :
https://realnoevremya.ru/articles/47252 Даже при том, что автор статьи по жизни "пропагандирует идеи областничества и федерализма", надо ему отдать должное: он многократно подчеркивает отсутствие национальной подоплеки во всей этой резне. Но возбужденному обывателю еще надо будет потом доказывать, что это междусобойные игрища заморских династий, преемников Римской Империи, облеченных под "русских", а не осовободительная война "легитимных преемников Великой Тартарии" - татар с "колонистами-москалями". Возбужденный обыватель этого не услышит. "Нью великие татары" ж на "москалей" полезут, как заведено. Как братья "великие укры" вот давеча.
Я удивлена, что не очень слышно про "великих тартар" из среды татарского населения. Тем стыднее становится за "великих тартар" из "великих русов"...
Привожу здесь ролик Сергея Игнатенко с гравюрами правителей Великой Тартарии:
Click to view
Ролик Кадыкчанского с красноречивым названием: "Тартария не "империя славян""
Click to view
впрочем, защищает он этот тезис в видео, к сожалению, не особо убедительно...
Закончить хочется словами кота Леопольда: "Ребята, давайте жить дружно!" и не бить себя пятками в грудь, какие мы самые великие из всех народов. Глупо же, смешно, и - опасно. Лучше делами достойными свое достоинство и рейтинг у других народов поднимать. Великие достойные созидательные дела не требуют экзальтации. А под громкий ор кровавые революции творятся манипуляторами.