Невероятные приключения Л. и В. на конце света. Глава 7. продолжение

Mar 09, 2016 15:18


Лика уверенно вошла в одну из двенадцати одинаковых арок первого яруса, почти мгновенно перенеся Валдаса в небольшой дворик, клаустер Санты Барбары, закрытый только с трех сторон. Справа на пару десятков метров возвышалась впечатляющая западная стена главного собора, с огромным прямоугольным окном в стиле мануэлино и воронкообразным круглым окном-розеткой еще выше над ним.





  • Это самое знаменитое окно в Португалии! - горделиво заявила Лика - Жанела де Капитулу, шедевр мастера Диогу де Арруда. Валдас стоял как вкопанный, раскрыв рот и смотрел на окно, богато декорированное резьбой по камню. Ночная подсветка придавала ансамблю волшебный образ.

  • Слушай, а не тот ли это тамплиеровский монастырь, про который писал Умберто Эко в “Маятнике Фуко”?


  • Ооо, да Вы, батенька, эрудит!  Кроме альтернативных энергий, классику современности почитываете? Да. Тот самый монастырь, и то самое окно, про которое писал Эко. Ходят слухи, что Умберто, чтобы написать эту главу про томарский монастырь, прожил в Томаре инкогнито целый год. Но я, честно говоря, сильно сомневаюсь, что он вообще здесь когда-то бывал.

  • Отчего же?

  • Да потому, что! Посмотри на размеры окна!

  • Ну. Огромное, метров пять высотой.

  • Вот! А в романе оно описано как “окошечко, ненамного больше простой отдушины”! Кстати, я, до того, как здесь побывать и увидеть его воочиюю, глядя на фотографии, тоже думала, что оно маленькое. И поразилась, когда лично засвидетельствовала его гигантские размеры… Впрочем, может, переводчик нашалил. Надо будет потом оригинал посмотреть.

  • Слушай, а как далеко отсюда море? - не в тему спросил Валдас, разглядывая каменные канаты, осьминожьи щупальца с присосками, армиллярные сферы, водоросли и ракушки в роскошном обрамлении оконного проема. Аллюзией на водную тему являлась так же и впечатляющих размеров круглая розетка - иллюминатор над мануэлинским окном, выполненная в форме воронки, в которую стекает вода.




  • Километров шестьдесят. А что?

  • А тамплиеры мореходством занимались?

  • Да уж. Из них мореходы - как из меня балерина, - хохотнула Лика. - Рассказывают историю, что во время крестового похода в XIII веке тамплиеры сопровождали по морю арагонского короля, и, направив парус на восток, сломали рулевое весло. Запасного у них не оказалось. Вот такие вот “морские волки” из тамплиеров - обхохочешься. Впрочем, были у них пара-тройка транспортных галер для перевозки вина да паломников, но не больше. Океанские просторы на таких не побороздишь. А, собственно, к чему все эти загадочные вопросы? Мы же вроде сюда пришли, чтобы на предмет направления храма на вулкан выяснить и про альтернативную энергетику древности… Что-то ты темнишь.

  • Ничего я не темню. Ты что, сама не видишь? - Валдас посмотрел ей в лицо.

  • Чего не вижу? - Лика ответила непонимающим взглядом.

  • К чему здесь морская тематика, если море в 60 километрах, и тамплиеры - орден не мореходный?

  • И вправду, Валдас! Нам этого на курсах по истории не рассказывали да и в литературе я не встречала не только ответа, но постановку самого вопроса! Действительно… Храм построен в двенадцатом веке, а эпоха Великих географических открытий датируется четырнадцатым...

  • Меня больше интересует внутренность собора. Мы можем туда попасть?

  • Да, ты же выйграл пари. Выполняю твои желания! Держи наготове свой фонарик, нам надо будет пройти через пару темных коридоров. И храни “обет молчания”, - в коридорах наши голоса будут гулко разноситься.


Лика снова ловко свернула в какую-то небольшую арку, за которой начинался извилистый коридор.



Через пару минут они оказались во внутреннем храме, по большей части пустом и разделенном на три части. Слабый свет луны и прожекторов, подсвечивающих здание, пробивался с улицы сквозь пыльные витражи, создавая полумрак.

В западной части храма возвышались на пол-этажа хоры, над которыми высилась обратная сторона той самой “воронки”, окна-розетки.



Валдас прикинул, что под хорами должно было быть большое помещение, в котором и находилось мануэлинское окно. Действительно, из центральной части храма, прямо под уровень хоров, вниз, спускалась неширокая лестница, которая, однако, упиралась в закрытую дверь.

Центральная часть храма была ничем не примечательна, и словно служила проходом между разными частями здания.

В восточное крыло Лика и Валдас попали через широкую и высокую арку, расписанную фресками. С правой стороны арки располагался небольшой мраморный балкончик с круглой крышей непонятного назначения, рифленой наподобие ракушки.



С левой стороны арки аналогичная кафедра была искусно нарисована, по-видимому, для симметрии. Впереди, за аркой, находилось помещение круглой формы.





  • Это - шарола, круговой алтарь. - шепнула Лика в самое ухо Валдаса, пощекотив его волосами.

Шарола представляла собой круглое помещение с двумя рядами колонн, расположенных по окружности. Валдас деловито ощупывал колонны, простукивал их, прикладывая ухо, измерял шагами расстояние между ними, считал количество колонн, рассматривал нервюры, соединяющие внутренний и внешний круги и, казалось, был крайне увлечен. Внутренний круг из восьми колонн образовывал что-то вроде беседки, украшенной всевозможными орнаментами с поблекшей тамплиеровской символикой, слабо различимой в тусклом свете.



Внутренние колонны соединялись с колоннами внешнего круга с помощью нервюр на потолке, плюс еще одна внешняя колонна располагалась напротив каждой арки внутреннего круга. Эта конструкция напоминала тор, или попросту - бублик.



Во внешнем круге между колоннами находились ниши, большинство из которых было заложено плитами, по грубой фактуре сильно отличающимися от материала, из которого была выполнена основная постройка - вероятно, они были добавлены гораздо позднее. В одной из ниш было окно, в другой, ближе ко входу - узкая лестница, ведущая на крышу.



Особенно долго Валдас задержался у одинокой черной трубы со скошенным, как у мундштука дудочки, нижним срезом. Она напоминала органную, и висела слева от входа в шаролу, уходя куда-то в крышу. На трубе диаметром почти в метр красовался красный крест тамплиеров, а под ним - прорезь для создания звука, в точности, как у органных труб. В “мундштук” Валдас не преминул посветить фонариком.







  • Представь себе, что сейчас на дворе двенадцатый век, ты - тамплиер, а я - Святая Барбара в роскошном длинном платье! - громко прошептала Лика. Лирическое настроение этой ночи явно доминировало над осторожностью и благоразумием дамы. - Ты, как трубадур, слагаешь мне стихи и исполняешь их хоралом вместе со своими соратниками, поклоняясь моей красоте и благочестию.


Валдас посмотрел на Лику удивленными глазами. Ему действительно послышался грегорианский хор и он решил, что это еще один неожиданный сюрприз Лики.



  • Красивое пение! - сказал Валдас в полный голос, осмелев.


Теперь уже настал черед Лики округлить глаза.


  • Сюда идут! Надо спрятаться, иначе нам впишут по первое число! - заметалась Лика в испуге.

  • Ко мне! - сильная рука Валдаса затащила ее в одну из ниш с лестницей на крышу.



Не теряя времени, он втолкнул Лику в узкий проход винтовой лестницы, упираясь руками в мягкие филейные части “Святой Барбары”. На пол-пути к спасению Валдас остановился, прильнув к маленькому незаметному оконцу, из которого, вероятно, за церемониями наблюдали средневековые соглядатаи.


  • Miiiisereeeeere…. Miiiiisereeeeere mihi dooomini… - докатывалось эхо мужского песнопения откуда-то из недр монастырских галерей.


авторы rodom_iz_tiflis + assucareira все совпадения случайны

проба пера

Previous post Next post
Up