Лика уверенно вошла в одну из двенадцати одинаковых арок первого яруса, почти мгновенно перенеся Валдаса в небольшой дворик, клаустер Санты Барбары, закрытый только с трех сторон. Справа на пару десятков метров возвышалась впечатляющая западная стена главного собора, с огромным прямоугольным окном в стиле мануэлино и воронкообразным круглым окном-розеткой еще выше над ним.
Это самое знаменитое окно в Португалии! - горделиво заявила Лика - Жанела де Капитулу, шедевр мастера Диогу де Арруда. Валдас стоял как вкопанный, раскрыв рот и смотрел на окно, богато декорированное резьбой по камню. Ночная подсветка придавала ансамблю волшебный образ.
Слушай, а не тот ли это тамплиеровский монастырь, про который писал Умберто Эко в “Маятнике Фуко”?
Ооо, да Вы, батенька, эрудит! Кроме альтернативных энергий, классику современности почитываете? Да. Тот самый монастырь, и то самое окно, про которое писал Эко. Ходят слухи, что Умберто, чтобы написать эту главу про томарский монастырь, прожил в Томаре инкогнито целый год. Но я, честно говоря, сильно сомневаюсь, что он вообще здесь когда-то бывал.
Отчего же?
Да потому, что! Посмотри на размеры окна!
Ну. Огромное, метров пять высотой.
Вот! А в романе оно описано как “окошечко, ненамного больше простой отдушины”! Кстати, я, до того, как здесь побывать и увидеть его воочиюю, глядя на фотографии, тоже думала, что оно маленькое. И поразилась, когда лично засвидетельствовала его гигантские размеры… Впрочем, может, переводчик нашалил. Надо будет потом оригинал посмотреть.
Слушай, а как далеко отсюда море? - не в тему спросил Валдас, разглядывая каменные канаты, осьминожьи щупальца с присосками, армиллярные сферы, водоросли и ракушки в роскошном обрамлении оконного проема. Аллюзией на водную тему являлась так же и впечатляющих размеров круглая розетка - иллюминатор над мануэлинским окном, выполненная в форме воронки, в которую стекает вода.
Километров шестьдесят. А что?
А тамплиеры мореходством занимались?
Да уж. Из них мореходы - как из меня балерина, - хохотнула Лика. - Рассказывают историю, что во время крестового похода в XIII веке тамплиеры сопровождали по морю арагонского короля, и, направив парус на восток, сломали рулевое весло. Запасного у них не оказалось. Вот такие вот “морские волки” из тамплиеров - обхохочешься. Впрочем, были у них пара-тройка транспортных галер для перевозки вина да паломников, но не больше. Океанские просторы на таких не побороздишь. А, собственно, к чему все эти загадочные вопросы? Мы же вроде сюда пришли, чтобы на предмет направления храма на вулкан выяснить и про альтернативную энергетику древности… Что-то ты темнишь.
Ничего я не темню. Ты что, сама не видишь? - Валдас посмотрел ей в лицо.
Чего не вижу? - Лика ответила непонимающим взглядом.
К чему здесь морская тематика, если море в 60 километрах, и тамплиеры - орден не мореходный?
И вправду, Валдас! Нам этого на курсах по истории не рассказывали да и в литературе я не встречала не только ответа, но постановку самого вопроса! Действительно… Храм построен в двенадцатом веке, а эпоха Великих географических открытий датируется четырнадцатым...
Меня больше интересует внутренность собора. Мы можем туда попасть?
Да, ты же выйграл пари. Выполняю твои желания! Держи наготове свой фонарик, нам надо будет пройти через пару темных коридоров. И храни “обет молчания”, - в коридорах наши голоса будут гулко разноситься.
Лика снова ловко свернула в какую-то небольшую арку, за которой начинался извилистый коридор.
Через пару минут они оказались во внутреннем храме, по большей части пустом и разделенном на три части. Слабый свет луны и прожекторов, подсвечивающих здание, пробивался с улицы сквозь пыльные витражи, создавая полумрак.
В западной части храма возвышались на пол-этажа хоры, над которыми высилась обратная сторона той самой “воронки”, окна-розетки.
Валдас прикинул, что под хорами должно было быть большое помещение, в котором и находилось мануэлинское окно. Действительно, из центральной части храма, прямо под уровень хоров, вниз, спускалась неширокая лестница, которая, однако, упиралась в закрытую дверь.
Центральная часть храма была ничем не примечательна, и словно служила проходом между разными частями здания.
В восточное крыло Лика и Валдас попали через широкую и высокую арку, расписанную фресками. С правой стороны арки располагался небольшой мраморный балкончик с круглой крышей непонятного назначения, рифленой наподобие ракушки.
С левой стороны арки аналогичная кафедра была искусно нарисована, по-видимому, для симметрии. Впереди, за аркой, находилось помещение круглой формы.
Это - шарола, круговой алтарь. - шепнула Лика в самое ухо Валдаса, пощекотив его волосами.
Шарола представляла собой круглое помещение с двумя рядами колонн, расположенных по окружности. Валдас деловито ощупывал колонны, простукивал их, прикладывая ухо, измерял шагами расстояние между ними, считал количество колонн, рассматривал нервюры, соединяющие внутренний и внешний круги и, казалось, был крайне увлечен. Внутренний круг из восьми колонн образовывал что-то вроде беседки, украшенной всевозможными орнаментами с поблекшей тамплиеровской символикой, слабо различимой в тусклом свете.
Внутренние колонны соединялись с колоннами внешнего круга с помощью нервюр на потолке, плюс еще одна внешняя колонна располагалась напротив каждой арки внутреннего круга. Эта конструкция напоминала тор, или попросту - бублик.
Во внешнем круге между колоннами находились ниши, большинство из которых было заложено плитами, по грубой фактуре сильно отличающимися от материала, из которого была выполнена основная постройка - вероятно, они были добавлены гораздо позднее. В одной из ниш было окно, в другой, ближе ко входу - узкая лестница, ведущая на крышу.
Особенно долго Валдас задержался у одинокой черной трубы со скошенным, как у мундштука дудочки, нижним срезом. Она напоминала органную, и висела слева от входа в шаролу, уходя куда-то в крышу. На трубе диаметром почти в метр красовался красный крест тамплиеров, а под ним - прорезь для создания звука, в точности, как у органных труб. В “мундштук” Валдас не преминул посветить фонариком.
Представь себе, что сейчас на дворе двенадцатый век, ты - тамплиер, а я - Святая Барбара в роскошном длинном платье! - громко прошептала Лика. Лирическое настроение этой ночи явно доминировало над осторожностью и благоразумием дамы. - Ты, как трубадур, слагаешь мне стихи и исполняешь их хоралом вместе со своими соратниками, поклоняясь моей красоте и благочестию.
Валдас посмотрел на Лику удивленными глазами. Ему действительно послышался грегорианский хор и он решил, что это еще один неожиданный сюрприз Лики.
Красивое пение! - сказал Валдас в полный голос, осмелев.
Теперь уже настал черед Лики округлить глаза.
Сюда идут! Надо спрятаться, иначе нам впишут по первое число! - заметалась Лика в испуге.
Ко мне! - сильная рука Валдаса затащила ее в одну из ниш с лестницей на крышу.
Не теряя времени, он втолкнул Лику в узкий проход винтовой лестницы, упираясь руками в мягкие филейные части “Святой Барбары”. На пол-пути к спасению Валдас остановился, прильнув к маленькому незаметному оконцу, из которого, вероятно, за церемониями наблюдали средневековые соглядатаи.
Miiiisereeeeere…. Miiiiisereeeeere mihi dooomini… - докатывалось эхо мужского песнопения откуда-то из недр монастырских галерей.
авторы
rodom_iz_tiflis +
assucareira все совпадения случайны