Всю весну мы безрезультатно прождали «у моря погоды». На майские праздники закрылся даже Стамбул. Google и Яндекс откровенно издевались над ежедневным запросом «куда можно полететь из России»? Никуда. Так мы оказались в Армении.
Весомым аргументом «за» Ереван стало: «мы там не были». Какие еще ожидания могут быть от города постсоветского пространства?
Открытия начались при первом же запросе «достопримечательности Армении». На территории этой крошеной страны - 8 памятников, охраняемых ЮНЕСКО. Для сравнения, в России - 29. Но по площади наша страна больше Армении почти в 600 раз. В Чехии - 12 объектов из списка ЮНЕСКО…
Так Армения начала нас удивлять.
Седой Кавказ, краса природы,
Небес касаяся челом,
Блестит в хитоне снеговом под крылом самолета, несущего нас в Ереван - столицу одной из стран Закавказья.
Место для проживания выбирали на букинге.
Бутик-отель Republic Square там имеет хороший рейтинг, а его название указывает на расположение в самом центре. Адресно он привязан к тихой и тенистой улице Закияна.
Здесь, кстати, прошло детство будущего директора Эрмитажа Михаила Пиотровского. В его метрике значился армянский вариант имени - Микаэл.
Всего на планете живет около 12 млн армян, в Армении же - менее 3 млн., причем миллион из них - в Ереване. Вот у нас в Туле можно начать разговаривать с любым человеком, и обязательно найдутся общие знакомые. А там вся страна такая. Все друг друга знают и относятся соответственно. Ведь случайный прохожий на улице может оказаться лучшим другом твоего любимого дяди или доброй приятельницей обожаемой тетушки.
Барев ерико, Ереван! На часах почти 11 вечера, а мы еще не ужинали. Ближайшее заведение - таверна «Ереван», а работает ли у них кухня в столь поздний час? Глупая мысль, но простительная для людей, которые находятся в Армении всего несколько часов.
Армянское гостеприимство - это настолько изумительное явление, что будь моя воля я обязательно внесла бы его в список нематериального культурного наследия. Сейчас в нем армянский дудук, армянский хачкар, эпос «Давид Сасунский», тончайший армянский лаваш и традиционный армянский танец кочари.
Впрочем, армяне об этом не сильно задумываются, они просто с этим живут. А с ними живем и мы.
В отеле вокруг нас - друзья. Каждый день мы рассказываем ребятам, где были, делимся впечатлениями или просто болтаем и пьем кофе…
В таверне «Ереван» нам искусно раскрывают таинство получения удовольствия от дружеского армянского застолья.
В кофейне у фонтана нас просят показать русский снег.
В музеях научные сотрудники с упоением делятся армянской историей, как чем-то личным, даже если мы и не думали брать экскурсию.
На рынке угощают сухофруктами в таком количестве, что мы их потом едим целую неделю.
Как-то, устав от жары, попросили первого встречного таксиста отвезти нас в любое прохладное кафе пообедать. Не повез. Пешком перевел через дорогу и показал во внутреннем дворе чудесное домашнее заведение с кондиционером. Почему? Он мог бы возить нас по городу и зарабатывать деньги. Но с друзьями так не поступают. Мы будем удивляться всю неделю.
Но сначала освоим пространство нашего уютного бутик-отеля. Здесь работает потрясающая команда. Ребята нас окружили таким вниманием, что сейчас, когда мы снова купили билеты в Ереван, вопроса, где мы будем останавливаться даже не поднималось. Нас там снова ждут!
Через несколько дней мы осознаем, что в Армении великолепная вода, натуральные продукты, чистый воздух, древнейшая история, прекрасные люди и цены в полтора-два раза ниже, чем в России. Здесь знают про тульские пряники и... ФК «Арсенал».
А пока знакомимся с самым известным в мире армянином. Его зовут Шахнур Азнавурян.
Click to view
Великий французский шансонье ушел из жизни несколько лет назад, но его дух остался на исторической родине.
Площадь Франции в Ереване украшает портрет Азнавура, еще одна площадь города носит его имя, а на заводе «Арарат» с гордостью рассказывают, что маэстро принимал непосредственное участие в создании купажа Charles Aznavour Signature Blend.
Продолжение следует...