Задумал как-то русский граф Владимир Петрович Орлов-Давыдов предпринять путешествие на восток. Будучи обладателем огромного состояния, он вообще мог позволить себе очень многое. Даже запечатлеть свой вояж. Но в далеком 1835 году с фототехникой было не густо. Поэтому роль фиксатора визуальных образов исполнял художник Карл Брюллов. Он работал в спешке - сепией, акварелью, карандашом, но именно Брюллов первым из наших соотечественников запечатлел Дельфийскую долину горной системы Парнас.
Археологические раскопки здесь были начаты только в 1861 году. И сегодня мы видим сколь трепетно греки относятся к древней святыне, самим Зевсом отмеченной как центр мироздания. ЮНЕСКО предпочло с владыкой Олимпа не спорить и сразу же включило Дельфы в список Всемирного наследия.
Дельфы были сакральным центром древнегреческого мира, поэтому здесь образовалась столь высокая концентрация легенд и преданий, что кружится голова. Даже не знаю с чего начать…
Вот, например, Пуп Земли или Омфал, как называют его сами эллины.
Древний оригинал хранится в археологическом музее Дельф. И сразу три легенды о нем.
Первая гласит, что Зевс выпустил в разные стороны двух птиц, а место где они встретились отметил как центр мира.
Другая утверждает, что омфал - это камень, проглоченный Кроносом вместо Зевса.
По третьей версии, омфал был могилой Змея Пифона, то есть представлял собой надгробный камень и служил точкой соприкосновения между миром живых и мёртвых.
Девятью кольцами обвивал Змей Пифон выси Парнаса. Но быстро достиг светозарный Аполлон его жилища. Раздался звон тетивы серебряного лука, как искра сверкнула в воздухе не знающая промаха золотая стрела, за ней другая, третья… Стрелы дождем посыпались на Пифона, и бездыханный он упал на землю. Громко зазвучала торжествующая победная песнь доблестного Аполлона. Тело Пифона он зарыл в землю там, где стоят священные Дельфы, и основал здесь святилище и оракул, чтобы прорицать в нем людям волю отца своего Зевса.
Златокудрый бог сам привел сюда людей и сделал их своими первыми жрецами.
Самое раннее изложение этой истории читаем в гомеровском гимне «К Аполлону Пифийскому».
Вечно вы ищете духом, нестойкие, глупые люди,
Тягостных мук для себя, и забот, и душевных стеснений!
Легкое слово скажу я и в души его заложу вам:
В правую руку возьмите вы жертвенный нож и закланью
Будете скот предавать, что сюда чередой непрерывной
Станут ко мне пригонять племена знаменитые смертных.
Храм сторожите священный и роды людей принимайте,
Сколько б сюда ни пришло их, и, волю мою соблюдая…
И правда, по священной дороге потянулся бесконечный поток желающих узнать волю богов, переданную через дельфийскую пророчицу пифию.
К Оракулу обращались и могучие владыки, и простые люди по вопросам как государственной, так и личной жизни. А кто владеет информацией, тот владеет миром.
Дельфийские жрецы столь успешно распорядились первой в истории базой данных, что даже через 27 веков американский проект, специализирующийся на выпуске систем управления базами данных, получит название Oracle. Древнейшая история получила продолжение в объектно-ориентированном языке программирования Delphi.
«Мы хотели, чтобы в имени системы отразились уникальные способности продукта к работе с базами данных, и Delphi как нельзя лучше перекликается с таким заслуженным именем в этой области, как Oracle, по крайней мере для тех, кому сочетание «Дельфийский Оракул» о чем-то говорит», - рассказывал руководитель исследовательской группы по разработке системы Delphi Чак Язджевски в далеком 1995 году.
Сегодня программисты шутят, что Delphi и Дельфы роднит древность и словосочетание «мертвый язык».
Шаг за шагом продвигаясь по Священной дороге, ведущей к храму мудрейшего Аполлона, мы пытаемся вникнуть загадочные письмена, начертанные на огромных камнях полигональной стены.
Возможно, это и есть Дельфийские максимы - 147 наставлений, которые Аполлон первыми передал людям через Оракул.
Почитай богов
Чти родителей
Уступай справедливости
Выучив, познай
Услышав, пойми
Знай себя
Вознамеривайся жениться
Узнай возможность
Мысли как смертный
Знай, что ты гость
И т.д.
Особая полигональная кладка являет собой верх строительного мастерства и математического расчета.
Камни разной формы идеально подогнаны друг к другу, и меж ними нет ни одного связующего элемента.
С другой стороны обочину Священной дороги украшала высокая колонна ионического ордера, на которой в древности покоилось огромное изваяние сфинкса.
Колонну археологи нашли во время раскопок 1861 года, фигуру сфинкса - в 1893 году.
Со всех концов Древнего мира в Дельфы спешили посольства с богатыми дарами. Например, в начале V века до н. э. после марафонского боя в Дельфах появилась шикарная сокровищница афинян.
Среди великолепных памятников, найденных в святилище Дельф, одно из первых мест по безупречности и совершенству исполнения занимает всемирно известная бронзовая статуя возничего.
Примечательна история ее открытия. Нижнюю часть обнаружили в апреле 1896 года, а верхнюю часть и правую руку - в мае того же года в нескольких метрах поодаль. Надпись на плите, извлеченной из земли возле статуи, сообщает о том, что изображение было посвящено Аполлону от имени сына сицилийского царя, победившего в состязании на колесницах.
Статуя возничего - редкое бронзовое произведение, дошедшее до нашего времени из V века до н. э. в исключительно хорошей сохранности. Ведь обычно бронза не переносит пребывания в сырой земле. В музее можно увидеть сколь внушительная часть композиции утрачена.
Место перед храмом и в непосредственной от него близости считалось самым почетным. И здесь помещались особенно ценные приношения. Именно таким пожертвованием Аполлону стала бронзовая колонна, ствол которой уподоблен трем переплетающимся змеям. Как и многие другие памятники, ее поставили по случаю значительной военной победы. Говорят, что колонну отлили из трофейного оружия.
Еще один роскошный дар Аполлону - колонна IV века до н. э., украшенная листьями аканфа и увенчанная фигурами танцовщиц. Высота монумента была около 11 м.
Листья аканфа, вырастающего из земли, показанные в основании колонны, создавали впечатление, будто и весь ее ствол поднимался из почвы как естественное природное создание. Шикарный коринфский ордер - нищенка в сравнении этой сложнейшей мраморной фантазией.
В центре святилища возвышается жилище Аполлона.
Мужественный дорический ордер своей суровой красотой придавал храму величественность, которая перекликалась с поднебесными кручами Парнаса.
Говорят, что здесь и была расщелина-оракул, откуда исходили вдохновлявшую пифию пары.
Перед пророчеством девушку обряжали в золотые одежды.
Назначение Оракула состояло не только в том, чтобы раскрывать будущее, но и в том, чтобы от имени бога руководить действиями правителей и народов в тех исключительных случаях, когда человеческая мудрость оказывалась несостоятельной.
Такое активное участие в политике веками помогало дельфийцам сохранять независимость без больших расходов на армию.
Любые попытки подорвать авторитет Оракула пресекались самым безжалостным образом. Самая известная история на эту тему связана с баснописцем Эзопом.
Примерно в 600 годах до н. э. случилось Эзопу выступать в Дельфах. Народ его послушал, но денег не дал. Эзоп обиделся и выдал умозаключение, что его современники дельфийцы - дети рабов, которых прислали в дар Аполлону.
«Стало быть, и сами вы люди не свободные, а все равно как невольники: по рождению своему вы рабы всех эллинов, вместе взятых», - так сказал Эзоп и стал собираться прочь.
Такая порочащая слава дельфийцев никак не устраивала, и баснописца скинули со скалы.
В 394 году нашей эры обращения к Оракулу были запрещены, как несовместимая с христианством традиция.
Долгие века в Дельфийской долине ничего не было слышно ничего, кроме первобытного голоса природы.
Начавшиеся в XIX веке археологические раскопки следов Оракула не обнаружили. И в фильме «Мои большие греческие каникулы» его роль исполнил обработанный камень близ храма Аполлона.
Нам тоже удалось его найти и пообщаться за жизнь.
Славься, о сын Громовержца-царя и Лето пышнокудрой!
Ныне ж, тебя помянув, я к песне другой приступаю.
(Гомеровы гимны «К Аполлону Пифийскому», пер. Вересаева)