Ну тупыыые!.. В России с некой поры принято считать, что жители Соединенных Штатов не имеют никаких традиций, лишены духовности и способны думать только об успехе и личной выгоде. Американская культура, нам известная - это Голливуд и попса. Да, конечно, это все имеет место. Но я был рад расстаться с глупым стереотипом и обнаружить такие глубины, от которых просто трепет пробирает!
Вы можете представить, как у нас, на «Святой Руси», сотни человек съезжаются вместе, только чтобы целый день петь по нотам духовные стихи? Вот то-то же. А американцы и могут и делают.
Первые переселенцы, как известно, были фанатичными пуританами и не взяли в Новый Свет музыкальных инструментов - зловредного изобретения Каиновых сынов. И пока в Южной Америке пышно цвело барокко, на севере звучали лишь metrical psalms, кое-как исполненные приходской общиной. Со временем жизнь устроилась, Отцы-основатели подписали свои акты, а нескольких энтузиастов вдруг охватила забота: почему же с музыкой здесь такая дыра? Народный дух искал себе форму. Событием, что дало развитию певческой традиции сильнейший импульс, стало изобретение в конце XVIII века «фигурной ноты». Фа соль ля - фа соль ля ми. Четыре названия, четыре вида головок. Традиция сольфеджио по тетрахордам, идущая из седого средневековья, от самого Гвидо. Выглядит странно. Но практика показала, что любителям так гораздо проще выучить свою партию, и систему с радостью приняли в народных певческих школах.
Теперь собрание могло уверенно петь на несколько голосов. Однако музыка, которую писали первые американские композиторы - Уильям Биллингс, Сапплай Белчер, Анания Дэвисон, нет числа им - была совсем не похожа на сладостный классицизм, заразивший Европу. Воспитанный музыкант просто охренеет от такого числа «ошибок»! Параллельные квинты, пустые созвучия, дикое фугато, ядренейшие диссонансы где попало - Боже, что это? Да-с, провинция, что с них взять!
Но они знали, чего хотят. Амбициозные неучи, отвергавшие непонятные правила, создавали мощнейшую полифонию, громогласные боевые кличи для спасенного народа и - глубокие размышления о неизбежной смерти и бренности всего сущего. Безнадежно отстав от моды и прогресса, они опередили время. Да нет, какое время - они заглянули в грозную Вечность!
Симфонии Бетховена покажутся вам жалкими ляляками, когда четыреста южан без всякого образования, сев квадратом, откроют книжки, и, отсчитывая ритм рукой, начнут Morning trumpet, или Promised Land, или еще какой из бесконечного числа гимнов и антемов, наполняющих тамошние сборники. Самый известный из которых (сборников), конечно, «Sacred Harp».
Я предложу вашему вниманию «Идумею». Так называется мелодия (без всякой связи), слова написал сам Чарльз Уэсли. Я же постарался перевести, ибо никто другой пока не удосужился этого сделать.
And am I born to die?
To lay this body down?
And must my trembling spirit fly
Into a world unknown?
A land of deepest shade,
Unpierced by human thought,
The dreary regions of the dead,
Where all things are forgot?
Soon as from earth I go,
What will become of me?
Eternal happiness or woe
Must then my portion be;
Waked by the trumpet's sound,
I from my grave shall rise,
And see the Judge with glory crowned,
And see the flaming skies.
Не с тем ли я рожден,
Чтоб скоро умереть?
И дух мой бедный обречен
К неведомым лететь -
Туда, где меркнет свет,
Где равны день и год:
В краю усопших места нет
Для здешних всех забот.
Но прозвучит труба
И должно нам восстать.
Решится каждого судьба:
О страх! - чего мне ждать?
Я плоть приму свою,
Забыв о смертном сне,
Увидеть дабы Судию
И небеса в огне!..
Кто эту песню только не записывал. Она звучит в фильме
«Холодная гора». Дэвид Тибет выстроил на ней
целый альбом в жанре психофолк. Но сначала всем надо услышать настоящее исполнение. Правильное. Корневое.
Click to view
Тим Эриксен, которого обязан знать каждый любитель настоящей народной музыки
Click to view
Классическая аранжировка
Click to view
Марк Алмонд - мимо нот, зато с душой
Click to view