Попытаюсь ответить на комментарий собеседника, сделанный к предыдущему посту
о нафсе.
Размышлял над твоим постом. Вспомнил, что давно, года два назад, читал перевод сохбета какого-то шейха из линии приемственности аль-Араби. Так вот он сетовал на фундаменальную слабость и неразвитость нафса у западных учеников. Говорил, что перед тем как работать с нафсом этих учеников приходиться его усиливать.
И к похожему выводу пришел и я. Человек настолько оторван от жизненных корней, настолько не понимает себя, что сначала ему нужно, буквально с нуля, создать нафс. Нафс настолько не оформлен, настолько не зрел, что перед тем, как от него отказываться следует создать, что бы было от чего отказываться.
Я думаю, что если под термином нафс понимать жизненную, животную силу (или то, что иногда называют "животным магнетизмом") и способность ее генерировать, накапливать и наращивать, то в отношении этого аспекта представители разных рас и народов действительно отличаются друг от друга, иногда очень сильно. Все мы прекрасно знаем, что это так, и можем привести примеры, начиная с цыган. Однако я воздержусь от обсуждения данного вопроса на ЖЖ, поскольку не хочу быть обвиненной в расизме (в Канаде живу, политкорректность рулит!)
Некоторые суфии, например, Наджмуддин Кубра, были способны концентрировать и направлять очень большой заряд этой особой, хотя и низшей по природе, силы, так, что они могли оказывать гипнотическое воздействие не только на людей, но и на животных. Данная способность может быть врожденным даром (таким, как у Григория Распутина), она может также культивироваться при помощи особых практик (как это описывал на своем примере Гурджиев). Однако цель суфиев - совсем не это, и если подобные силы развиваются по мере выполнения других практик, то это скорее побочный эффект.
Согласно некоторым источникам Накшбанди, до Бахауддина Накшбанда практика латаиф была несколько иной: ученики начинали как раз с очищения и усиления низших латаиф - нафса и четырех стихий, составляющих физическое тело. Эти практики занимали много лет и требовали строгого аскетизма. Только потом продвинутые ученики переходили к активации пяти высших латаиф. Я не знаю деталей этих упражнений, но, возможно, они были схожи с
практиками даосской внутренней алхимии, которые тоже предусматривали долгие (до девяти лет) занятия по трансмутации как сексуальной энергии, так и других видов жизненной энергии тела, и развитию нижнего энергетического центра в районе пупка (как раз там, где дервиши располагают латифу нафсийа).
Бахауддин же посчитал возможным начинать практики сразу с очищения латифы сердца (калб) и других высших центров, минуя латифу нафса, чтобы затем, при помощи силы высших латаиф, очистить нафс "сверху вниз". Бахауддину, в связи с этим изменением, приписывается фраза: "Там, где другие заканчивают, мы начинаем". Мне неизвестно, почему Бахауддин Аль-Шах изменил древние алхимические практики - возможно, он сделал это, поскольку энергетический потенциал Земли в целом изменился, и новые энергии стали доступны человеческому роду - поэтому то, что было ранее невозможно, стало возможным. Я не знаю и могу только предполагать.
Источник иллюстрации То, что я знаю точно - так это то, что и поныне Накшбанди следуют
порядку активации латаиф, заданному Аль-Шахом. Мы по-прежнему начинаем с того, на чем заканчивают китайские алхимики.
Что же касается упражнений по общему укреплению жизненной силы и здоровья - они, конечно, тоже необходимы, они существуют, и у нас они есть, но я не могу о них писать, поскольку им обычно обучают напрямую. А отказываться от нафса не нужно - пусть он лучше служит нам, очищенный и преображенный :)
Всем прекрасной ночи четверга, и да пребудет с нами Сила!