О сохранении тайны Знания

May 26, 2015 21:11

Попытаюсь выстроить ряд мыслеформ, возникших в связи с замечаниями собеседников на тему тайного Знания, в некую структуру, которую, возможно, пришлась бы по душе вольным каменщикам, Мастерам-Строителям готических соборов. Ну, как бы то ни было…

ЛЕВЫЙ КОНТР-ФОРС

В средние века выдача тайн, считающихся сакральными, могла стоить человеку жизни. Известны исторические свидетельства, когда членов братства Строителей, передавших цеховые секреты непосвященному, предавали смерти. Мера пресечения выглядит неоправданно жестокой, однако если представить, сколько жизней может погубить строитель-недоучка, картина станет объемнее: реальными были случаи, когда уже почти построенные соборы обрушивались, приводя к многочисленным жертвам.

Как утверждают историки, строители ранних готических соборов не делали никаких расчетов - ни физики, ни сопромата тогда не существовало. Их творение было основано на трех вещах: знании геометрии Божественных пропорций, внутреннем наитии и опыте. Это сочетание работало почти мистическим образом: по свидетельствам современных инженеров, параметры - высота, давление веса камня - некоторых готических соборов находятся на грани допустимых по современным техническим стандартам, никогда, однако, не превышая их. Напряжение в камнях соборов в следствие взаимного давления было настолько сильным, что стены их, подобно натянутой струне, издавали вибрацию - порой слышимую. Превысь Строители невидимый предел - и струна порвалась бы.

(Возможно, наличие данной вибрации было одной из причин, почему в соборах запрещены были дисгармоничные звуки, как обсуждалось в одной из предыдущих тем о диссонансе в музыке).

Однако соборы стояли и будут стоять веками. Немецкие бомбардировщики во время второй мировой войны уничтожали целые европейские города подчистую - а готические храмы выжили, пострадав только незначительно.

Как Строители удерживали грань прочности, не зная физических формул?

Просто и одновременно сложно. Архитектура храмов воплощала (не символизировала, как считается, а именно воплощала) сакральные Законы - например, Закон Противоположностей и Закон Трех. Принцип противодействия сил, удерживающий в целости атомы, использовался для того, чтобы делать незыблемыми огромные каменные структуры.

Поясню на примере.

В доготической архитектуре высота стен храма ограничивалась возможностями земли выдержать вес камня, из которого он был сложен. Поэтому здания получались низкими и темными. Готические соборы, напротив, высокие и светлые, с большими окнами. Мастера-Строители достигали этого использованием простого принципа противодействия: благодаря стрельчатым аркам, стены давили не только на землю, но и друг на друга (представьте карточный домик из двух карт). Для усиления эффекта снаружи обе стены также симметрично поддерживали так называемые контр-форсы. (Представьте, что к карточному домику приставили еще по одной карте с каждой стороны). Поскольку давление с обеих сторон было одинаковым, силы двух противоположностей взаимно уравновешивались, обеспечивая устойчивость на века.

В месте, где соединялись две противодействующие силы, закладывался так называемый замкОвый камень. Его значение было очень важным - он являл собой (не просто символизировал) Третью силу. В готических соборах замкОвые камни часто имели круглую полость внутри, воплощая нулевую точку. (Данный момент следует отметить, поскольку далее мы вернемся к нему).

Изложенное выше - лишь один из примеров использования законов, самый простой, а их при возведении храмов было применено множество, методами намного более сложными. Архитектор был не только профессионалом, он был Видящим. Люди, не обладающие таким качеством, не допускались к несению ответственности за жизни людей.

Не охранять от профанации знание, применение которого настолько тонко и напрямую зависит от подключения к внутреннему озарению, было бы абсолютно безответственным.

*****

То же самое относилось к другим герметическим наукам - в частности, к алхимии. Процессы внешней алхимии, строго говоря, являются вмешательством в естественное течение природной эволюции и в некоторой степени нарушают земные законы. Минерал, сущность которого совершенствуется в течение миллионов лет для того, чтобы трансмутировать его из низших металлов в золото, подвергается насильственно ускоренному процессу восхождения в реторте алхимика.

Высшие силы допускали это нарушение, в ограниченном масштабе и для общих эволюционных целей - например, когда золото было необходимо для постройки храмов. (Считается, что алхимическое золото было одним из средств финансирования готических соборов, возведение которых стоило миллиарды долларов в современном эквиваленте. Отсутствие такой необходимости в настоящее время считается одной из причин, почему распространение алхимии сейчас тормозится высшими силами. Следует заметить, однако, что «тормозится» не означает «полностью прекращается»).

Для того, чтобы процесс трансмутации не вышел за пределы, когда он стал бы угрожать тонкому балансу сил на Земле, и чтобы это знание не попало в руки людей, преследующих корыстные интересы, Адепты внешней алхимии тщательно скрывали свое знание, и нередко скрывались (и скрываются) сами.

Что касается внутренней алхимии, то хотя она не является нарушением ни земных, ни Божественных законов, ее практики все же могут быть небезвредными для физического и душевного здоровья, если осуществляются без правильного руководства. Поэтому и этими знаниями невозможно овладеть из доступных источников, в которых некоторые сведения скрываются по причинам техники безопасности.

ПРАВЫЙ КОНТР-ФОРС

Несмотря на перечисленные причины скрывать сакральное Знание, часть сведений о вышеупомянутых священных науках все же всегда оставалась доступной. Нить Ариадны - милосердие Творца, неизменно даваемое тем, кто пытается найти путь в лабиринте. Тот, кому когда-то дали нить, не может просто смотать ее в клубок и унести - он в долгу за то, что получил.

Нить оставлялась различным образом: чаще всего при помощи символов или численно-знаковых (арифмосемиотических) систем. Использование символического языка было необходимо даже не столько из-за стремления скрыть знание от непосвященных, сколько НЕВОЗМОЖНОСТЬЮ передать его иным способом. Та часть сознания, которая способна понять данные ментальные структуры, не оперирует посредством слов. Как говорил Идрис Шах, некоторые вещи возможно передать человеку только через некое сочетание знаков, звуков и пантомимы. В письменных источниках как второй, так и третий метод исключены. Остаются знаки. «Оживить» знак, превратив его в движущийся образ - дело многолетнего труда искателя.

Несмотря на вышесказанное, передача знания при помощи описания тоже была нередкой - в тех случаях, когда этого требовала специфика предмета. Трудно поверить, что все трактаты по тайным наукам, например, писались с целью добиться славы (они практически никогда не подписывались подлинными именами), либо получить некую выгоду, либо ради мистификации. Хотя не исключено, что и такие тоже бывали. Но что побуждало, например, Адепта алхимии, получившего все, о чем только может мечтать смертный, тратить время и силы на изложение Знания современникам и потомкам?

Как об этом сказал алхимик Фулканелли в «Философских обителях»: «Посвящённые знают, что наша наука, несмотря на свою естественность и простоту, отнюдь не тривиальна, тем более не тривиальны термины, к которым мы прибегаем вслед за нашими учителями. На это следует обратить внимание, эти термины мы тщательно выбираем с целью указать верный путь, предупредить о возможных препятствиях, надеясь тем самым просветить самых прилежных и отвадить слепцов, людей алчных и недостойных». И далее: «Специально для вас, неведомые братья из таинственного солнечного града, мы вознамерились рассказать о различных последовательных стадиях очистки. Мы уверены, что вы оцените нашу попытку предупредить вас об этих рифах, подводных камнях герметического моря, о которые разбилось множество неопытных мореплавателей».

Просветить прилежных, указать верный путь, предупредить о препятствиях… Зачем? Ведь сам Адепт нашел то, что искал, и что составляло предел мечтаний поколений искателей - квинтэссенцию, философский камень - ему хорошо, можно почить в заслуженном покое от трудов всей жизни. Все так, но он видит в тех, кто придет после, своих братьев («неведомых братьев из солнечного града»), и чувствует свой долг перед ними. Он находчив в сокрытии того, что должно быть сокрыто, и в передаче того, что должно быть понято. И он осторожен, очень осторожен, ибо склоняет голову перед священным ужасом…

ЛЕВАЯ ЧАСТЬ СВОДА

Некоторые сакральные знания скрываются по той причине, что при нынешнем состоянии психики людей их применение могло бы привести к катастрофическим последствиям не только для цивилизации, но и самой Земли. Когда человечество проникло в основу материи - атом, научилось разлагать химические элементы на более простые и, наоборот, синтезировать сложные из простых путем термоядерных реакций, оно тут же стало использовать это знание для создания оружия, даже локальное применение которого имеет последствия для всего земного шара. И это при том, что манипуляции с атомами касаются только проявленных форм материи, не затрагивая самого источника ее существования!

Представляете, какими могли бы быть последствия, если бы какой-то человек, в результате изучения некоей абстрактной диаграммы, вышел бы на решение, способное изменять не только структуры проявленной материи (атом), но и проникать в самый ее источник, первичную субстанцию? (В разное время эту субстанцию называли эфиром, оргоном и так далее, а Георгий Гурджиев в «Вельзевуле» называл ее «эфирокрилно»).
Последствия такого открытия можно было бы сравнить с тем, что кто-то нашел бы способ сдвинуть с места замковый камень из свода готического собора, мгновенно изменив баланс сил и обрушивая один за другим своды собора, как карточные домики. Даже локальные следствия манипуляции с первичной субстанцией могли бы быть таковы, что само существование материи и всего земного плана было бы поставлено под вопрос.

Считается, что в какой-то момент своих исследований Никола Тесла вышел на доступ к энергии, высвобождающейся при смещении баланса двух противодействующих сил, нулевой точки. (Данный случай не относится к опытам Теслы с космическими лучами, которые скорее были использованием силы того, что Гурджиев называл «вездесущий активный элемент Окиданох»). По-видимому, устрашившись возможных последствий этого знания для человечества, Тесла впоследствии уничтожил все записи - нормальный человек, вплотную приблизившийся к пониманию возможных последствий того, к чему он подошел, не может не испытывать ужаса. Все же последующие исследования по данному направлению по тем или иным причинам прекращались, и будут прекращаться.
И слава Богу.

ПРАВАЯ ЧАСТЬ СВОДА

Несмотря на опасность, которую может представлять применение знания, одна из целей овладения им человечества - практическое приложение, улучшение жизни во всех аспектах.

Знание должно быть не просто познано, оно должно быть прожито. Человек познает для того, чтобы изменить жизнь. И наоборот, проживая, он познает. Накопление знания - достойный труд, однако ценность накопленного проявляется во вложении. В противном случае искатель подобен евнуху в гареме, знающему наперечет всех красавиц и способному часами обсуждать их особые качества, но, увы, не имеющему возможности насладиться ни одной из них.

То же самое касается передачи знания. Вы можете втолковывать человеку законы вселенной годами, и ничего не достичь. С другой стороны, вы можете построить храм, в котором сочетание геометрических форм, звука, цвета и ритуала вызовет в нем интенсивный опыт - переживание этих законов посредством "нецеребрального" восприятия. Это произойдет потому, что внешняя структура войдет в резонанс с внутренним аналогом ее в человеке, напрямую активизируя этот спящий код.

Если вы не можете возвести храм, вы можете разбить сад, в котором деревья и травы будут лечить. Вы можете построить дом, стены которого будут излучать силу. Вы можете написать песню или поэму, которые остановят чей-то мир на несколько минут. Вы можете выткать ковер, чей узор ребенок будет рассматривать, засыпая, и этот узор изменит его жизнь. Вы можете сварить кофе или суп, в котором три силы и пять стихий будут в идеальном равновесии. Наконец, вы можете просто быть рядом с человеком в состоянии Присутствия, и его проблемы разрешатся. Вы можете…

Вы можете? Да, если вы способны прожить то, что вы познали.

ЗАМКОВЫЙ КАМЕНЬ

Цель познания - возвращение домой. Чтобы вернуться домой, человек ищет дорожные указатели, карты и схемы. Когда человек познал Единство, все эти инструменты, приведшие его к дому, становятся не нужными.
Что бы ни познавал человек, он всегда познает свое истинное Я.



Боэтиус Болсверт. Гравюра "Pia Decideria", 1624

тайное знание

Previous post Next post
Up