и еще раз про Новруз

Apr 27, 2009 18:06

Попалась на глаза вот такая заметка в дебрях ИКОИРГО:

Что должен сделать каждый дербентский мусульманин (шиит), чтобы счастливо провести весь новый год

Дербентские шииты, кроме лунного года, общаго всем мусульманам, ведут также времясчисление и по солнечному году, который всегда начинается 9-го марта, по нашему счету. День этотъ называется Ноуруз и считается праздником. Желающий, как мужчина, так и женщина, провести наступавший год счастливо и благополучно должен в последнюю среду (Ахир Чершенбе) истекающаго года выполнит в определенном порядке, следующее:

1) Рано утроить зажечь у себя в комнате пучки сушенаго юзерлика, и когда от него подымется густой дым, то перескочить чрез них три раза, каждый раз произнося: «С помощью Бога, милующего на этом свете верующих и неверующих, а на том свете, только верующих (в единство Бога и пророка Магомета)». Юзерлик - полынь (Artemisianobilis), до поверью Дербентцев, дьм его очищает и предохраняет от дурного глаза.

2) Очертить на крыше своего дома круг, означающей печать царя Соломона, при этомъ произнести: «С помощью Бога, милующего на этом свете верующих и неверующих, а на том свете, только верующих». По поверью мусульман, царь Соломон, или мудрец, как они его называют, мог понимать язык зверей, птиц и насвкомых, а также повелевать стихиями, только в то время, когда у него на пальце был надет особый перстень с печатью, дававший ему эти способности.

3) Принести домой из родника кувшин воды.

4) Идти в баню, где облиться водою сорок раз из особого таза с сорока ключами. Такой таз называется батил-наше (уничтожающий заговоры): в верхнюю окраину его вделано сорок железных ключей, а дно и станки покрыты надписями из Корана. В Дербенте таких тазов всего три или четыре.

5) Выйти за городские ворота и перескочить чрез канаву нечистой воды.

6) Обрызгать голову водою из кожевни.

7) Прийдя на мельницу, взять селиджик (веничек, которым очищаются жернова) и прикоснуться им семь раз к голове.

8) Облить голову семью горстями воды из семи родников.

9) На берегу моря облить голову семью горстями воды из семи волн.

10) По каменной лестнице, имеющей сорок ступеней, подниматься и спускаться от одного до сорока раз (по мере воз¬можности). Эта лестница находится при южной городской стене, около казарм линейного батальона.

11) Прийти на пир-Дюльдюль-Али, где сделать тютье и незр. По поверью Дербентцев, зять пророка Магомета, Али, посетил Дербент. Во время его объезда окрестностей на камнях, находящихся в полуверсте от южной стены, остались следы копыт его коня, называвшегося Дюльдюль. Место это считается святым - «пир». Оно огорожено камнями и на нем постоянно находится нисколько люлек, высеченных из камня; в них кладут больных детей с надеждою на выздоровление при помощи Али. Самые слъды Дюдьдюля, ни что иное, как несколько обыкновенных углублений в камне, не имеющихъ даже сходства со следом лошади. Посещающие святыя места должны делать «тютье», особый обряд, который заключается в том, что посетитель берет концом указательного пальца правой руки, предварительно намочив его слюною, пыль и прикладывает ее на лоб, грудь и сердце. Незр - обет сделать какое-либо приношение, пожертвование и вообще, какое бы то ни было действие. Незр в настоящем случае делается мысленно и обыкновенно в такой форме: «Исполни мое желание; когда оно исполнится, - сделаю тебе приношение».

12) От пир-Дюльдюль-Али идти к Нарындж-кале (цитадель), где пройти под старым, кривым деревом красного тута, находящимся недалеко от крепости.

13) Соскочить с верху пещеры «сорока девиц» и сделать незр. Пещера эта, или вернее, небольшой грот, находится близ северной стены. По преданию, в нее скрылись сорок дъвиц от преследования сорока юношей.

14) На Кирхляре гробнице сестры Эльдар-уцмия обрезать ногти, умыть руки и лицо и разбить кувшин, подумав при этом «Разбиваю свое горе». Кирхляр т.е. сорок, самое древнее мусульманское кладбище, находится на северной стороне города. По преданию, здесь похоронены арабский полководец Салман-бен-Рабия-эль-Багили и сорок человек его сподвижников, погибшие в последней день упорной бытвы с Хазарами, в правление халифа Османа. Здесь же похоронена Туту-Бике, жена Фет-Ади-хана Кубинского и Дербентского, мужеством своим сохранившая Дербент от нападения брата своего Эльдар-уцмия, после знаменитаго сражения на Кевдушанском поле, недалеко от Худата, где муж ее былъ разбит на голову. Туту-Бике умерла в 1788 году, над могилой ея выстроено весьма красивое восьмиугольное здаше с куполом. Недалеко отъ него находится пир неизвестного святого и небольшое здание, где иногда ночуют чтецы Корана по покойникам.

15) На Пир-Кирхляре сделать «тютье», обвязать небольшой камень ниткой, сделать при этомъ «незръ» и дать что нибудь Мюджавиру (надзирателю пира).

16) Пройти от одного до семи разъ в ворота, уцелевшие от какой-то древней постройки на Кирхляре.

17) Прибить к Деры-Киамет (дверь преставления мира) деревянный гвоздь и сделать незр, Деры- Киамет находится в северной стене, против городского сада.

18) Прийдя в главную мечеть сделать тютье и обойти сорок столбов ее.

19) На пире-Кашли сделать тютье. Пир-Кашли открыт недавно, он находится вблизи южной стены, недалеко от базарных ворот; здесь похоронен какой-то святой, признанный таковым, потому что над могилой его видели несколько раз огоньки. Этому пиру приписывают свойство особенно помогать страдающим постоянным кашлем.

20) Идти около городской стены, обойти Нариндж-Кале и остановиться на могиле Исфендиара (признаваемаго за святого). Женщина, желающая иметь детей, должна здесь сделать следующее: разуться и связать ниткой оба большие пальца ног, произнести про себя о своем желании и попросить первого подошедшего к ней разрезать нитку ножницами, при чем должна сказать: «Если рожу сына, то женю его на твоей дочери, а если дочь, то выдам ее за твоего сына».

21) Молодые женщины и девицы на площадке, недалеко от могилы Исфендиара, должны играть в аг-терек. Игра эта состоит в следующем: играющие становятся в одну линию, оротив вих помещаются две девицы, взявшись крепко за руки кричатъ на распев: «Аг-терек, аг-терек» т. е. «Белое дерево, белое дерево», а им отвечают: «Ади гюзель, Юзи гюзель, Ким герек?» т. е. «Красивое имя, сама красивая, кого нужно?» Стоящие впереди девицы называют которую-либо девицу или женщину, по имени: «Такую-то ханум герек». Названная должна выбежать как можно скорее и пробежать между обеими девицами, разъединив их руки. Неудача в этом служит дурным признаком. По окончанию игры все идут по домам обедать.

А.К.
1872

Интересно что от этого всего осталось.
В более ранних упоминаниях о кладбище сорока (Кырклар, Кирхляр) добавлялся протест некоторых местных жителей по поводу такого поклонения.

ИКОИРГО - Известия Кавказского отдела Императорского Русского Географического Общества

Дагестан, новый год

Previous post Next post
Up