Большие теплоходы на малых реках

May 17, 2023 18:06

Весной невозможное становится возможным. Весной можно снарядить целый караван больших судов на реки, по которым в другое время еле пройдут и маленькие. Итак, в субботний апрельский полдень три наших теплохода отправились в необычные круизы.




29 апреля 2023 г. Нижний Новгород

Традиционно мы начинаем навигацию в Нижнем Новгороде. Наши суда зимуют на судоремонтном заводе в поселке Память Парижской коммуны, а это как раз недалеко от Нижнего.

«Экспедиционная троица», состоявшая из одного четырехпалубного и двух трехпалубных теплоходов, вышла из затона рано утром, и к 9 утра уже подходила к нижегородскому причалу. Как раз к тому моменту, когда новинка нашей компании, красавец-теплоход «Огни большого города», отправился в первый круиз до Москвы.









Здесь и далее автор фотографий, сделанных с дрона - Дмитрий Кистэнь

Первым на место «Огней» подошел «Александр Бенуа». Зимой теплоход принял капитан Вадим Владиславович Васиев, работающий в нашей компании с 2017 года. Молодому капитану предстоял сложный первый рейс: с заходом на реку Белую до Уфы, затем на Вятку, а затем и на Оку до Мурома, куда вообще никогда не ходили пассажирские теплоходы подобных размеров.



Вслед за «Бенуа» к причалу подошел «Маленький принц» под командованием Дениса Андреевича Дюпина. Этому теплоходу предстоял круиз до Уфы, при том что до этого ни один четырехпалубный теплоход ни разу не заходил на реку Белую.



Замыкал тройку «Н.А. Некрасов», капитаном на котором Дмитрий Геннадиевич Меньшиков. Этому теплоходу предстояло идти в паре с «Бенуа» по тому же нетривиальному маршруту по Волге, Каме, Белой, Вятке и Оке.

А до Уфы вся тройка должна была идти вместе.



Более крупный «Маленький принц» был поставлен в центр счала не случайно: перед отправлением на его солнечной палубе состоялся концерт для участвников круизов со всех трех теплоходов.



На следующем фото - руководство нашей экспедиции: руководитель службы движения флота «Созвездия» Любовь Черенкова, капитан «Маленького принца» Денис Дюпин, директор круиза «Маленького принца» Павел Ходырев, капитан «Н.А. Некрасова» Дмитрий Меньшиков, автор этих строк, директор круиза «Н.А. Некрасова» Анна Чернявская, капитан «Александра Бенуа» Вадим Васиев, директор круиза «Александра Бенуа» Наталья Семяннова. Все, кроме Анны Чернявской, с огромным опытом работы в нашей компании. Все - прекрасные профессионалы, каким только и можно доверить такой рейс.



Путь до Уфы я со своими коллегами проделал на «Маленьком принце», а потом пересел на «Некрасова».

12.00. Теплоходы отправляются из Нижнего Новгорода. Денис Андреевич Дюпин командует маневрами в рубке «Маленького принца».



На крыше теплохода, куда редко кто поднимается, удобное место для запуска дрона. Съемки с дрона в этом уникальном рейсе делал Дмитрий Кистэнь, флотский человек, способный виртуозно посадить дрон на палубу, невзирая ни на ветер, ни на движение судна. В этом рассказе я использую некоторые его фотографии.





30 апреля 2023 г. Казань

Особенность начала навигации - дебаркадеры еще не развезены по своим местам, и занимают пассажирский причал в казанском порту. Поэтому сразу девяти теплоходам пришлось размещаться на двух оставшихся причалах. Такого здесь не видели даже бывалые речники.









На верхнем счале в этот день стояли (от причала, справа налево) трехпалубные «Алексей Толстой», «Валерий Чкалов”, «Н.А. Некрасов» и «Александр Бенуа». А на нижнем (тоже справа налево) - четырехпалубные «Кронштадт», «Тихий Дон», «Мстислав Ростропович», «Александр Радищев» и «Маленький принц». Длинный «Ростропович» хотя и нарушал единообразный строй теплоходов 301 проекта, но и, стоя в центре счала, придавал ему симметирию. Вообще в эту навигацию волжские порты будут испытывать небывалую нагрузку: в работу введен почти весь существующий круизный флот, при этом еще и увеличилась доля круизов по Волге.





В Казани на борт «Маленького принца» прибыл лоцман Вячеслав Юлианович Татаров для помощи в проводке судна по Белой. С Вячеславом Юлиановичем мы были знакомы давно, с того времени, как он работал капитаном пассажирского теплохода «Габдулла Тукай». На двух других наших судах судоводителям тоже помогали бельские лоцманы.



Вечером всей тройкой теплоходов повернули с Волги на Каму. Среди широкого разлива Куйбышевского водохранилища место слияние рек угадывается с трудом, но суда идут старыми руслами, так что поворот получается резкий и сразу на девяносто градусов. На фотографии, сделанной с еще не повернувшего «Принца», виден уже повернувший на Каму «Бенуа».

Кстати, «Маленький принц» до этого ни разу не бывал на Каме.





1 мая 2023 г. Елабуга

Рано утром пришли в Елабугу. Разместились тремя корпусами. Мы с коллегами проехались по городу вместе с энергичной Танзилей Агишиной, заместителем директора елабужского музея-заповедника. Посетили новый выставочный зал, музей Дуровой после реэкспозиции. Заглянули на свежесвареное пиво в «АлександровЪ», как же без этого.

Вообще в Елабуге можно смело провести три дня, чтобы не торопясь осмотреть город и его музеи.

















Вечером, уже в темноте, весь наш караван повернул на Белую. Начался первый экзотический участок экспедиции. У «Некрасова» и «Бенуа» их будет три - еще заходы на Вятку и Оку. У «Принца» круиз по Белой - единственная экзотическая часть. Зато какая! До нынешнего года суда таких габаритов никогда не заходили на эту реку.

За сутки до нас в Белую зашел водоходовский «Мустай Карим», осадка которого, как и у «Принца», три метра. Немыслимо для Белой! С «Каримом» в Белую зашел «Александр Пушкин» с осадкой 220 сантиметров, ему проще. «Некрасову» и «Бенуа» несколько сложнее, у них осадка 260 сантиметров.

А вообще круизные суда всех перечисленных габаритов и не думали заходить на Белую до 2021 года, когда трехпалубный теплоход «Русь Великая» неожиданно для всех совершил такой круиз в период весеннего половодья. Сам удивляюсь: мы что-то сделали не первыми. Ведь обычно именно мы открываем для круизов новые реки и (да простят меня поклонники других компаний) задаем тон во многих других вопросах. Но в прошлом году наверстали: пошли на Белую сразу тремя судами. Как раз во время того рейса мы подумали, что если уровень воды в короткий период половодья будет таким же, как и в 2022-м, то можно попробовать провести на Белую четырехпалубник.

С уровнем воды просчитались: он оказался на метр ниже, чем в прошлом году. Единственным спасением было то, что приход пяти наших больших судов в Уфу в республике ожидали как большое событие, и пока наши 3-метровые красавцы не вышли с Белой, для них держали уровень воды, срабатывая Павловское водохранилище.

2 мая 2023 г. Река Белая







Вот и свершилось: классический четырехпалубник идет по Белой. Палубы «Принца» с утра были почти пусты, а мне так хотелось понять, разделяет ли мою радость от четырехпалубника на Белой хоть один человек на борту. Коллеги не в счет.







Четырехпалубному теплоходу на Белой трудно даже в половодье, и даже когда ему помогают с водой. Воды под корпусом мало, судно проседает и «не идет». Коллеги по каравану «Некрасов» и «Бенуа» ушли далеко вперед еще ночью.

Это несколько спутало наши планы по швартовке в Бирске. Причал в Бирске в этом году так и не поставили, и принимали нас к элеватору. Выход на элеватор ожидался на уровне третьей палубы. Поскольку «калитка» на третьей палубе была только у «Принца», мы решили поставить его к элеватору первым корпусом. Но у нас возникло опасение, что под кормой большого теплохода у берега могут оказаться препятствия, ведь траление было проведено только у самого элеватора. Поэтому решили перед подходом в Бирску спустить с «Принца» мотобот, самостоятельно сделать промеры глубин, и лишь затем швартоваться.

Однако в реальности «Принц» не мог идти по Белой с заданной скоростью. Ему было узко и мелко. Он тащил за собой воду и не разгонялся. Те же проблемы были и у огромного «Карима». Идти можно, но особо не разгонишься.



В общем, к Бирску мы подошли позже всех, когда было уже не до промеров: успеть бы с экскурсией до темноты. «Бенуа» и «Некрасов» для безопасности встали первыми, и людей пришлось высаживать на промежуточный ярус элеватора. Оттуда они уже поднимались на верхний ярус по узкому крутому трапу. Им даже помогали местные волонтеры, но все равно это заняло уйму времени.











То, что для нас сделали в уютном Бирске, достойно всяческой благодарности. Во-первых, приняли сразу три наших теплохода, а это почти полтысячи гостей. Огромное количество для такого города! Где взять столько экскурсиоводов, транспорт? Но все смогли организовать достойно.

А второе - приняли теплоходы к элеватору, совершенно кстати бесплатно. За это отдельное человеческое спасибо. Раз в городе нет причала, а откуда ему взяться при такой короткой навигации, то пошли на такой шаг. И мы бесконечно это ценим.

Но все же, наверное, опыт подхода к элеватору получился не совсем удачный. То есть для судоводителей-то подойти к нему проблем не составило, а вот гостям было неудобно. Городу нужен пассажирский причал. Хотя бы временная баржа, прибуксировываемая к бирскому берегу на период пика круизных рейсов по Белой.



Ниже элеватора наведен понтонный мост, разводящийся при проходе судов. Горожане махали нашим уходящим теплоходам с моста. Мы в ответ гудели. Приятно!







В Бирске на борт «Маленкого принца» приехала великолепная модель теплохода «Огни большого города». Ее привез автор модели Евгений Колкунов, ему помог Григорий Аристов . Три предыдущих модели наших теплоходов «Лебединое озеро», «Маленький принц» и «Н.А. Некрасов», можно увидеть на Северном речном вокзале в Москве. Еще одна модель, теплохода «Василий Чапаев», находится на борту «Лебединого озера». А у меня в кабинете установлена прекрасная модель «Лунной сонаты». Все эти шедевры создал Евгений.



После отправления из Бирска Евгений провел презентацию модели, интересно рассказав собравшимся, как она создавалась. А создавалась она целых полгода. Кропотливый труд настоящего энтузиаста и Мастера.



Теперь модель «Огней» поедет на «Маленьком принце» до Москвы.

3 мая 2023 г. Река Белая, Уфа

Прибытие в Уфу - волнующий момент. Во-первых, отсюда когда-то отправился наш первый теплоход. Во-вторых, в этот день в Уфе был поставлен исторический рекорд - в город прибыли сразу пять круизных теплоходов. Причем больших.



Мы присоединились к стоящим здесь со вчерашнего дня «Водоходам».

Планировалось, что теплоходы «Водохода» займут нижний причал, удобный для проведения официальной церемонии по случаю прибытия в Башкирию теплохода «Мустай Карим», названного в честь известного башкирского поэта. Теплоходы же «Созвездия» встанут у верхнего причала.

Но в последний момент капитан «Маленького принца» из соображений безопасности решил встать на нижний причал: на верхнем корма «Принца» оказалась бы слишком близко к носу «Пушкина».





Уфа хорошеет с каждым годом. Здесь спокойно и красиво, и, конечно, стоит побывать.









Во второй половине дня на борту «Маленького принца» встретились со старыми уфимскими друзьями и коллегами. Особое место среди них занимают Ольга Михайловна Сущенко и Рафаэль Радикович Назаров. Я называю их нашими крестными родителями. В далеком 2004 году, когда мы начинали свою деятельность, никто не хотел связываться с неизвестными ребятами без малейшего опыта работы на реке. И лишь начальник пассажирской службы Бельского речного пароходства Олга Михайловна поверила в нас. Аренда теплохода «Василий Чапаев» стала нашей путевкой в жизнь. А Рафаэль Радикович тогда был капитаном «Чапаева». Мы работали вместе до того времени, пока «Чапаев» не перешел к нам в собственность, а добрые отношения поддерживаем по сей день.



Отправление всех пяти теплоходов изначально было назначено на 18.00. Потом по просьбе нашего экскурсионного отдела мы перенесли отправление на час. По правде, одновременно всем отправиться из Уфы все равно не получилось бы. После отхода каждый теплоход поднимается по Белой, делает оборот на достаточном удалении от причалов, и затем уже направлется вниз. Расхождение на участке выше причалов затруднено, поэтому пока один теплоход не выполнит все эти маневры и не пройдет мимо причалов под мост, другие теплоходы движения не начинают. Занимает такой маневр в лучшем случае 15 минут. Значит, если первый теплоход отправился в 18.00, то пятый сможет отойти от причала не раньшн 19-ти.

Маневры получились такими: «Маленький принц» перешел от борта «Пушкина» на верхний причал к борту «Бенуа». После этого «Александр Пушкин» и «Мустай Карим» по очереди отправились в рейсы. Затем, на оставшиеся до отправления полчаса, «Маленький принц» вернулся к нижнему причалу и встал там первым бортом.



Зачем был нужен последний маневр? Исключительно для того, чтобы дать возможность пришедним проводить теплоходы горожанам полюбоваться красивым бело-синим «Принцем». А если им будет приятно, то и нам будет приятно. Не все в этом мире делается из практических соображений.



На вторую часть рейса наша часть «экспедиционной команды» пересела на «Некрасова». В отличие от «Маленького принца», «Некрасову» и «Бенуа» предстояло зайти еще на нестандартные для таких судов Вятку и Оку.



19.00 «Александр Бенуа» отправился в рейс.





За ним пошли и мы. Каждый уходящий из Уфы теплоход прощался с ней протяжным гудком. Нарушение, конечно, но не невесть какое, да и кто будет обращать на него внимание в такой эмоциональный момент. Однако «Некрасов» приследовал мимо причалов без гудка. Удивленный, я заглянул в рубку, где увидел раздосадованного капитана Дмитрия Геннадиевича Меньшикова. Оказалось, именно в этот момент отказал звуковой сигнал. Уже через несколько минут механики все наладили, но случай был упущен. Жаль, конечно.



«Маленький принц» ушел из Уфы последним. Больше в этом рейсе мы его не видели: он сразу от нас отстал. Как я говорил, большому теплоходу на мелкой Белой трудно держать ход.



Ночью обогнали «Карима». Капитаны «Некрасова» и «Карима» когда-то не просто вместе работали, но и стояли одну вахту. Поэтому в эфире перед обгоном было особенно душевно.



4 мая 2023 г. Реки Белая и Кама

Ходовой день, большей частью на Белой. Идем за «Бенуа». Вода пока не падает, но готовится к этому. Вниз по извилистой Белой идти сложнее чем вверх: быстрое течение несет теплоход через крутые повороты, и нет ни возможности убавить ход, ни времени обдумать маневр.



Ближе к полудню разошлись с «Водоходовским» «Константином Фединым», еще только идущим в Уфу. Между нашими рейсами было всего два дня разницы, но коллеги из «Водохода» переживали за «Федина»: если вода начнет уходить, то теплоход может и застрять на Белой. Мы и про своего «Принца» шутили: если обмеление застанет нас во время стоянки, станем гостиницей, а если во время оборота, то наплавным мостом.



Забегая вперед скажу, что «Федин» благополучно дошел до Уфы, а вот двухдневную стоянку в Уфе ему сократили до одного дня: вода начала падать, и из Белой надо было быстрее выходить.



До устья Камы мы добежали быстрее, чем рассчитывали, а у нас и без этого был заложен запас в расписание. То же самое произошло и с «водоходовским» «Пушкиным». Поэтому если при подготовке рейса диспетчерские службы «Водохода» и «Созвездия» скурпулезно согласовали между собой очередность захода судов в Нижнекамский шлюз, то теперь получились, что торопиться в шлюз никому не надо. Нас на Вятке ждали только наутро, «Пушкина» наутро ждали в Елабуге, а шлюз получался уже вечером. В конце концов решили, что «Некрасов» и «Бенуа» пойдут в шлюз первыми, так что к устью Белой мы обогнали убавившего ход «Пушкина».



Выходили из Белой красиво, а Дмитрий Кистэнь еще и сделал серию снимков этого события с дрона. Войдя в Каму, оба теплохода поравнялись и долго обменивались гудками, благодаря друг друга за совместный поход и прощаясь с Белой.











5 мая 2023 г. Река Вятка

С Вяткой у меня особые отношения. Мы были первыми, кто организовал круизы по этой непростой реке, и единственными, кто ходил по ней до самого Кирова, а это 700 километров от устья! Ходил туда двухпалубный теплоход «Василий Чапаев», раз в год, в начале мая, в половодье.
Мы посещали Мамадыш, Вятские поляны, Уржум, Советск, Котельнич и Киров. Это была целая экспедиция. Для сопровождения мы брали путейский катер. Места похода к берегу по нашему заказу предварительно протраливали.

При этом у нас ни разу не случилось не только сокращений маршрута, но даже отклонений от расписания! Если не считать случая, когда круиз на Вятку вообще пришлось отменить: в 2012 году завод не успел завершить ремонт теплохода в срок.

В этом году программа по Вятке у нас небольшая: стоянка в Мамадыше и круиз до 47-го километра от устья.

Как обычно, у входа в Вятку ранним утром нас встретил путейский катер. Обычно местные путейские теплоходы сопровождают нас на всем протяжении рейса по Вятке. Смысл такого сопровождения в основном в том, что капитан «путейца» выполняет в таких рейсах роль нашего лоцмана. Ну а катер никогда не помешает для подстраховки.

С утра уже стояли двумя бортами у грузового причала ниже Мамадыша. Как и в случае с Бирском, могу сказать, что мы ценим усилия принимающей стороны в Мамадыше, в том числе и предоставление этого причала. Но вот если в Мамадыше построят причал прямо в центре города, будет вообще здорово.

Мамадыш - приятный город. Он находится всего в 11 километрах от устья Вятки, и по крайней мере до конца июня теплоходы, следующие по Каме, могли бы заворачивать на Вятку до Мамадыша. Но нужен причал.





После возвращения путешественников с экскурсии «Некрасов» и «Бенуа» отправились вверх по Вятке. Это называется «сценическое плавание», цель которого - не достижение какого-то места, а просто любование берегами.







В период половодья Вятка кажется широкой, но впечатление обманчиво: судовой ход здесь весьма узкий. А поскольку обстановка на Вятке обычно выставляется с большими интервалами, без знающего лоцмана тут не пройти. Даже место оборота наших судов было выбрано не случайно: судовой ход в том месте слегка расширяется. Ориентир - устье небольшой речки.



Оборот крутили с трудом: мешал сильный боковой ветер. «Некрасов», развернувшись, остановился, чтобы подождать, когда сделает оборот его близнец «Бенуа». Мало ли надо будет чем-то помочь. У «Бенуа» развернуться получилось со второго раза: в первый раз судно встало поперек реки, и сильный ветер не давал капитану его «докрутить». Капитан «Некрасова» Дмитрий Геннадьевич, наблюдая за маневром «Бенуа» с мостика, переживал за своего коллегу Вадима Владиславовича, наверное, больше, чем тот сам.

Со второго раза справились и пошли вниз, на выход из Вятки.











У меня же в этот день было ощущение завершения одного из жизненных циклов и благодарности этой реке. В следующем году мы не пойдем на Вятку. Не потому, что там что-то не так, а потому что завершился определенный жизненный цикл. Не все в мире объясняется рационально.

А потом, может быть, вернемся, вдохновленные новыми идеями.





6 мая 2023 г. Свияжск

Утром мы уже на Волге, а точнее даже на Свияге. У нас стоянка в Свияжске.



То, что нас ждало в Свияжске, речники называют «свадьбой»: сразу много теплоходов у одного причала. Пока к отходу готовился «Иван «Бунин», «Некрасов» вместе с «Бенуа» и идущей в Уфу «Русью Великой» компании «Русич» в ожидании его отхода «плавали» неподалеку.

Заметил, что далекие от флота люди панически боятся употребить по отношению к плаванию любое другое слово, кроме «ходить». Порой получаются совершенно комические построения вроде «в прошлом году я ходил в каюте 343». У меня в голове сразу возникает картинка, что человек ходил в этой каюте в туалет, других вариантов в русском языке просто не предусмотрено! Причем на флотском языке тоже получается неграмотно. Ведь человек, работаюший на реке, тонко чувствует, когда уместно употребить слово «ходить», а когда - «бежать» или «плавать».

В общем, мы поплавали, дождались отхода «Бунина», и встали к причалу тремя бортами. А позднее подошел и четвертый теплоход - наш «Лебединое озеро».

Мы замечательно пообщались с капитаном «Руси Великой» Иваном Владимировичем Носковым. Кстати, родным братом директора круиза нашего теплохода «Огни большого города» Марии Жигачевой. Интересный человек, увлеченный энтузиаст, он даже бывал в наших круизах в качестве туриста. «Русь Великая», командование которым Иван Владимирович принял в этом году, - уникальный теплоход, способный ходить не только по рекам, но и по морям. Основной маршрут теплохода - на Соловецкие острова, иногда и с посещением Архангельска. Такое не под силу другим речным судам.















7 мая 2023 г. Макарьево, Нижний Новгород

В Макарьево, к Макарьевскому Желтоводскому монастырю, мы заходим нечасто, обычно проходя это место ночью. Этот круиз - приятное исключение.







К 16.30 подошли к Нижнему Новгороду. В этом круизе Нижний Новгород - не только начальный и конечный пункт, но и промежуточный, перез заходом в Оку. Причем, учитывая, что путешественники приехали из разных городов, здесь проводится полноценная экскурсия.




А я поднялся на главную нижегородскую улицу, Покровку. Бродил там в каком-то светлом настроении. Думал о наших речных жизнях.



В Нижнем Новгороде красивые закаты, не зря его называют столицей закатов. Особенно если смотреть с Нижневолжской набережной на Стрелку, то есть как раз так, как смотрят на закаты пассажиры круизных судов.

Недавно у меня возникла идея делать отправления из Нижнего Новгорода точно в минуту заката. Например, 15 мая - в 20.11, а 15 сентября - в 18.26. Но вспомнили с коллегами, что диспетчерская служба в Нижнем Новгороде как раз накануне просила нас по возможности планировать уходы из Нижнего в ровные часы, без минут. То есть, например, не 19.30, а 19.00. А тут мы со своим 18.26. А как оно будет с маневрами? «Михаил Фрунзе», у вас отправление в 19.00, вам в 18.53 надо выпустить «Бенуа» - «А «Бенуа» не сможет задержаться на несколько минут?» - «Не сможет, у него закат». Конечно, коллеги-речники привыкли к некоторой нашей экстравагантности, но полагаю что не настолько.



В 21.00 теплоходы «Н.А. Некрасов» и «Александр Бенуа» пошли под Канавинский мост, в Оку. Еще один волнующий момент!







Ока, как и Белая, всегда считалась царством мелкосидящих двухпалубных теплоходов. В прошлом году, весной, мы нарушили эту монополию, сделав рейс сразу на трех трехпалубных судах до Павлово. Эксперимент удался, и мы решили, что в этом году пойдем еще дальше, в Муром. И вот мы снова на Оке.

Здесь нам помогают опытные лоцманы, мастера своего дела: Виктор Евстафьевич Ромашов - на «Н.А. Некрасове», Валерий Николаевич Шалашугин - на «Александре Бенуа». Мы сотрудничаем с ними уже много лет.

8 мая 2023 г. Река Ока, Муром

На всякий случай мы везде заложили запасы времени, поэтому до Мурома шли малым ходом. Неспешное движение как раз подходит для красавциы Оки. В 6 утра прошли Павлово, и как раз в это время на палубах «Некрасова» стали появляться люди. Классические трехпалубные суда шли по этим местам впервые.









В Муроме планировали вставать вторым и третьим бортом к двухпалубному «Башкортостану». Во всяком случае, такую расстановку нам предварительно согласовали в Муроме. Но потом оказалось, что стоянка «Башкортостана» будет короче запланированной, и он отправится в рейс как раз перед нашим приходом, в 14.00. А я уже настроился зайти в гости к капитану «Башкортостана» Уралу Фауатовичу Ямалетлинову, который несколько навигаций командовал нашим «Чапаевым».

Накануне нашего подхода Урал Фауатович предупредил капитана «Некрасова» Дмитрия Геннадиевича, что у него под кормой, ниже причала, кусты. Для «Некрасова» с большими, чем у «Башкортостана», габаритами и осадкой, это могло стать помехой. Поэтому нам, конечно, было бы лучше подойти не первым корпусом, а к «Башкортостану». Но пришлось действовать по обстановке.





Капитан предельно аккуратно подвел свой теплоход к причалу и ошвартовался. Кусты не пострадали, но, маневры получились непростыми. Хотя кто как не Дмитрий Геннадиевич, выросший на этом теплоходе с самого детства, умеет управлять им в любых ситуацих?





Вторым корпусом к нам ошвартовался «Бенуа».





Итак, сразу два трехпалубных теплохода впервые в истории дошли до Мурома. До чего приятное событие.



Муром гостеприимно встретил нас солнечной погодой. Речные путешественники поехали на автобусную экскурсию. Мы с коллегами прошлись по городу пешком, а потом прокатились на колесе обозрения. Погонять на автодроме я никого из них не уговорил, а одному это не так интересно.









Отход от Мурома для больших судов тоже головоломный: в этом месте узко. Не раскатишься, крутиться приходится почти на месте. Помогло безветрие: после трудного оборота на Вятке маневр на Оке показался гораздо проще. Но такие маневры всегда требуют особого внимания судоводителей.









9 мая 2023 г. Река Ока, Павлово

От Мурома до Павлово всего пять-шесть часов хорошего хода, но у нас в запасе была вся ночь. Поэтому мы становились ночью на рейд. Вечер и утро на Оке провели в движении: круиз должен быть круизом, особенно в таких красивых местах. А ночью можно постоять на рейде.



Причал в Павлово может принимать только одно судно одновременно, поэтому стоянки «Некрасова» и «Бенуа» пришлось разнести по времени. «Бенуа» снялся с якоря первым, и вот как бывает: на подходе к Павлово его накрыл густой туман. Пришлось ему вставать на рейд еще раз и дожидаться хотя бы какой-то видимости. Стоянка «Бенуа» в Павлово сдвинулась, и это потянуло за собой сдвиг стоянки и «Некрасова». Впрочем, у нас везде были заложены запасы времени, и за своевременное прибытие в Нижний Новгород мы не волновались.

Маневры в Павлово проходили следующим образом. «Некрасов» спустился ниже причала, дав место для маневра «Бенуа». Последний отошел от причала и, наоборот, прошел немного вверх, чтобы не мешать местному автомобилному парому, как раз начавшему движение с противоположного, левого берега. Пропустив паром, «Бенуа» сделал оборот и пошел малым ходом в Нижний Новгород. «Некрасов» же, пропустив паром к правому берегу, встал к павловскому причалу.











Как давно я здесь не был! Еще со времен круизов на «Чапаеве». Павлово заметно похорошел. Мы с коллегами с удовольствием прогулялись по уютному городу и выпили чая в кафе в самом центре.







Дальнейший план был такой: к 22.00 посмотреть с воды праздничный салют, и к 23.00 подойти к причалу Нижнего Новгорода, где заканчивался этот необычный круиз. Заканчивался, правда, условно: и на «Некрасове», и на «Бенуа» большинство гостей на следующий день продолжали круиз до Москвы. И даже некоторые из тех, кто этого не планировал, приняли такое решение уже в ходе круиза.



Решили рассчитать проход Канавинского моста на 21.00, чтобы не торопясь встать на пассажирский рейд напротив Чкаловской лестницы. Но нижегородский диспетчер движения эти планы подкорректировал, сообщив, что поскольку на рейде будет стоять баржа, с которой станут запускать салют, то для остальных судов этот рейд будет закрыт. Что поделать? Решили, что встанем ниже рейда, сориентировавшись по обстановке. Конечно, это не так близко к салюту, как мы хотели, но видно будет все равно.











В 21.00, как и планировали, прошли Канавинский мост и оказались на Волге. Здесь нам пришлось искать место для стоянки вместе с «Александром Радищевым». Распределились ниже баржи с салютом, и к 22.00 были готовы его смотреть.





После салюта подошли к нижегородском причалу.



На следующий год мы снова пойдем на Белую и Оку. Правда, уже без четырехпалубного теплохода: «Маленький принц» хотя и прошел по Белой без происшествий, но все же эта река не для таких больших судов. Расписание «Некрасова» и «Бенуа» будет различаться: «Бенуа» проведет в Уфе не один, а два дня, зато на Оку пойдет только «Некрасов».

Но это в следующем году. А в этом уникальное путешествие, как это ни грустно, закончилось. Уверен, многие будут вспоминать о нем с теплотой.



Previous post Next post
Up