«Северная сказка». Пробный рейс трехпалубного теплохода по Оби и Иртышу: как это было

Feb 19, 2023 09:00

В прошлый раз я рассказал о том, как мы перегнали теплоход «Северная сказка» в Салехард. И вот что было дальше.

От Салехарда до Ханты-Мансийска, места зимовки «Северной сказки», почти тысяча километров. Мы решили пройти эту тысячу километров не просто так, а пробным рейсом. То есть со всеми остановками, примериваясь к причалам, водным путям, тестируя экскурсионные программы в местах стоянок. Только без пассажиров на борту.




28 августа 2022 года

Долгожданный день! Наша команда «испытателей» вылетела в Салехард, чтобы принять участие в пробном рейсе «Северной сказки».



Мы с Александром Сахаровым в Санкт-Петербурге перед посадкой в самолет

Наша экспедиционная команда, помимо уже находившихся на борту «Сказки» руководителей «Созвездия» Михаила Алямовского и Андрея Симачева, состояла из нас с Александром, руководителя службы движения флота Любови Черенковой, руководителя экскурсионной службы Гульнары Хуснимардановой, руководителя служба маркетинга Зинаиды Биатовой и фотографа нашей экспедиции Дмитрия Кистэня. Дмитрий был единственным участником пробного рейса, не являвшимся сотрудником нашей компании. Мы пригласили его как хорошего фотографа и владельца дрона, имеющего при этом опыт работы на флоте и знающего его специфику.

В дальнейшем повестововании я буду использовать как свои фотографии, так и фотографии, сделанные Дмитрием.



В аэропорту Салехарда

Этим же рейсом в Салехард прилетели сотрудники судового ресторана «Сказки».

Встреча с теплоходом, стоявшим у речного вокзала Салехарда, для всех нас была радостной и волнительной. Я, привыкший регулярно видеть «Сказку» в Петербурге, не мог избавиться от странной мысли: «Что этот теплоход делает в Салехарде?»





29 августа 2022 года

Одной из наших задач было опробовать экскурсионные программы будущих круизов. Но не стоит воспринимать то, что я буду писать о наших экскурсиях, как полное описание будущей программы. Ведь на то и пробный рейс, чтобы что-то лишнее по его итогам убрать, а что-то, наоборот, добавить. К тому же здесь просто не хватит места для того, чтобы написать обо всем, что мы успели посмотреть.

Мы постарались сделать тестирование экскурсионных программ максимально приближенным к реальным условиям, в первую очередь по размеру экскурсионной группы. В каждом круизе «Сказки» на ее борту ожидается 120-130 путешественников, это пять-шесть экскурсионных групп. Соответственно, нашей задачей было протестировать каждую экскурсию на группе численностью не менее двадцати человек. Поэтому мы попросили членов экипажа нам помочь, принимая в свободное время участие в экскурсиях.

Первая экскурсия - в чум. Круизы на север у многих ассоциируются с чумами, оленями, оленеводами. Сразу скажу, что оленей в летние месяцы навигации увидеть в этих краях затруднительно: они вместе с семьями оленеводов уходят на север. А вот посетить настоящий, нетуристический чум и познакомиться с оленеводами вполне возможно.

В чуме нас приняла его хозяйка Людмила с дочерьми Светланой и Екатериной. Какое чудесное домашнее угощение они нам приготовили!



Чум, в котором мы побывали, настоящий, «боевой». Он много раз кочевал вместе с семьей Людмилы по северам. Сейчас Людмила живет в Салехарде, а на лето переселяется в свой чум неподалеку от города: теперь это жилище используется как дачный домик. Кстати, не такая и редкая практика в этих краях.



Во второй половине дня Людмила с семьей побывали в гостях у нас на теплоходе. До чего замечательные люди.

Михаил Владимирович тем временем давал многочисленные интервью на борту. Повод и вправду серьезный: прибытие в Обь-Иртышский бассейн самого большого круизного теплохода в истории этого бассейна.



30 августа 2022 года

День мы начали с йоги. Это стало в нашем рейсе традицией. Каждый день перед завтраком желающие собирались в вестибюле на средней палубе, и Александр Сахаров проводил занятия йогой. Надо сказать, популярность этих занятий росла с каждым днем, и к концу рейса в них участвовали и члены «экспедиционной команды», и члены экипажа, а вестибюль с трудом вмещал всех желающих.

До обеда мы знакомились с Салехардом, посетив в том числе реконструкцию Обдорского острога, с которого начинался город, и музейный комплекс имени Шемановского.









Кстати, раньше, до строительства нового речного вокзала, пассажирские суда швартовались в Салехарде прямо у острога, в самом центре города. Теоретически такая возможность есть и сейчас. Но, взвесив все «за» и «против», мы сделали выбор в пользу речного вокзала. Во-первых, у острога очень узко, и для огромной по местным меркам «Северной сказки» сделать здесь оборот будет на грани возможного. Во-вторых, знакомство с Салехардом путешественникам пришлось бы начинать с подъёма по высокой лестнице, ведущей на территорию острога.







15.00. Все готово к отходу.



Заместитель генерального директора Андрей Симачев, генеральный директор Михаил Алямовский, капитан Сергей Хорошев



Прогноз по ветру оправдался: отошли от Салехарда не без усилий. Если бы еще пришлось делать оборот, было бы совсем невесело. Хорошо, что, получив прогноз, заранее встали «носом на выход».

Впереди - больше тысячи километров нового для нашего теплохода речного маршрута.



Для того, чтобы проводку «Сказки» в первом рейсе по Оби и Иртышу сделать максимально безопасной, на борту собрался сильнейший судоводительский коллектив.

Нам было бы сложно без Евгения Шашкова, заместителя генерального директора «Северречфлота». Евгений Прокопьевич вырос в семье капитана обского туристического теплохода, и сам долгое время работал на Оби и Иртыше капитаном. Высочайшего уровня профессионал, всегда предельно собранный на мостике, в жизни Евгений Прокопьевич оказался добрым, душевным человеком и интересным расказчиком.

Андрей Симачев до того, как стал заместителем генерального директора «Созвездия», работал в нашей компании капитаном четырехпалубного теплохода «Лебединое озеро». За его плечами был и долгий опыт работы на трехпалубных судах, аналогичных «Северной сказке». Искусством управления такими судами в любых сложных условиях он владел в совершенстве.

Андрей Александрович и Евгений Прокопьевич, вместе с капитаном Сергеем Ивановичем, поделили все вахты между собой. А на непростом отходе из Салехарда все трое были в рубке: Андрей Александрович - на телеграфах, Сергей Иванович - за штурвалом, Евгений Прокопьевич руководил движением.



Вышли из Полуя, повернули на Обь. Сразу стало широко. Кстати, речники в этих краях говорят «шИроко» и «глУбоко» с ударением на первый слог.



В районе шести вечера повернули на Малую Обь. Интересно, что на довольно большом протяжении в нижнем течении Обь фактически представляет собой две параллельных реки - Большую и Малую Обь. Каждая из этих рек судоходна, на каждой есть свои населенные пункты. По какой реке хочешь, по такой и иди. Изначально мы планировали, что наши круизы будут проходить вниз по Большой Оби, а вверх - по Малой. Но когда оказалось, что самое интересное находится на Малой Оби, мы решили, что «Сказка» будет ходить по ней в обе стороны.

Вечерами в салоне «Северной сказки» уютно. У участников нашей экспедиционной команды оказалась абсолютная психологическая совместимость. Вечерами мы играли в «Мафию» и другие игры. Ведущим обычно выступал Александр Сахаров. Часто к нам присоединялись члены экипажа. Вот что бы мы ни играли, обыграть электромеханика Алексея Корнева с его острым аналитическим умом было почти невозможно.



Гульнара обыгрывает Дмитрия в нарды. Или наоборот?



Вечером нас неожиданно порадовало шикарное северное сияние. Для конца лета явление в этих местах довольно редкое. Мы восприняли его как добрый знак.

Судоводителям же было совсем не до сияния. Обстановка на этом участке Оби не освещается, и если в течение большей части лета ночью здесь светло как днем, то в конце августа ночами уже темно. Поэтому, пройдя сколько возможно, на ночь было решено встать на рейд.

31 августа 2022 года

Ранним утром снялись с якоря, и вскоре ошвартовались в селе Мужи. Добротный причал в Мужах сложностей для швартовки крупного судна не представлял. В 8 утра мы уже были на берегу.



Главная достопримечательность этого ямальского села - этнографический музей «Коми-изба». В нем интересно рассказывается о культуре западносибирских коми.



Третий штурман «Сказки» Антон Яровиков неплохо себя чувствует в окружении работниц музея



Опробовали мы и визиты в местные дома с рассказом и угощением. Что сказать, мило, душевно, замечательные люди. Но такие визиты перегрузят сбалансированную программу. Поэтому решили их в нее не включать.





В стороне от села находится природно-этнографический парк-музей «Живун». Добраться сюда можно только по воде. Мы воспользовались быстрым теплоходом типа «КС». Планируется, что он же будет перевозить из Мужей в музей наших будущих речных путешественников.





В парке-музее собраны многочисленные постройки северных ханты. Здесь есть и целое зимнее поселение, и рыбацкое стойбище, и действующее святилище. Большой интерес представляет охотничья тропа, где представлены традиционные средства местного охотничьего промысла, некоторые из которых не для слабонервных. Оговорюсь, что сам я категорически не приемлю охоту ради развлечения, в отличие от охоты ради пропитания. В Сибири без охоты в еще недавнем прошлом выжить было невозможно. А ведет экскурсию по охотничьей тропе харизматичный охотник Владимир Пермяков.











В полутора часах хода от Мужей, на правом берегу Малой Оби расположилась деревня Новый Киеват.Население деревни совсем небольшое - может быть, пара десятков человек. А между тем, здесь ежегодно проводится фестиваль «Кедр-фест»: в Новом Киевате красивая кедровая роща.



Причала здесь нет, поэтому «Сказка» встала на рейд, и мы отправились на берег на мотоботе.





На берегу нас встретила замечательная Нина Михайловна Егерь. Нина Михайловна родилась и выросла в Новом Киевате, владеет языками коми и ханты, преподает в Салехардском педагогическом училище. Она познакомила нас с деревней, и сопроводила нашу прогулку по кедровой роще интересным рассказом.



Общение с кедрами буквально заряжает энергией. Покидать это место не хотелось.





За один насыщенный день мы побывали сразу в трех местах: в Мужах, парке «Живун» (Ханты-Мужи) и Новом Киевате. В будущих круизах посещению этих мест будут посвящены два дня. На пути в Салехард запланирована стоянка в Мужах с посещением парка «Живун», это программа на целый день с обедом на теплоходе. На пути обратно «Сказка» остановится в Новом Киевате. Поэтому и получается, что и туда и обратно мы будем ходить по Малой Оби.

Кстати, отсутствие причала не является препятствием для посещения этого места: «Сказку» планируется оснастить скоростными лодками для доставки путешественников на берег.



На ночь снова встали на рейд.

1 сентября 2022 года

Ранним утром продолжили движение по Малой Оби. До чего здесь хорошо! И полюбовались берегами, и поработали: панорамный салон «Лесная гостиная» прекрасно подходит для небольших совещаний на борту.





Потом началась самая интересная часть нашей с Александром работы: нам предстояло продегустировать один из десертов для будущего меню «Северной сказки». Хотя на наших всех теплоходах одинаковое меню, в сибирских круизах «Сказки» оно будет дополнено блюдами с местной спецификой. Одно из таких блюд, «Таежный десерт», мы и пробовали на палубе «Сказки».



Рецепт «Таежного десерта» прост: клюква, сгущеное молоко, кедровые орешки. Но, скажу я вам, нечасто мне доводилось пробовать что-то настолько вкусное, как этот десерт.



Повернули на Северную Сосьву. Для непосвященного человека рукава и притоки Оби вместе с протоками представляют собой запутанный лабиринт. А для судоводителей все понятно: чтобы попасть в Березово, надо свернуть с Малой Оби на Северную Сосьву и пройти по ней сорок километров вверх. После посещения Березова возвращаться обратно все эти километры не надо: можно срезать путь через протоку Вайсова. Для кого лабиринт, а для кого - удобная многокилометровая речная развязка.

Все эти хитросплетения мы изучили еще год назад с экипажем местного «Метеора». Но теперь не отпускало удивление: ведь этот теплоход буквально недавно ходил по Ладоге и Онеге. Какая Северная Сосьва? Какая протока Вайсова? Было непривычно видеть здесь привычную «Северную сказку».









К полудню ошвартовались у речного вокзала поселка Березово.



Речной вокзал здесь большой, современный, с новенькой причальной стенкой для подхода пассажирского флота. Но использовать эту стенку невозможно из-за ошибки проектировщиков: река постоянно намывает вдоль нее песчаную косу. Поэтому суда швартуются у дебаркадеру, выполняющему роль речного вокзала, а пассажиры попадают на незадачливую причальную стенку по длинному понтонному мосту.



Поселок Березово известен как место ссылки Александра Меншикова с детьми. Следов пребывания Меншикова здесь не осталось: не сохранилась ни изба, в которой он жил, ни построенная им деревянная церковь, ни даже его могила, смытая водами Северной Сосьвы.

На месте погибшей во время пожара 1764 года деревянной церкви была построена каменная, соххранившаяся до наших дней.









Тестируя экскурсионные программы на маршруте мы, как и в обычных круизах, использовали радиооборудование: у экскурсовода - передатчик и микрофон, у слушателей - приемники с наушниками. Это удобно: экскурсоводу не надо напрягать голос, а туристы слышат экскурсовода даже на расстоянии. На наших волжских маршрутах экскурсоводы с удовольствием используют это оборудование, особенно во время пешеходных фрагментов экскурсий.

Здесь же такое оборудование оказалось в новинку. Порой экскурсоводам было некомфортно: группа разбредалась, и у экскурсовода возникало ощущение, что он говорит в пустоту. Хотя все его при этом хорошо слышали! Я понимал состояние экскурсоводов, а в Березово мне даже пришлось обьяснять замечательной, но слегка растерявшейся женщине, что на самом деле все нормально, и группа отлично ее слышит и воспринимает.

Думаю, за первую навигацию «Сказки» на Оби и Иртыше местные экскурсоводы привыкнут к специфике использования радиооборудования.





Кстати, первое газовое месторождения в Западной Сибири было открыто именно в Березово, причем случайно: как раз накануне это место было признано бесперспективным. Мощный, никем не ожидаевшийся фонтан своим грохотом вызывал панику в поселке; часть населения предпочла эвакуироваться. А в дальнейшем в этом районе открыли еще два десятка месторождений газа.



На окраине Березова и сейчас есть небольшое газовое месторождение. Это фонтан воды с газом, который, если его поджечь, будет гореть. Вода эта пригодна для питья и даже вкусна, в чем мы с удовольствием убедились.









2 сентября 2022 года

В районе поселка Перегребное все хитрые рукава и протоки становятся одной большой рекой. Точнее, в этом месте единая Обь, наоборот, распадается на рукава, но мы-то шли вверх. Перегребное мы миновали поздно ночью.

Эта часть Оби - широкая, с высоким красивым правым берегом.



К восьми утра подошли к поселку Октябрьское. К этому времени усилился ветер, поднялась волна. Понтон в Октябрьском совсем небольшой, и при таком ветре был риск его повредить. Поэтому «Сказка» встала на якорь, а мы отправились на берег на мотоботе.





Главная достопримечательность Октябрьского - Свято-Троицкая церковь Кондинского монастыря, редкий образец каменной архитектуры Сибири XVIII века. Настоятель монастыря отец Алипий встретил нас со всем радушием, отвел в трапезную, угостил местными блюдами. Мы осмотрели храм, открытую отцом Алипием при монастыре иконописную школу, а потом поднялись на колокольню, где нам разрешили позвонить в колокола.

Это было тепло и душевно.











В современном здании культурного центра Октябрьского есть небольшой музей, но мы решили не включать его в программу в пользу ее сбалансированности и во избежание повторов. То есть, например, если в Салехарде мы посещаем настоящий действующий чум, то нет смысла знакомиться в других местах с чумами музейными. Впрочем, желающие смогут зайти в культурный центр за местными сувенирами.





В центральном сквере можно увидеть интересный памятник щурогайке. Эта рыба спасла местных жителей от голода в годы войны.



Места здесь красивые, поэтому мы решили сделать несколько высадок на берег на предмет подбора будущих дополнительных стоянок - возможно, «зеленых», а возможно, просто для прогулок. Места высадок наметили заранее: Малый Атлым, Карымкары, Красноленинский.



Село Малый Атлым - в четырех часах хода от Октябрьского. «Сказка» встала на рейд, и мы, несмотря на зачастивший дождь, отправились на мотоботе на берег.









До недавнего времени Малый Атлым был известен деревянной Преображенской церковью , построенной на высоком берегу Оби в 1853 году. К сожалению, церковь сгореда в 2010 году. На ее месте установлен памятный крест.






К поселку Карымкары подошли уже в темноте. Планы менять не стали: решили высадиться на берег и осмотреть поселок, правда, малым составом: я, Александр, Дмитрий и электромеханик Алексей.



Девушки провожали нас почти как на Луну.



Карымкары оказался большим поселком с широкой улицей Ленина и сквером.



За все время нашей прогулки мы не встретили здесь ни одного человека. Зато обнаружили интересную деревянную башню, внутрь которой немедленно забрались.





3 сентября 2022 года

С пяти до половины седьмого утра мы осматривали поселок Красноленинский, пристань которого называется Урманный, по имени другого, соседнего поселка. У пристани ночевал новый «Метеор 120Р-1», а мы стояли на рейде.







Прошли поселок по центральной улице насквозь. Навстречу нам попадались люди, спешащие на утренний «Метеор» до Ханты-Мансийска.





Вернувшись к реке как раз к отходу «Метеора», мы наблюдали с высокого берега за тем, как он, отойдя от пристани, аккуратно обогнул «Сказку», встал на крыло, и исчез в речной дали. Ну а мы не торопились возвращаться на «Сказку», решив этим утром провести свои традиционные занятия йогой прямо на берегу.



По итогам трех высадок на берег мы решили, что любое из этих мест можно использовать для незапланированных стоянок в хорошую погоду. Но с тем, будем ли мы это делать, пока не определились.



К часу дня «Сказка» подошла к устью Иртыша. Настроение у всех по этому поводу было приподнятое. Теплоход убавил ход, и Дмитрий поднял в небо дрон, чтобы заснять прохождение этого знакового места.

Налево Обь, направо Иртыш. Теплоход словно завис на границе рек, раздумывая, какую же дорогу выбрать. Если идти налево, то можно попасть в Сургут и даже в Новосибирск. А если направо, то в Ханты-Мансийск, Тобольск и Омск.Непростой выбор.



Впрочем, по плану в этот день у нас была стоянка в Ханты-Мансийске, так что повернули на Иртыш.





Иртыш в этом году сильно обмелел. Впрочем, он и так обычно мелеет в сентябре, поэтому мы и заканчиваем круизы по Иртышу в августе. Но мы все же надеялись в этом сентябрьском пробном рейсе дойти до Тобольска или хотя бы до Увата. Однако свежие прогнозы глубин на лимитирующих перекатах Иртыша не обнадеживали.



От устья Иртыша до Ханты-Мансийска недалеко. Уже в черте города теплоход проходит под мостом «Красный дракон», одной из визитных карточек столицы Югры.



Как-то еще задолго до этого рейса Александр Сахаров сказал мне, что людям будет сложно поверить в трехпалубный теплоход на Иртыше. Но как только появится фотография «Северной сказки», выходящей из-под «Красного дракона», люди поймут: да, теплоход действительно здесь.

А вот выполнить такую съемку оказалось непросто: к мосту прилегала запретная для полетов дронов зона ханты-мансийского аэропорта, и Дмитрий, чтобы сделать эти кадры, летал буквально по самому ее краю.







Ханты-Мансийск - не просто крупный город на нашем маршруте, а еще и место зимнего базирования «Северной сказки». Сначала в качестве такого места мы рассматривали Сургут, но потом, все взвесив, остановились на Ханты-Мансийске: здесь и удобный затон, и много другого зимующего флота.

После прибытия в Ханты-Мансийск мы были рады принять на борту генерального директора «Северречфлота» Айрата Раисовича Чумарина, который оказал нам большое содействие в организации этого рейса и организации круизов по Оби и Иртышу.





В Ханты-Мансийске нас ждала большая интересная экскурсия. Мы побывали в знаменитом археопарке с огромными макетами мамонтов и других древних животных, посетили современный музей геологии, нефти и газа и центр лыжного спорта. А больше всего нам запомнился… Шахматный дворец, красивое ультрасовременное здание с прекрасно оборудованными залами и классами.В 2019 году здесь проходил Кубок мира по шахматам.

















4 сентября 2022 года

Несмотря на невозможность дойти до Тобольска и даже до Увата, мы решили все-таки примериться к Иртышу, и подняться по нему до лимитирущих перекатов.

Из Ханты-Мансийска вышли на рассвете, в 4 часа утра. Целый день, до возвращения в Ханты-Мансийск, мы наслаждались пейзажами извилистого неглубокого Иртыша. Нашим судоводителям в этот день пришлось работать особенно напряженно, но по итогу дня мнение было единодушным: работать на Иртыше в летнее время «Сказка» сможет.







К полуночи вернулись в Ханты-Мансийск, и там заночевали.



5 сентября 2022 года

Нам остался заключительный участок пути - до Сургута. В восемь часов утра «Сказка» отправилась из Ханты-Мансийска по Иртышу вниз, в сторону Оби.



6 сентября 2022 года

Ранним утром мы уже стояли в Сургуте.

Для половины наших круизов Сургут - начальная точка, а для другой половины - конечная. Поэтому нам было важно убедиться, что судно стоит в удобном месте с удобным подъездом для автобусов.





На площади рядом с причалом - щемяще грустный памятник жертвам репрессий.



Главная достопримечательность огромного современного Сургута - музейный комплекс «Старый Сургут», где под открытым небом собраны образцы старинной городской архитектуры Сибири.









Побывали мы и в огромном современном музейном парке «Россия - моя история». Этот музей мы решили сделать местом сбора путешественников, начинающих круиз в Сургуте: музей предоставляет нам для этого удобное помещение.



На вечер у нас не было никаких планов, и мы решили прокатиться на рейсовом «Валдае» до поселка Банный. Это буквально двадцать минут на подводных крыльях от Сургута, а удовольствие огромное.







В тото же вечер Дмитрий научил меня управлять дроном. Мне это дело так понравилось, что теперь, обзаведясь собственным дроном, я поднимаю его в воздух по любому поводу.





Настала пора разъезжаться. Часть нашей экспедиционной команды (Любовь, Гульнара, Зинаида, Дмитрий) отправились ночным поездом в Тобольск, где им предстояло в течение целого дня знакомиться с этим красивым городом, настоящей сибирской жемчужиной.

Возможно, похожим составом мы соберемся в первом круизе «Северной сказки» по новому маршруту в мае 2023 года.

7 сентября 2022 года

Ранним утром мы с Александром улетели в Санкт-Петербург, а «Северная сказка» ушла обратно в Ханты-Мансийск на зимовку. За зиму на теплоходе предстоит полностью реконструировать часть жилых пассажирских помещений, демонтировать кинозал и соорудить на его месте просторный и красивый лаунж-бар «Сердце Сибири», оборудовать мастер-салон.

Пробный круиз удался: он не только получился полезным с практической точки зрения, но и оставил в каждом из нас много теплых воспоминаний.

Накануне мы сделали несколько фотографий у причала. На первой фотографии мы с руководителями «Созвездия» Михаилом Алямовским и Андреем Симачевым, под умелым руководством которых идея работы трехпалубного теплохода на Оби и Иртыше стала реальностью.



И еще одна памятная фотография, которая мне особенно дорога. На ней - судоводители, первыми в истории осуществившие проводку трехпалубного пассажирского судна по Оби и Иртышу. Своими руками, знаниями и умениями.



Слева направо: 3-й штурман Антон Яровиков, заместитель генерального директора «Северречфлота» Евгений Шашков, заместитель генерального директора «Созвездия» Андрей Симачев, капитан Сергей Хорошев, 2-й штурман Александр Калягин

Фотографии Дмитрия Кистэня, Александра Соснина и Михаила Алямовского

река Иртыш, река Обь, Созвездие

Previous post Next post
Up