Российский Дальний Восток. Камчатка, Курилы и Сахалин. Казалось бы, кому, как не им, быть популярными направлениями для экспедиционных круизов. Но в наши дни круизные суда заходят в эти места всего несколько раз в год. В июле прошлого года я оказался на борту одного из них.
Маршрут нашего теплохода Silver Explorer начинался в японском порту Отару, проходил через Сахалин, Курильские острова, Камчатку, Командорские острова и заканчивался в Петропавловске-Камчатском. Реальный маршрут в части Курильских островов немного отличался от изначально запланированного и изображенного на карте: оказали влияние погода и указания российских пограничных служб.
2 июля 2018 г. Отару, Япония
Этот круиз можно считать полностью проходящим по территории России, если не считать пункта отправления. Японский порт Отару был выбран круизной компанией Silversea Expeditions для упрощения логистики туристам, прибывающим на борт. Поэтому о Японии здесь писать практически нечего. Порт Отару, проливной дождь, быстрая посадка на теплоход, отправление.
Уже на выходе из порта видимость почти нулевая. Уходим в туманную мглу Японского моря.
К вечеру туман рассеялся. Следуем на север, в сторону острова Сахалин.
Silver Explorer («Серебряный исследователь») - небольшое, длиной всего 108 метров, круизно-экспедиционное судно, построенное в Финляндии в 1989 году и рассчитанное на перевозку 140 туристов. На теплоходе, несмотря на скромные размеры, довольно просторные каюты и общественные помещения. Пройдемся по палубам судна сверху вниз.
На верхней, шестой палубе расположены обзорный салон с библиотекой, главный салон и сауна с турецкой баней.
Главный салон (Explorer lounge) - важное место в любом экспедиционном круизе. Здесь члены экспедиционной команды проводят лекции по биологии, истории, географии мест, по которым проходит круиз.
Кормовая часть шестой палубы - открытая. Здесь находится ресторан «Гриль» и два джакузи, теплая вода которых бывает очень кстати в холодных широтах, в которых работает судно.
На пятой палубе расположены небольшой магазин, а в корме - салон «Панорама» с прилегающим к нему баром.
Наконец, на четвертой палубе разместились ресторан и маленький фитнес-центр.
Люблю такие небольшие суда.
3 июля 2018 г. Корсаков, Южно-Сахалинск
При всем моем богатом круизном опыте я никогда до этого не прибывал на круизном теплоходе в Россию. Не скрою, что ощущения при этом возникают странные: ты вроде бы приезжаешь в свою страну, но при этом вроде бы в качестве иностранца. Ты смотришь на происходящее и изнутри, глазами россиянина, и снаружи, глазами не россиянина, и это интересно.
Ну а большинство иностранцев смотрят на приближающийся порт Корсаков с ощущением начала незабываемого путешествия по одной из самых экзотических стран. Да-да, для большинства людей мира Россия - это экзотическая страна. И не такая, как комфортный экзотический Таиланд. Россия - страна, в которую надо решиться поехать, и решаются на это немногие. А уж российский Дальний Восток - это экзотика из экзотик… Ну, последнее верно даже для многих россиян.
Оформление прихода 140-местного судна в российский порт заняло три часа, в течение которых теплоход стоял у причала, а мы оставались на нем. Я еще буду возвращаться к нешуточному разрыву между желаемым («Больше заходов круизных судов в дальневосточные порты России!») и действительным. Длительное оформление захода даже небольшого судна - не самое лучшее начало знакомства иностранных гостей с нашей страной.
Наконец выходим на берег. Здесь все достойно: встреча на причале, посадка в хорошие автобусы, интересный рассказ экскурсоводов на неплохом английском. Едем в Южно-Сахалинск.
Южно-Сахалинск был основан в 1882 году как поселок каторжан Владимировка. С 1905 по 1945 годы это японский город Тоёхара. С 1947 года город получил название Южно-Сахалинск.
Краеведческий музей Южно-Сахалинска расположился в здании японского периода, построенном в 1937 году в традиционном японском стиле. До перехода Южного Сахалина в состав СССР в нем размещался музей губернаторства Карфуто.
Экспозиции музея, рассказывающие об истории острова и его природе, хоть и не новые, но живые и интересные.
Когда-то я писал о зимнем Южно-Сахалинске (кому интересно, это можно прочитать
здесь, там еще есть о городе Оха на севере Сахалина).
Немного погуляв по городу, отправляемся обратно в Корсаков. Там нас ждут прекрасный фольклорный концерт и ярмарка изделий, сделанных местными талантливыми школьниками.
А там пора и на борт. День получился интересным, но нетипичным для этого круиза. Больше заходов в города у нас не будет, если не считать конечный пункт Петропавловск-Камчатский.
4 июля 2018 г. Остров Тюлений
В Охотском море, к востоку от Сахалина, лежит остров Тюлений. Остров довольно мал (его длина едва превышает полкилометра), и уникален: все его пляжи занимает лежбище морских котиков.
Встаем на рейд и пересаживаемся на «Зодиаки» - резиновые моторные лодки. На них можно подойти совсем близко к острову, но не высадиться на нем: это заповедник, и высадка там запрещена.
Любопытные котики то и дело выглядывают из неспокойного моря: что это за гости пожаловали к нам сегодня?
Полуразрушенные строения - напоминание о временах, когда котики были не объектом охраны, а объектом промысла.
Подступы к обрывам заботливо обнесены забором, иначе забравшиеся на гору животные могут сорваться вниз и погибнуть.
Практически все пространство, свободное от котиков, занято птичьими базарами. В основном здесь обитают кайры.
Пора в путь. Впереди - день в море и Курильские острова, на которых я еще ни разу не был.
6 июля 2018 г. Остров Янкича
Необитаемый вулканический остров Янкича расположен примерно в середине длинной Курильской гряды, тянущейся от Японии до Камчатки.
Встаем на рейд и отправляемся на остров на Зодиаках. Вот они, загадочные Курилы!
Вулкан на острове действующий. Здесь можно увидеть термальные источники и фумаролы - отверстия у подножья вулкана, через которые выходит горячий газ.
Остров Янкича не всегда был необитаем. Спокойная закрытая бухта острова была излюбленным местом зимовки айнов. Японцы не жаловали айнов, с которыми у них было многовековое противостояние, а в 1875 году вывезли их с разных островов на один - Шикотан, где запретили им заниматься традиционным рыболовным промыслом и использовали на разных береговых работах. Это стало началом трагедии айнов: сейчас такой народности уже практически не существует.
Когда-то на остров завезли песцов, которые живут здесь уютными семьями, чувствуют себя свободно и совсем не боятся людей.
Приятного аппетита, малыш!
Поднимаемся на вершину вулкана, откуда открывается вид на заполненную водой кальдеру (это тот же кратер, но большой и деформированный).
После отхода от острова наблюдаем стаю касаток, видимо, в процессе охоты. Касатки охотятся как на рыбу, так и на дельфинов, китов и тюленей, применяя при этом разнообразные сложные тактики.
Остаток дня идем по абсолютно спокойному морю, в видимости островов Курильской гряды. Примерно такую же картину наблюдали пассажиры существовавшей в советское время пассажирской линии Владивосток - Петропавловск-Камчатский, на которой работали крупные и комфортабельные по тем временам суда, такие как «Советский Союз» и «Ильич»
7 июля 2018 г. Остров Анциферова, остров Атласова
Погода сегодня не балует: дождь, туман. Но сильного ветра нет, поэтому ничего не мешает нам обойти на Зодиаках необитаемый остров Анциферова.
Из-за плохой видимости мы не видим остров ни с места якорной стоянки нашего судна, ни большую часть пути на Зодиаках. Зато наблюдаем жизнь глупышей - птиц, получивших такое имя из-за своей крайней доверчивости к человеку.
Суровый остров Анциферова облюбовали сивучи и разные птицы: упомянутые глупыши, бакланы и другие.
Здесь можно встретить топориков. Эти забавные с виду птицы могут не только летать, но и прекрасно плавать, ныряя за излюбленным лакомством - рыбой.
После пятичасового перехода высаживаемся на острове Атласова.
Этот суровый вулканический остров - самый высокий из всех Курильских островов. Местный вулкан Алаид активен, и периодически просыпается. Последнее на сегодня извержение вулкана было в 2015 году, а признаки вулканической деятельности в виде выброса пара наблюдаются регулярно.
Когда-то остров был обитаем: здесь находились поселок Атласово и пограничная воинская часть. Среди следов обитания человека - остатки зданий, военных сооружений и заброшенный маяк.
Настало время прощаться с Курилами. Завтра начинается вторая часть круиза - Камчатка и Командорские острова. И она обещает быть захватывающей.
Часть 2. Камчатка и Командорские острова