Традиционно раз в год мы проводим круиз для членов «Клуба любителей круизов «Инфофлот». Раньше такие круизы проводились по рекам России на одном из теплоходов компании «Созвездие». Теперь мы решили, что каждый год будем делать два клубных круиза - один в России, другой за рубежом, выбирая каждый раз новую реку. Начать решили с Дуная. А поскольку своего флота на Дунае «Созвездия» пока нет, для клубного круиза у компании Crucemundo был арендован теплоход Fidelio.
Обычно маршруты клубных круизов несколько отличаются от обычных. Дунайский маршрут мы тоже сделали нетиповым: по первоначальному замыслу, теплоход должен был подняться по Дунаю до Регенсбурга до куда доходят немногие круизные суда. Потом этот план пришлось немного откорректировать, но об этом позже. Еще мы добавили в программу необычную стоянку в городе Комарно, где в свое время были построены наши теплоходы «Н.А. Некрасов» и «Александр Бенуа».
3 января, Вена
Десант в виде нас с Александром Сахаровым, Оксаны Швец, которая как раз провела детство в Комарно, курируя строительство «Некрасова» и «Бенуа» в семье военного, и арт-бригады в лице Светланы Богдановой, Дарьи Кулимовой и певицы Янины высадился в Вене 3 января. Представитель «Инфофлота» на борту Fidelio Мария Пашкина уже две недели находилась на Дунае, сопровождая наши группы в других круизах.
В этот же день в Вену приехали почти все участники клубного круиза, около ста человек. Ни на дневную, ни на вечернюю программу по Вене я не поехал, поэтому поделиться своими впечатлениями не могу. Но Вена есть Вена, она красива и величественна (согласен, иногда решительно не обойтись без банальностей).
В полночь отправились вверх по Дунаю.
4 января, Дюрнштайн
Когда разрабатывался маршрут, я спрашивал всех кто попадался мне под руку, куда нам зайти на второй день: в Мельк или Дюрнштайн. Все философски отмалчивались, видимо, понимая, что я все равно сделаю по-своему. И только Оксана Швец сказала: «Можно зайти куда угодно, но чтобы обязательно был Дюрнштайн». «Тогда получается, что мы зайдем туда довольно рано утром», - уточнил я. «Прекрасно, и сразу проведем там дегустацию местных вин», - подытожил Александр Сахаров.
Сказано - сделано.
Дюрнштайн - совсем небольшой австрийский городок в живописной долине Вахау. Здесь расположены монастырь августинцев, развалины замка Кюнрингенбург, до которых мало кто добирается, поскольку находятся они высоко на горе. Ну а участники клубного круиза действительно начали день с дегустации неплохих местных вин.
Я уже думал вернуться на теплоход, но Оксана предложила подняться на гору к руинам замка. Дорога туда занимает минут сорок, идти надо в гору, замок практически не сохранился, но не это главное. Виды, которые открываются с этой горы, совершенно замечательные.
Периодически сопровождая группы «Инфофлота» в круизах по Дунаю, Оксана каждый раз после экскурсии предлагала желающим подняться с ней на эту гору. Желающих обычно находилось немного, а зря. Очень всем рекомендую сделать это, если окажетесь в Дюрнштайне.
Вторая половина дня прошла в ходу. На палубах в это время года долго не постоишь - прохладно, но носовой обзорный салон на «Фиделио» весьма уютный.
В этот же день в главном салоне, который находится ближе к корме и где проводятся все теплоходные мероприятия, состоялась презентация экипажа. Экипаж «Фиделио» - украинский. Своим за много лет наметанным взглядом я оцениваю его работу на «отлично». Это тот редкий случай, когда высокий профессионализм сочетается с отменным гостеприимством. Кстати, некоторые члены экипажа «Фиделио» когда-то работали на Днепре на теплоходе «Генерал Ватутин», который теперь входит в нашу флотилию под именем «Лебединое озеро».
Как выглядят каюты «Фиделио», спросите вы? Даже если и не спросите, я все равно покажу фотографию. Все каюты теплохода примерно одинаковы:
На Дунае много шлюзов. Обычно нас пропускали без задержек, хотя пару раз мы подолгу ожидали разрешения на заход в шлюзовую камеру.
В такие моменты я всегда вспоминаю, как хорошо отлажена система движения флота на российских водных путях. Диспетчерские службы рек и каналов никогда без веской причины не задержат пассажирское судно. Ну а если оно еще и опаздывает, то это почти чрезвычайная ситуация: вся река начинает работать на то, чтобы дать судну «зеленый свет». Это в России. В других странах такого явного приоритета у пассажирского флота нет, поэтому и расписание там делается не точным, а ориентировочным.
Так что по фразе «Развалили речную систему в стране» я точно определю человека, не представляющего, что это за система и как она работает… но любящего поворчать.
5 января, Пассау, Фильсхофен-на-Дунае
Боже, что это? Теплоход движется в какой-то снежной мгле, за которой просматривается город…
Пассау - это уже Германия, Нижняя Бавария. Обычно «Фиделио» не ходит в Германию, но наш круиз особенный. Думаю, побывать на этом участке реки интересно не только туристам, но и экипажу.
Кажется, что передвигаться по городу будет невозможно из-за снежных заносов. Но… все не так страшно. Пассау - интересное место, до которого, на мой взгляд, незаслуженно не доходят многие дунайские круизы. Это, конечно, объяснимо: в недельный круиз не впихнешь сразу и два дня в Вене, и два дня в Будапеште, да еще и Пассау. Но все же, когда есть возможность, этот город стоит посетить. Помимо интересной архитектуры и приятной атмосферы здесь есть собор Святого Стефания, где находится самый большой в Европе орган.
Выше Пассау по Дунаю поднимаются немногие круизные суда. В последние годы их становится все больше: кто-то идет до Регенсбурга, кто-то еще дальше - до Нюрнберга, а некоторые круизы продолжаются по каналу Дунай - Майн и оттуда на Рейн. Но все же для большинства дунайских круизов верхней точкой становятся австрийский Мельк или немецкий Пассау. Так что участок реки от Пассау до Деггендорфа, который нам предстояло пройти, не столь частопосещаемый. «Фиделио» же на нем, я думаю, и вообще впервые.
Шлюз, находящийся в черте города, нас здорово задержал. Сначала ожидали окончания встречного шлюзования, потом ждали, когда в шлюз зайдет грузовое судно.
Коллеги, не теряя времени, собрались в салоне для подведения промежуточных итогов клубного круиза. И я, скажете вы, конечно же блестяще провел это собрание, раздав ценные указания. Вы это серьезно? Меня и вправду обычно считают вечно-занятым-руководством-и-организацией-всего-трудоголиком, но это жестокая ошибка. А совещание проводил Александр Сахаров.
Впрочем, я тоже не валял дурака и добивался от участников собрания, чтобы они улыбнулись для кадра. Не знаю, насколько хорошо это у меня это получилось, но судите сами.
Из-за часового опоздания подошли к Фильсхофену-на-Дунае уже в сумерках.
Вот это уж точно место, редко посещаемое круизными теплоходами. Городок симпатичный, но вечером там все закрывается и все погружается в сон. Правда, к нашему приходу открылась одна пивная.
6 января, Деггендорф (Мюнхен/Нюрнберг, Регенсбург)
Ранним утром ошвартовались в Деггендорфе. Это самая верхняя точка нашего путешествия по Дунаю, дальше мы пойдем вниз. Я говорил, что по первоначальному плану «Фиделио» должен был дойти прямо до Регенсбурга, но потом речную часть маршрута чуть сократили: теплоход доходит до Деггендорфа, а оттуда на автобусах путешественники отправляются в Регенсбург, а также, на выбор, в Мюнхен или Нюрнберг. Получилось же так из-за того, что в биографии «Фиделио» была работа на Днепре.
Дело в том, что для выхода в днепровские водохранилища теплоход пришлось немного переделать, и, в том числе, заварить шахту, по которой рубка опускается вниз для прохождения низких мостов. То есть рубка «Фиделио» теперь не может опускаться, а между Деггендорфом и Регенсбургом находится как раз такой низкий мост.
Мы с крестником Артемом поехали в Нюрнберг и Регенсбург. Экскурсоводы в обоих городах оказались фантастическими. Побывавшие в Мюнхене говорят, что им тоже повезло с экскурсоводами, да к тому же там живописно пошел снег.
О Нюрнберге я когда-то
писал.
О Регенсбурге тоже писал, причем как о
дневном, так и о
вечернем.
Экскурсии заняли весь день, и мы вернулись на теплоход к ужину. Течение Дуная здесь очень быстрое, и в полночь мы уже пронеслись мимо Пассау. Предыдущие дни круиза меня одолевали «интеллигентские сомнения»: а почему это мы заложили так мало времени от Деггендорфа до Линца, а как же мы успеем туда к утру, а что же это мы своими руками взяли и сделали себе опоздание. Но когда мы пролетели мимо Пассау уже в полночь, я понял, что совершенно зря обо всем этом думал, и никакого опоздания не будет.
7 января, Линц
Действительно, в Линц мы пришли вовремя. Не сфотографировать теплоход через цветы или ягоды, когда они растут прямо рядом с ним - это упустить один из важных жизненных шансов.
Хотел зайти в художественную галерею на выставку современного искусства, но у галереи был выходной день.
Рекламные плакаты этой выставки украшают весь центр Линца, и некоторые из них к нашему приезду были кем-то дорисованы. Мы с Лилей Сахаровой для смеха взяли ручки и попозировали для инстаграма так, будто это мы их разрисовываем. Позже некоторые, увидев фотографию, назвали нас вандалами. Чем поставили меня в дурацкое положение: объяснять, что это постановочная фотография и вообще юмор - это впадать в занудство. Хотя, может быть, это были такие комплименты - мол, вы так хорошо изобразили вандалов, что верим, верим!.. В общем, черт его знает, но в Линце нам было весело.
Линц - довольно большой австрийский город. Здесь много интересной архитектуры, соборы, ратуша, музеи. Но мне в Линце больше всего нравится горный трамвай. «Ну это и понятно, любителю техники и должен понравится трамвай», - скажут многие и ошибутся. Невыносимую скуку на меня могут навести только две вещи: техника и квитанции за коммунальные услуги. А пассажирский транспорт мне нравится как раз своей гуманитарностью, в том числе и горный трамвай, который в Линце довольно стильный. За сорок минут он поднимается из центра города на гору Пёстлингберг высотой более полукилометра.
С горы Пёстлингберг обычно открываются виды на Линц, но в этот день Линц не был виден из-за тумана.
Зимой на вершине горы жизнь практически замирает. Можно погулять по крутым заснеженным дорожкам и насладиться тишиной. А когда надоест, уехать вниз на ближайшем трамвае, благо они ходят каждые полчаса.
8 января, Братислава
Все, что мы видели до этого, меркнет перед тем снегопадом, в который мы попали в Братиславе. Столицу Словакии полностью занесло снегом, что, кстати, бывает здесь нечасто. Так что нам повезло: мы попали в самую настоящую новогоднюю атмосферу.
На главной площади Старого города меня посетила блестящая идея прыгнуть в сугроб, поскольку когда еще представится возможность прыгнуть в сугроб прямо посреди главной площади в Братиславе. Идею удалось воплотить, правда, сугроб оказался не сугробом, а каким-то страшно твердым холмом, сверху припорошенным снегом. Глядя на сделанную после этого фотографию, меня спрашивают, хорошо ли мы перед этим поиграли в снежки. Если бы в снежки. Это я со всей дури ударился о чертов холм.
Есть люди, которым в любой момент может захотеться немедленно выпить. Я понимаю этих людей, потому что сам такой, с той лишь разницей, что мне может захотеться не выпить, а куда-нибудь поехать. Именно это со мной и произошло во время стоянки в Братиславе. «Но ведь ты в это время и так был в поездке?» - удивленно приподнимет бровь читатель. Увы, и во время поездки мне иногда хочется куда-то поехать. Поэтому - на вокзал, и… куда тут ходят поезда?
Через час я приехал в случайным образом выбранный город под названием Трнава. К этому времени не только стемнело, но и повалил такой снег, что по ощущениям весь город стал выглядеть примерно так:
Но стоило дойти до центральной улицы, и все изменилось. Трнава на поверку оказался очень славным городом и резиденцией архиепископа.
В чем-то Трнава напомнил мне то ли екатерининский, то ли доекатерининский Петербург. Гулять по темным, пустым заснеженным улицам таких городков - это замечательно. Потом можно съесть какое-нибудь огромное словацкое блюдо в единственном открытом ресторане и запить его отменным чешским пивом. Ведь ужин на теплоходе я все равно пропустил.
Трнава запал в душу. Писать банальность о том, что обязательно сюда вернусь, не буду. Но я подумал, а не делать ли в наших будущих круизах по Дунаю сюда экскурсии из Братиславы.
9 января, Комарно, Эстергом
Одна из вещей, которые меня сильно удивили в детстве, выглядела так. Мне одиннадцать лет, и я на теплоходе. А навстречу идет другой теплоход, на борту которого название «Комарно». Вот это да! Я был поражен. Что и говорить, такое название мне очень понравилось, почти как «Тихий дон». Вскоре я узнал, что Комарно - это город в Чехословакии, в котором строились многие пассажирские суда для СССР. А если быть точнее, это дизель-электроходы проекта 785 и теплоходы проектов 26-37 и 92-016.
Сейчас, спустя много лет, в нашей компании есть два замечательных теплохода, построенных в Комарно - это «Н.А. Некрасов» и «Александр Бенуа». Пусть они не так давно прошли глубокую реконструкцию, но ведь корпуса и часть механизмов - еще те, из Комарно.
В Комарно очень редко заходят круизные суда. Можно сказать, они вообще туда не заходят, за исключением случаев, когда расписание настолько жесткое, что туристов необходимо высадить в Комарно для экскурсии в Братиславу. Но мы решили, что именно в клубном круизе Комарно стоит посетить. Ведь большинство участников этого круиза не раз совершали путешествия на построенных здесь судах, и многим из них может быть интересно побывать в этом городе.
Комарно оказался очень милым местом. Когда-то здесь находилась сторожевая крепость, от которой, правда, остались лишь руины. Зато в Комарно много интересных исторических зданий и церквей.
Одно из самых привлекательных мест в Комарно - это площадь под названием Двор Европы. Она появилась недавно, и ее строительство еще не завершено. Площадь окружают здания, типичные для разных европейских стран: Италии, Ирландии, Великобритании и других. Скоро здесь появится и дом в русском стиле.
Верфь, на которой строился пассажирский флот для СССР, работает и сейчас, но уже только как судоремонтное предприятие.
Мы с Александром не могли не сфотографироваться на фоне фотографии такого знакового для нас города (а его дочка Алинка с удовольствием к нам присоединилась). Саша показывает как раз на ту самую верфь.
Не будучи уверенными в успехе экскурсии по Комарно (как оказалось, совершенно напрасно), мы на всякий случай решили усилить программу экскурсией из Комарно в соседнюю Венгрию, в Эстергом. Путь в автобусе до Эстергом занял около часа. В Эстергоме, на высоком холме, находится грандиозное здание базилики святого Адальберта, которую мы посетили.
С этого же холма открывается вид на город и Дунай.
Если Деггендорф был самой верхней точкой нашего круиза, то Комарно стал его нижней точкой и последним пунктом круиза. Когда уже стемнело, мы снова прошли Братиславу, чтобы ранним утром вернуться в Вену.
Вечером гостей ждал торжественный ужин в ресторане…
… и гала-концерт. В другие дни вечерние программы замечательно делала наша арт-бригада. А в последний вечер к ним присоединился экипаж «Фиделио» с мастерски исполненными украинскими песнями и танцами, встреченными участниками круиза на ура. До чего прекрасная финальная точка нашего путешествия!
В заключение
Утром 10 января участники круиза и группа «Инфофлота» отправились в аэропорт Вены. Экипажу предстояло перегнать теплоход в Линц на зимний отстой.
Думаю, и это не только мое мнение, что круиз удался. Мы будем продолжать традицию зимних клубных круизов на реках Европы, и в следующем году такой круиз пройдет по Рейну и Мозелю. Мы учтем опыт состоявшегося круиза, и, помимо необычного маршрута и разных других вещей, обязательно сделаем много именно клубных мероприятий на борту.
Хочу сказать большое спасибо замечательному экипажу «Фиделио» во главе с капитаном Никитой Леско, компании Crucemundo и коллегам из «Инфофлота», и тем, кто готовил, и тем, кто проводил этот круиз.