Рейн

Aug 20, 2014 19:50

В декабре мы начинаем участвовать в качестве соорганизатора в проведении круизов по Рейну. Для меня этот проект вдвойне приятен тем, что ровно пятнадцать лет назад я впервые отправился в круиз по зарубежной реке, и это был именно Рейн.



К 1999 году, когда никакого «Инфофлота» не существовало даже в проекте, я уже побывал во многих круизах по рекам России и Украины, но не других стран. По тем временам зарубежный речной круиз был весьма необычным делом. Получив заказанную по интернету брошюру с расписаниями компании KD-Cruises, я много дней наслаждался ее изучением под музыку Rammstein. Выбрал круиз и заказал его через какое-то турагентство. И вот настало время ехать.

А накануне вечером мы отмечали день рождения одного из моих друзей - сначала в ресторане, потом помню уличное кафе, потом клуб… Все прошло позитивно: общение, много крепкого алкоголя - в общем, мне понравилось. Но самолет наутро в восемь… Вы представляете себя, что это такое - после подобного вечера самолет наутро в восемь? Это, ребята, жесть. До сих пор удивляюсь, что я все-таки очутился в этом самолете.

Теплоход назывался Italia. Вот он у причала в Кельне. 1999 год, цифровая фотография еще не была распространена. Так что - добрая старая пленка. Дальше я везде буду использовать сканы фотографий пятнадцатилетней давности. Если бы я сейчас такое наснимал, то я бы их сразу стер, пока никто не увидел. Но из тех фотографий выбирать не приходится - что есть, то есть. Итак, «Италия», теплоход швейцарской постройки крупнейшей в то время речной круизной компании Европы KD-Cruises.



Круиз начинался в Кельне и проходил по маршруту Кельн - Страсбург с заходом на реку Мозель до Виннингена.



Первую ночь мы провели в Кельне. Ночами теплоход стоял, днем шел. Поэтому из Кельна «Италия» отправилась ранним утром на второй день, и через несколько часов мы ошвартовались в Бонне. Бонн к тому моменту уже был почти десять лет как лишен статуса столицы ФРГ, а в 1998 году оттуда в Берлин начали переезжать министерства, поэтому многие современные здания делового района уже не были задействованы. Зато исторический центр жил своей обычной жизнью центра средних размеров немецкого города.



После Бонна состоялась презентация экипажа и дирекции круиза. Капитан выступил с приветственной речью на трех языках. Или четырех. Кто-то с места спросил его: «Кто сейчас управляет судном?». «Я не знаю», - флегматично и с ноткой удивления ответил капитан.

Капитан был из Германии, носил длинную бороду и внешне напоминал моего преподавателя по математическому анализу. Этот преподаватель выгнал меня после первого курса, не поставив мне зачет. Но я совсем на него не в обиде: как можно сдать зачет по матанализу, если прогулять почти все занятия? Еще он руководил хором, любил точное звучание, и, соответственно, не любил рок-музыку. Вот это, конечно, меня возмущало. Но в целом он был интересным человеком, и капитан «Италии» со своей бородой внешне его сильно напоминал.





«Интерьеры буржуйского судна впечатляют» - так отреагировал на фотографии внутренностей «Италии» мой хороший знакомый, большой любитель речных круизов Алексей Яблонский. По тем временам, в сравнении с тогдашними интерьерами российских речных судов, интерьеры рейнского судна и вправду впечатляли. Сейчас разница уже не так велика. Иногда мы сами не осознаем, какой огромный шаг по сервису, комфорту и оформлению интерьеров сделал российский речной круизный флот за эти полтора десятка лет.







Перед поворотом с Рейна на Мозель туристов попросили пройти с верхней открытой палубы на боковые прогулочные террасы или во внутренние помещения теплохода. Причина - низкие мосты. По этой же причине ходовая рубка была «утоплена» внутрь надстройки.



Шлюзы на европейских реках неширокие, и суда, которые там работают, не могут быть шире одиннадцати с небольшим метров. Поэтому боковые террасы делаются очень узкими. Пассажирами они почти не используются, за исключением тех случаев, когда доступ на просторную верхнюю палубу закрыт из-за низких мостов.



В Виннингене мы долго ждали, когда прогулочное судно освободит для нас причал. Потом поехали на дегустацию мозельских вин.



Берега Рейна изобилуют впечатляющими замками. Замки находятся в частных руках, и в основном неплохо отреставрированы. Во всяком случае, смотреть на них с реки весьма приятно.



В Браубахе, недалеко от устья Мозеля, мы сделали остановку и поднялись в один из рейнских замков. Замки строились в стратегически удобных местах, то есть там, где обеспечивался хороший обзор окрестностей для контроля территории. Современным туристам это очень на руку. Вот внизу стоит наша «Италия», а мимо проходит какой-то прогулочный или рейсовый пассажирский теплоход.



После Браубаха проходили скалу Лорелей. Так звали девушку, которая, согласно древнему немецкому преданию, была соблазнена и брошена одним рыцарем. Вот написал и думаю - не двусмысленно ли звучит «соблазнена одним рыцарем»? Ладно, пускай. Так вот, этот рыцарь соблазнил и бросил девушку, и она отправилась в отдаленный монастырь. Проходя берегом Рейна, Лорелей увидела своего бывшего возлюбленного, проплывающего мимо на лодке. Он на нее посмотрел, выронил весла, и лодка потерпела крушение, а рыцарь утонул. Лорелей попыталась его спасти, но тоже утонула. Очень мрачная, и даже не уверен что романтичная история. Дело в том, что у Лорелей еще были разборки в епископом по поводу колдовства; в общем, позитивных моментов в этой истории мало. Но немцы считают ее романтичной, и спорить с ними мы, конечно, не будем.

Произошло это как раз в этих местах. С тех пор скалу называют Лорелей. Это довольно живописное горное место Рейна, где река делает крутой зигзаг.



Около Рюдесхайма нам повстречался исторический пароход «Гёте» - визитная карточка Рейна. Построенный в 1913 году, этот колесный пароход и сегодня обслуживает дневную рейсовую линию на самом живописном участке Рейна от Кобленца (устье Мозеля) до Рюдесхайма «со всеми остановками». Полный оборот занимает одиннадцать часов, и для тех, у кого нет времени на полноценный круиз по Рейну, «Гёте» - отличный вариант для знакомства с рекой.





В Рюдесхайме и тогда, и сейчас можно увидеть много речных круизных судов. Сейчас их, конечно, больше. А из теплоходов того времени в работе остались уже далеко не все. Вот, интересно, где теперь этот старомодного вида «Генерал Клебер»?



Мои соседи по столу, средних лет пара из Америки (впрочем, муж родился и вырос в Германии), за ужином сообщили, что в России новый премьер-министр, и его фамилия, кажется, Путин.

Я пожал плечами. Путин? Никогда о таком не слышал. Да и премьер-министры в нашей стране в тот период менялись настолько регулярно, что их смена перестала кого-то волновать. Но мои соседи были настроены серьезно. «Говорят, он бывший шпион и раньше работал в КГБ» - тоном, не предвещающим ничего хорошего для мира вообще и России в частности, поведала мне соседка. Я лишь улыбнулся: какое эти американцы придают значение несущественным на самом деле вещам.

С тех пор уже пятнадцать лет, в каждой своей поездке в другие страны, я отвечаю на один и тот же вопрос: «Что вы думаете про мистера Путина?». И, честно говоря, уже иссяк каждый раз подбирать свежий вариант ответа, ведь отвечать одинаково - скучно.

Майнц - довольно большой город на месте слияния Майна и Рейна. Родина Иоганна Гутенберга, который в XV веке изобрел способ книгопечатания подвижными литерами - во всяком случае, первым в Европе. Что происходило за тысячу лет до этого в Китае, сказать сложно, но, говорят, изначально книгопечатание изобрели именно там. Впрочем, в разрозненном мире прошлого изобретения возникали в разных местах планеты независимо друг от друга.





Ближе к Страсбургу Рейн протекает по границе Германии и Франции. По левому борту - Германия, по правому - Франция:



Страсбург - конечный пункт круиза. В принципе можно пойти и дальше вверх по Рейну и прийти в швейцарский Базель, но наш круиз заканчивался в Страсбурге. Элегантная столица французского Эльзаса. Родина рождественской елки.



В этот день в Страсбург съехалось множество людей со всей Европы: ожидалось солнечное затмение, причем лучше всего видимое именно в этих широтах. Так что по Страсбургу гуляли толпы желающих увидеть затмение. Всех их во избежание порчи зрения снабдили бесплатными очками. Я до сих пор храню эти очки в альбоме с фотографиями:



И вот все смотрят сквозь очки на солнце и ждут затмения. Само затмение, без всякого обмана, состоялось, и длилось где-то пару минут. Правда, иная грозовая туча дает куда лучшее затемнение местности, но это частности.



Вечером поезда, уходящие из Страсбурга, были забиты счастливыми свидетелями затмения.

По проходящей через Страсбург реке Иль совершают прогулки местные суда. Вечерняя речная прогулка со светомузыкальным шоу в историческом центре города - одно из моих самых ярких воспоминаний. Среди исполнявшейся музыки звучало какое-то необычное и фантастически красивое произведение с женскими голосами на непонятном языке. Как узнать, что это было за произведение? Шансов почти никаких. Разве что где-то случайно услышать и спросить. Или услышать по радио, но чтобы там еще и сказали, кто исполнитель. Но нет. Мелодия оказалась какой-то неходовой, и в течение многих лет нигде услышать ее не удавалось.

Спустя десятилетие я купил себе телефон с функцией распознавания музыки. Что говорить - не функция, а мечта. Скажем, по радио играет мелодия. Выбираешь в меню нужный пункт, и через секунду на экран выводятся автор и название произведения. Вот скажи такое школьнику, жившему в восьмидесятые… Да, прогресс безусловно делает мир удобнее и счастливее. Так вот, с помощью этого устройства я опознал множество разных произведений и от этого действительно стал чуть счастливее.

Как-то раз еду за рулем - и по радио зазвучала эта мелодия. А вы же знаете, как добиться того, чтобы проезжать все светофоры на зеленый свет и без остановок. Для этого тебе должно понадобиться отвлечься от управления машиной и, например, что-то набрать на телефоне. Как только тебе это понадобится, светофоры начнут светить тебе только зеленым светом, и остановиться станет невозможно. Так что мелодия была определена на ходу. Это оказалась группа Adiemus с одноименным произведением. А язык и вправду оказался несуществующим.



В то время я не ленился записывать фактические расписания всех своих круизов. Сейчас я этого уже не делаю, потому что стало лень, а если, скажем, еду с друзьями, то они еще и нальют, и здесь уже надо расставлять приоритеты. В общем, сейчас ничего не записываю, хотя на часы по привычке смотрю. А тогда с удовольствием записывал, во сколько точно теплоход прибывал в тот или иной пункт, и во сколько отправлялся. Получались такие замечательные таблички:



И вот, спустя пятнадцать лет, мы участвуем в организации круизов по Рейну на теплоходах Britannia (рождественский и новогодний круизы по нижнему Рейну) и Alemannia (круизы по Рейну между Амстердамом и Базелем в течение навигации 2015 года). На борту будет работать руководитель российской группы от «Инфофлота» (вероятно, нынешний директор круиза теплохода «Карл Маркс» Яна Незнамова). Экскурсии, меню, бортовая газета будут предоставляться на русском языке.

С удовольствием вернусь на Рейн, и тем это для меня интереснее, что Britannia и Allemannia - суда почти того же проекта, что и Italia.



Германия, воспоминания, Франция, круизы

Previous post Next post
Up