По следам банкротств на рынке выездного туризма

Aug 18, 2014 00:35

Нынешний сезон ознаменовался чередой банкротств крупных туроператоров, работающих в области выездного туризма.

Причины этого, на мой взгляд, состоят вовсе не в отсутствии контроля со стороны государства и не в чьем-то злом умысле. Причины - в крайне жесткой конкуренции в этой области. При наличии множества похожих предложений турист выбирает то, у которого меньше цена. Соответственно, цены на зарубежные туры снижались до мыслимых и немыслимых пределов. И снизились до того, что многим компаниям пришлось постоянно работать с убытком. Но поскольку в последние годы рынок выездного туризма развивался, обороты росли, то эти компании продолжали нормально функционировать за счет оборотных средств.

В работе за счет оборотных средств, так же как в привлечении кредитных средств, нет ничего плохого. У нашей компании однажды был случай, когда мы на год продлили договор аренды теплохода, который с большой долей вероятности принес бы компании убытки. Но мы посчитали, что те оборотные средства, которые даст этот теплоход, стоят этих рисков. И не просчитались. Мало какие компании обходятся без таких приемов, но важно, чтобы при этом в долгосрочной перспективе компания не была убыточной. Иначе работа за счет оборотных средств становится пирамидой.

Произнося слово «пирамида», обычно имеется в виду жульничество. Но большая часть «пирамид» возникает неумышленно, из-за ошибок в управленческом учете, или вовсе в его отсутствии. Именно ведение управленческого учета позволяет понимать, «где находится» компания в данный момент. Ведь большое количество средств на счетах хоть и выглядит соблазнительно, но не говорит ровно ни о чем. Я почти уверен, что в большинстве обанкротившихся компаний ведению управленческого учета уделялось недостаточное внимание. Но в условиях роста рынка, то есть до поры до времени, это не приводило к негативным последствиям. Компании работали и даже развивались, генерируя при этом убыток.

Вспоминаю случай из нашей недавней практики. На навигацию 2013 года мы планировали работу шести судов. По расчетам движения денежных средств на предстоящий год компания вполне вытягивала работу такого количество флота. Но детальные бюджеты показывали, что один теплоход при этом будет генерировать постоянный убыток, рискуя увести финансовый итог по всем судам в минус. В условиях начавшегося подъема отрасли это могло пройти для нас незамеченным - мы бы благополучно отработали навигацию, используя оборотные средства, и при этом покрыли бы большую долю рынка речных круизов. Но не пошли на это, поскольку данные управленческого учета показывали, что несмотря на рост оборотов, по бюджетам мы можем уйти в минус, а это - путь к построению «пирамиды».

Мы отказались от «лишнего» теплохода, вышли в навигацию с пятью судами, и увеличили объем работы по агентской деятельности. Все эти меры хорошо отразилось на нашем финансовом самочувствии. Не будь у нас поставлен управленческий учет, возможно, мы шли бы по пути увеличения количества флота, увеличения своей доли на рынке, но с риском в какой-то момент не выполнить своих обязательств.

Так вот вернемся к выездному туризму. Пока объемы на выездном рынке росли, у туроператоров все было хорошо. Но в 2014 году количество туристов, желающих поехать за границу, уменьшилось. На это было несколько причин. Каждая из них может показаться не столь значительной, однако вместе они привели к тому, что компании, живущие за счет оборотных средств, начали банкротиться.

Первое - рост курса доллара и евро. Это отпугнуло часть людей от поездок за рубеж.

Второе - запрет на выезд на границу сотрудников силовых структур. Это были не только сотни тысяч постоянных клиентов туркомпаний, но и члены их семей.

Третье - возросшая антизападная пропаганда. Многие люди решили, что Россия окружена исключительно недоброжелателями, поэтому ехать к ним не стоит.

И начались банкротства туристических компаний.

Как можно избежать подобного в дальнейшем? Разговоры об усилении контроля за деятельностью компаний, о возвращении лицензирования туристической деятельности и так далее не имеют отношения к реальности. Если это и будет сделано, то только для того, чтобы успокоить народ. Ведь пока в этой отрасли существует ценовой демпинг, избежать повторения подобных ситуаций будет трудно, если вообще возможно. Но компании могут снизить риск такого поворота событий, ведя актуальный, не для самообмана, управленческой учет. Чтобы руководители могли в каждый момент четко понимать, где находится их организация, и в зависимости от реальной ситуации принимать те или иные меры.

Желаю всем компаниям, добросовестно работающим в сфере туризма, финансово стабильной работы.
Previous post Next post
Up