Провел три дня в Украине. Мой хороший знакомый Алексей Сёмин запустил первый в Украине чартерный поезд, и пригласил меня на нем прокатиться. Почему нет? Меня отговаривали ехать, но я подумал, что лучшего времени для поездки в Украину, чем сейчас, пожалуй, и нет. Если ты, конечно, не признаешь чье-то право записать тебя в массовку для вложения нужной информации в мозги. Если признаешь - ехать незачем: сиди у телевизора и бойся того, чего тебе скажут бояться.
Ну а я этого права ни за кем не признаю. Я привык сам давать оценки всем событиям и явлениям. И, кроме того, не верю, что обычные, нормальные люди в Украине могут плохо относиться к россиянам из-за этих политических проблем. В любом случае, такие вещи можно почувствовать в общении на месте, а не через телевизионные или интернет-новости. И я поехал.
Единственная неприятная часть визита в Украину - вторая линия погранконтроля для мужчин с российскими паспортами. Она называется «собеседование». Пограничники довольно долго расспрашивают о деталях предстоящего визита и изучают документы. У меня, например, попросили показать смс-переписку с Алексеем Сёминым. Хорошо, что не попросили переписку по ICQ - я там накануне пошутил про ввозимый гранатомет, и, чувствую, что эти серьезные ребята, прочитав такое, отправили бы меня шутить ближайшим рейсом обратно в Россию.
Насколько я понимаю, некоторым отказывают во въезде, но большинству после собеседования дают «зеленый свет». Как и мне. И вот я в зале прилета, где меня встречает Алексей. Банкомат, где я захотел получить гривны, вежливо поинтересовался, не желаю ли я пожертвовать какую-нибудь сумму на украинскую армию. Судя по количеству списанных со счета рублей, я таки некоторую сумму куда-то пожертвовал. Видимо, банк установил несколько нестандартный курс гривны к рублю. Так что лучше пользоваться обычными обменниками.
Но это все сущие мелочи по сравнению с замечательным ощущением, что ты приехал в страну, которая в последние полгода стала для россиян, пожалуй, даже экзотической. А внешне никакой экзотики не ощущается: такие же люди, такая же речь. Все понятно и обычно, как у себя в Петербурге.
Киев живет своей будничной столичной жизнью, и почти ничего тревожного в этой жизни не ощущается. За исключением разговоров о начавшейся мобилизации. Люди не хотят ни с кем воевать, тем более что действительно не понимают, с кем и за что. Все ждут, когда же наконец политики начнут договариваться о прекращении войны в Донбассе, смысла в которой не видит никто. У многих есть родственники и знакомые, которые были вынуждены уехать из Донецкой и Луганской областей. Как я понял, для большинства было неважно, куда эвакуироваться - в Россию или вглубь Украины. Главное - уехать из кошмара, который там начался.
Но это в двух восточных областях. Остальная Украина живет мирно и относительно спокойно.
В Киеве жарко. Мы полдня гуляли по нему пешком, иногда заходя в кафе.
У бронзовой статуи Паниковского (в котором угадываются черты Зиновия Гердта) злоумышленники украли тросточку. Говорят, уже не в первый раз.
В Киеве до сих пор существует палаточный лагерь, занимающий часть Майдана Незалежности и участок Крещатика. Вокруг кипит обычная городская жизнь, но в палатках живут люди. Они выдвигают какие-то требования, хотя смысл этих требований, как смысл и самого существования палаточного городка, уже непонятны даже киевлянам. Возможно, кому-то просто понравился такой образ жизни, а власти пока не возражают.
Сейчас городок активистов Майдана сильно уменьшился в размерах относительно того, что было здесь полгода назад, и постепенно превращается в мирную городскую достопримечательность. Вокруг развернута торговля сувенирами с символикой Майдана. В части этой символики присутствует пафос про героев, но в другой части просматривается здоровая самоирония, как например в случае с изображением карикатурной сексапильной красавицы с надписью «Я - бандеровка» на футболке.
К посольству Нидерландов горожане приносят цветы и детские игрушки, сочувствуя трагедии, недавно произошедшей в небе над Донецкой областью.
А совсем недалеко - территория Софийского собора, спокойное и уединенное место. Здесь же девушка неплохо играет на устройстве, похожем на синтезатор, которое приводит в действие колокола. Скамейки для слушателей установлены рядом на траве.
Киев живет мирной спокойной жизнью. Я ожидал встретить спокойно-вежливое отношение, но реальность оказалась несколько другой: буквально все люди, с которыми мне довелось пообщаться в этот и следующие дни, от прохожих до продавцов в магазинах, были исключительно доброжелательными, улыбчивыми, готовыми при необходимости помочь. Никаких проблем ни с русским языком, ни с российским акцентом.
В плане общения с людьми сегодняшняя Украина показалась мне очень комфортным и позитивным местом. Я не увидел даже отдаленных признаков негатива. И считаю сложившийся за полгода стереотип об опасности поездок россиян в Украину обычной фантазией, не имеющей отношения к действительности.
Вы все еще смотрите телевизор, читаете новости в интернете и обрастаете очередными негативными эмоциями и страхами? Выбор ваш. А я тем временем отлично провожу время в приятной стране и общаюсь там с приятными и интересными людьми. Горилка, сало, вареники - ну а как без этого. В одном из множества гостеприимных ресторанчиков Киева.
Но дело идет к вечеру, пора и на вокзал. Сегодня мы поедем на поезде в Измаил, и поезд это необычный.
Когда Алексей Сёмин, ранее успешно трудившийся в области речного судостроения, создал и возглавил компанию «Южные туристические линии», занимающуюся железнодорожными перевозками, многие посмотрели на это дело скептически. Какие частные поезда в такое время в Украине? Но когда поезд Киев - Измаил совершил первый рейс, отношение к проекту изменилось.
Идея Алексея была запустить прямой поезд из Киева до Измаила (раньше таких поездов не было, и пассажиры делали пересадку в Одессе). Алексей вышел на руководство Укрзализницы с инициативой аренды подвижного состава для обслуживания этой линии. Хотя до этого в Украине никто ничего подобного не делал, но в Укрзализнице поддержали проект: выделили вагоны, бригады проводников, нитки движения. В июле 2014 года состоялся первый рейс нового поезда.
Изначально Алексей планировал, что вагоны в составе будут только купейные и СВ. Но затем, учитывая проработки по спросу на билеты, остановились на варианте пятивагонного состава с двумя плацкартными, двумя купейными и одним вагоном СВ. Вагоны взяли из состава отмененного поезда N 5/6 Москва - Киев.
Билеты на поезд «Южные туристические линии» продают через интернет и терминалы оплаты услуг. В вагонах есть бесплатный беспроводной интернет; в проезд входит ланчбокс; чай для пассажиров неограничен и бесплатен. Планируется оснастить вагоны аудиогидами, а ланчбоксы заменить фуршетным вариантом типа «шведского стола» (на мой взгляд, для поезда это смелая идея, особенно для плацкартных вагонов, но смелые идеи всегда самые интересные, и из них, как ни странно, нередко получается толк).
Официально поезд считается чартерно-туристическим, но первые рейсы показали, что основная часть пассажиров просто заинтересована в проезде из пункта А в пункт Б. Особенно те пассажиры, которые теперь получили возможность без пересадки добраться до Киева из Измаила, Каролино-Бугаза, Белгорода-Днестровского и других мест.
Поезд отправляется из Киева в 20.35. До прибытия в Одессу он останавливается в Казатине, Виннице, Жмеринке, Ванпярке и Котовске. Прибытие в Одессу - ранним утром, в 05.13. Поскольку в Одессе тупиковый вокзал, поезд меняет направление движения, и следует дальше с остановками в Каролино-Бугазе, Бугазе, Белгороде-Днестровском, Арцизе, и, наконец, прибывает в Измаил в 10.55.
Утром, после Одессы, поезд идет южными степями по малозагруженной одноколейной дороге.
Станция Белгород-Днестровский. Алексей смотрит на нас из тамбура третьего вагона. У нас с ним было много о чем поговорить на тему его железнодорожного проекта. Ведь когда-то мы, как и Алексей, тоже создавали новый проект - речную круизную компанию. И хотя у нас теплоходы, а у Алексея поезда, но общих интересных моментов по работе более чем достаточно.
Арциз - последняя промежуточная станция на нашем пути. В Арцизе поезду в очередной раз меняют локомотив. Всего на маршруте от Киева до Измаила предусмотрено целых пять смен локомотивов. Где-то это связано с переходом с электрической на тепловозную тягу, а где-то дело просто в разных участках дороги с разными локомотивами и бригадами машинистов.
Пока меняется локомотив, осмотрщик вагонов ходит и стучит по колесам.
Нет, погодите, чего-то в той фотографии не хватает. Вот так будет лучше:
В 10.55, точно по расписанию, прибываем в Измаил. Из Киева поезд уходил почти с полной загрузкой, но до Измаила доехали не больше тридцати человек. Остальные вышли на промежуточных станциях.
Алексей, конечно же, серьезен. Сейчас ему приходится много работать, ведь проект находится в самом своем начале, и очень многое надо предусмотреть и организовать буквально вручную. Так что Алексей серьезен, ну а мне вроде как быть серьезным незачем. Ведь вокруг все хорошо и позитивно! Приятно, что поезд ходит по совершенно новому маршруту, и это оказалось востребовано.
Поезд остается прямо у платформы ждать обратного отправления (в 17.11). Ну а мы идем гулять по Измаилу. Это родина Алексея, хотя сейчас он живет в Киеве.
В 1790 году русские войска под командованием Александра Суворова взяли считавшуюся практически неприступной турецкую крепость Измаил. В сохранившейся с тех времен турецкой мечети сейчас устроен музей-диорама взятия Измаила.
Сама крепость не сохранилась; на ее месте можно увидеть две церкви и обширную площадку.
Свято-Успенская церковь, построенная в 1841 году, была практически разрушена, и восстановлена лишь в последние годы.
Горожане загорают и купаются в Дунае. Противоположный берег - уже румынский. Граница проходит по фарватеру. И, что интересно, никакой пограничной зоны.
Морской вокзал Измаила когда-то был очень оживлен. Здесь стыковались морские теплоходы, приходящие с Черного моря, и речные суда, следующие вверх по Дунаю.
Сейчас в Измаил эпизодически заходят только туристические суда с Дуная, и теперь Морской вокзал не обслуживает пассажиров. В нем разместились службы Украинского Дунайского пароходства.
И морские, и речные суда швартовались к длинной цепочке понтонов. Сюда заходили даже такие гигантские для реки морские теплоходы, как «Айвазовский» и «Колхида», причем при отходе они самостоятельно делали оборот - под аплодисменты наблюдавших за маневрами пассажиров речных судов.
У причалов по старым чертежам воссоздана часовня, раньше находившаяся выше по течению Дуная, на территории нынешнего грузового порта.
Ниже по течению у набережной стоит старый танкер немецкой постройки времен войны. Сейчас он используется в качестве понтона.
А соединяет этот танкер с берегом другой понтон. Его, оказывается, в свое время спроектировал Алексей Сёмин. Раньше мы с Алексеем общались в основном на тему пассажирского флота. Он разработал свою методику оценки комфортабельности пассажирских судов. Она легла в основу его диссертации, а главное - получила практическое применение и кое-где используется при проектировании. Мы часто общались на эти темы, спорили, но вот что Алексей еще и проектировал понтоны, я не знал.
И - конечно же, на южной жаре очень неплохо пьется местное холодное пиво.
А теперь пройдемся по центру Измаила.
Не успели зайти в музей Суворова - торопились в Одессу. И на это была уважительная причина.
В Одессу поехали на машине. Дорога занимает четыре часа, и частично проходит через территорию Молдавии. Правда, паспорт показывать не надо - участок дороги имеет транзитный статус, и следование по ней за выезд из Украины не считается.
Из окна моего номера виден настоящий одесский дворик.
Я давно хотел побывать в одесском Доме клоунов. Это театр, который создала некогда популярная в России комик-труппа «Маски». Помните многочисленные выпуски «Маски-шоу»? Сейчас артисты труппы снимаются и гастролируют меньше чем раньше, и занимаются в основном своим театром. Вот его я и хотел посетить. А тут - такая оказия: еду в те края. Как не воспользоваться случаем?
Из оригинально оформленного фойе можно пройти в бар, пропустить чего-нибудь до или после спектакля. Здесь бывают и артисты.
Зал будет заполнен полностью. В своем театре «Маски» играют сборный спектакль «Атака клоунов», а также несколько комически-гротесковых спектаклей. В тот день шел спектакль «Моцерт и Сальери».
Атмосфера создается с первых минут. Владимир Комаров ходит по залу и наливает желающим шампанское. А Борис Барский занимается более серьезным делом - он разливает коньяк. И спектакль начинается.
Пересказывать его содержание бесполезно. Это очень своеобразное смешение стилей - от клоунады до лирики. Хорошее живое музыкальное сопровождение.
После спектакля артисты выходят пообщаться со зрителями, многие из которых приезжают в одесский Дом клоунов из других городов Украины. Обстановка очень легкая и доброжелательная.
Вечером на Дерибасовской улице очень хорошая атмосфера. Работают бары, звучит живая музыка.
Даже не знаю, почему эта группа так серьезно смотрит в камеру. Они очень хорошо играли что-то тирольское.
Посидев в уличном ресторане, идем на вокзал. Я остаюсь в Одессе еще на день, а Алексей возвращается на своем поезде в Киев.
Проводив Алексея, за полночь возвращаюсь в гостиницу. В эти два дня мы очень интересно пообщались на множество тем. В таком общении становится особенно очевидным весь абсурд деления людей по странам и национальностям. Удачи ему и его проектам!
Из разговора: «Леша, где наконец бандеровцы? Я что, зря приехал?» - «Да я их пока не видел, но может тебе повезет».
Нет, я их тоже не встретил. Зато набрался позитива от общения даже со случайными людьми. Думаю, что если бы россияне вот прямо сейчас тоже начали ездить в Украину - в гости, или как туристы, причем ездить с открытой душой и добрыми намерениями, то все бы изменилось.
Я бы хотел, чтобы люди прямо сейчас начали ездить. Это поможет нашему несчастному обществу стать лучше, добрее, терпимее. Ведь у нас нет ни одной позитивной объединяющей идеи. Только «осудить», «запретить», «обособиться», «у нас свой путь», «у нас есть духовность, а у них нет». И общество объединяется - но не на почве добрых идей и дел, а на почве этого черного, оторванного от реальности деструктива. И чувствую, что если позволять себе деградировать в таком ключе и дальше, то это может очень плохо кончиться.
Итак, у меня почти весь день на Одессу. Приехав домой, посмотрел для сравнения, что писали про этот день в новостях. Оказывается, в Одессе бушевали страсти. В течение всего дня милиция разгоняла демонстрантов и протестующих. Тексты были снабжены соответствующими фотографиями.
Но вот незадача: весь этот самый день я пешком ходил по центру Одессы. И не видел ни митингов, ни активности милиции. Вообще не видел ни одного агрессивно настроенного человека. Только доброжелательных, улыбающихся людей. Вы смотрели новости? А я в это время получал от атмосферы воскресной Одессы тонны позитивных эмоций!
Ах, Одесса. До чего же ты хороша! До чего же здесь прекрасные люди. Как же здесь хорошо дышится, здорово гуляется. Почему же я не остался здесь еще на пару дней? Просто посидеть, послушать разговоры окружающих, с их непередаваемыми одесскими выражениями.
Просто фотографии с прогулки по Одессе.
Впрочем, подготовку к одному весьма боевому событию в Одессе я наблюдал. Как раз в этот день в городском парке состоялось водное сражение. Молодежь, в основном студенты, вооружившись ведерками и бутылками с водой, разбившись на две команды, устроили массовое обливание.
Вот они идут к месту битвы. Дружные, веселые, позитивные, и среди них ни одного пьяного человека. А у меня самолет и я не смогу посмотреть на захватывающее зрелище. Значит, в следующий раз (ну и заодно сейчас останусь сухим).
Мне очень понравилось в Украине. Хотя я часто бывал там раньше, но думаю, что сейчас выбрал самое правильное время для визита. Поездка получилась не только интересной, но и красивой эмоционально.
Выключите телевизор. Не калечьте свою душу новостями. Мир совсем не такой, как там показывают. Путешествуйте, общайтесь! И жизнь на Земле станет лучше.