Давно хотел побывать на шведском острове Готланд. Это не так и далеко от Петербурга, а все равно поехать туда как-то не складывалось. Но, наконец, сложилось.
Причем сложилось так, что лучше и не придумаешь. В течение лета этого года паром Silja Europa (
недавно я о нем писал), работающий на линии Хельсинки - Таллинн, делает три специальных рейса до столицы Готланда Висбю. Пропустить это событие невозможно.
Все места на пароме заняты: круизы до Висбю оказались исключительно популярны. А тем более их всего три в году. Если Tallink Silja повторит этот опыт в будущем, то о билетах лучше позаботиться заранее.
В 18.00 из Западного порта Хельсинки выходит паром «Принцесса Мария», следующий в Санкт-Петербург. За ним отправляемся в рейс и мы.
После выхода из порта Silja Europa берет курс не на юго-запад, в сторону Готланда, а на юг, на Таллинн, где на борт поднимутся пассажиры, начинающие круиз в Эстонии.
21.30: заходим в паромный порт Таллинна. За нами в порт входит скоростной паром Star, тоже прибывший из Хельсинки. Только вместо трех с половиной часов Star тратит на дорогу всего два.
22.30: взяв пассажиров, отдаем швартовы. Прощальный взгляд на вечерний Таллинн, и - впереди Готланд.
Паром Silja Europa за полтора года работы на короткой линии Хельсинки - Таллинн, наверное, совсем отвык от долгих ночных переходов. Морской путь от Таллинна до Готланда занимает четырнадцать часов. Учитывая разницу между эстонским и шведским временем, паром прибывает в порт Висбю к полудню следующего дня.
А на борту и ночью и днем продолжается насыщенная паромная жизнь. Я говорю «паромная», потому что, даже выполняя круиз и не беря на борт автомобили, паром остается паромом. Весь ритм жизни на борту не круизный, а паромный, и в первую очередь это чувствуется по большой плотности людей на борту. Англоязычной программы в этом круизе не предусмотрено: круиз рассчитан на публику из Эстонии и Финляндии. Впрочем, основные объявления дублируются на английском языке.
Слева по борту остров Готланд и его столица город Висбю. Столица Готланда в течение многих веков жила обособленно от остального острова, находясь в центре североевропейской торговли. Особый расцвет Висбю пришелся на период между 1100 и 1300 годами.
В разные периоды Готланд принадлежал немцам, датчанам и шведам. А в 1808 году остров был оккупирован русскими войсками под командованием адмирала Николая Андреевича Бодиско. Приказ занять Готланд был отдан императором Александром I, готовившимся получить от Наполеона Финляндию, и желавшим сделать себе приятный «бонус» в виде стратегически расположенного Готланда.
Правда, боевые корабли были заняты, и Бодиско был вынужден арендовать несколько купеческих судов в Либаве. Готланд был взят без единого выстрела и присоединен к Российской империи. Население острова, оправившееся от потрясения, оценило манеры русских офицеров, владевших французским и умевших неплохо танцевать.
Оккупация длилась меньше месяца, после чего к Готланду подоспела шведская эскадра, и российские войска мирно покинули остров на тех же купеческих судах, на которых сюда прибыли. Местное население, хотя и не испытывало притеснений от неожиданных завоевателей, все же вздохнуло с облегчением. А спустя девять месяцев на острове резко возросла рождаемость.
Редкий кадр: паром Silja Europa на острове Готланд:
Кстати, в этот круиз можно было взять с собой автомобиль, но только… чтобы использовать автомобильную палубу парома как место парковки. Возможность выехать с парома на Готланде на своем автомобиле не была предусмотрена. А жаль: Готланд, большой остров с множеством интересных мест, удобнее всего осматривать на автомобиле.
Так что в этот раз ограничимся пешеходной прогулкой по Висбю - с тем, чтобы объездить Готланд в другой раз.
Висбю считается самым хорошо сохранившимся средневековым городом в Скандинавии. Город включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Первое упоминание Висбю относится к 900 году.
Интересно, что среди красочных средневековых домиков Висбю можно увидеть немало руин. Это церкви, построенные в XI-XII веках. В 1525 году, в разгар вражды между купцами Любека и Висбю, практически все церкви города были сожжены. После этого они так и не были восстановлены, а их разбросанные по всему городу руины сохранились до наших дней.
Единственной церковью, пережившей те времена, стал собор Святой Марии, построенный в начале XIII века. Возможно, сыграло роль то обстоятельство, что собор считался немецким. Он пережил события 1525 года, и дошел до наших дней практически в первозданном виде.
Стена, возводившаяся начиная с XII века, служила для защиты города в том числе от готландских крестьян, с которыми у горожан Висбю однажды даже случилась настоящая война. Городская стена считается лучшей из сохранившихся крепостных стен Средневековья во всей Скандинавии.
Под сводами крепостной башни уличные музыканты играют какую-то средневековую мелодию.
На Торговой площади отдыхают горожане и туристы, открыты кафе и ресторанчики; как и в средние века, идет торговля. Каждый август площадь становится центром масштабного мероприятия - Средневековой недели, когда горожане и гости одеваются в средневековые костюмы, устраиваются карнавальные действа и везде подаются угощения, приготовленные по старинным рецептам.
А чуть в стороне от шумного центра протекает спокойная жизнь маленького города. Хочется приехать сюда зимой, когда такие городки охватывают абсолютный сон и тишина.
Вдоль теплого в это время года моря люди катаются на велосипедах; кто-то купается. Как и во всех маленьких городках Северной Европы, здесь добрая, легкая и спокойная атмосфера.
Около моря раскинулся небольшой ботанический сад.
А неподалеку разбит парк с красивым прудом.
С материковой Швецией (городами Нюнесхамном и Окархамном) Готланд соединяют вот такие скоростные паромы:
Пора в обратный путь. В 21.00 Silja Europa аккуратно выходит из порта, и берет курс на северо-восток.
Переход длится всю ночь, а в полдень следующего дня паром ненадолго заходит в эстонскую столицу, чтобы высадить часть пассажиров.
Курс на Хельсинки! Финальный трехчасовой переход, во время которого проводницы делают уборку кают к следующему рейсу.
В 16.00 мы ошвартовались в Западном порту Хельсинки. Silja Europa возвращается на традиционную линию Хельсинки - Таллинн, а в начале августа парому предстоит еще один круиз в Висбю.
А 7 августа Балтика попрощается со славным паромом Silja Europa. То ли надолго, то ли навсегда. Еще месяц назад ничто, как говорится, не предвещало. Но подвернулся хороший контракт, по которому Tallink перегоняет паром в Австралию под гостиницу на срок до четырех лет. Решение было принято быстро. С 7 августа место «Европы» на линии Хельсинки - Таллинн займет более новый и экономичный паром Baltic Queen, а его, в свою очередь, на линии Таллинн - Стокгольм заменит паром Romantika, переведенный с линии Рига - Стокгольм. Таким образом, у Tallink теперь не будет хватать одного парома на линии Рига - Стокгольм, но экономически новый контракт, видимо, стоит того.
Интересно, что предстоящая передача парома Silja Europa в Австралию активно обсуждается в Финляндии. Этот паром был целой вехой в развитии скандинавского паромного сообщения, его знают и любят. Вернется ли он на Балтику? Будет реалистами: блестящая в прошлом «Европа» сегодня - экономически малоэффективное и технически проблемное судно. Думаю, что шансы на возвращение парома невелики.
Если в следующем году традиция круизов в Висбю будет продолжена, то их будет, видимо, выполнять паром Baltic Queen. Интересный и недорогой мини-круиз, вносящий разнообразие в цикличные паромные маршруты. Рад, что побывал в таком.